rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВ КУПЕЧЕСКИЙ

78В начале 21 века Ростов-на-Дону – это порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей. Сегодня Ростов – город-миллионник, столица Юга России. Таким мы видим наш город сегодня. Но таким он был не всегда.

В начале прошлого, 20 века, Ростов насчитывал всего лишь 120 тысяч жителей. Из них дворян и чиновников – 4189 человек, духовенства – 267, мещан – 53956, крестьян – 51892, казаков – 2919, иностранцев – 2258. Третье, купеческое сословие, составляло 1693 человека. Но именно купцы создавали и формировали в городе социальную, экономическую, культурную структуру. Положение купцов в экономике города было ведущим. Им принадлежали 92 промышленных предприятия, около 3000 ремесленных заведений, на которых работало примерно 15 тысяч рабочих.

В начале прошлого века Ростов потреблял 3100 квт электроэнергии (первая электростанция была на улице Николаевской), имел 66 верст водопровода, несколько трамвайных веток, 1800 абонентов телефона, 22 процента домовладений пользовались канализацией. В городе действовало 20 больниц и приемных покоев, которые ежегодно обслуживали 20 тысяч больных.

Немалую роль в культурном и экономическом развитии города в те времена сыграли купцы. Именно благодаря им в Ростове появилась большая часть крупных предприятий, которые по сей день служат на благо ростовчан.

Именно благодаря купцам в городе развивалось искусство и просвещение. Так, в 1897 году грамотных людей было 74132 человека, примерно 70% населения (общая цифра грамотности по России в то время составляла менее 15%). В городе были открыты и успешно существовали учебные заведения: коммерческие, мореходные, художественные. В их развитие купцы вкладывали большие деньги. А в 1915 году в Ростов был эвакуирован Варшавский университет. За право его размещения боролись 5 городов, но победил наш город. Кроме этого, Ростов принял эвакуированные из Киева политехникум, консерваторию, коммерческий институт.

С 1863 по 1887 годы в Ростове издавались 36 газет и журналов. В 1909 году открылся городской музей. С середины 18 века в городе существовал театр, в котором выступала труппа Н.Н.Синельникова. В городе работали библиотеки, в том числе – народные, бесплатные.

На свои средства купцы устанавливали исторические памятники, строили храмы. В те времена было воздвигнуто 18 соборов и церквей, два католических храма, один протестантский, синагога, мечеть.

Купцы выделяли деньги на благоустройство города. Вся архитектура в старой части города была создана на деньги купцов. Купец Яшин подарил городу свой парк (Городской сад). Платон Михайлович Троянкин, живший в своем доме на Таганрогском проспекте (сейчас это пр.Буденовский) около гостиницы «Астория» (в наши дни она называется «Ростов»), все свое состояние завещал городу. Ростовские купцы всегда помогали тем, кто в них нуждался, жертвовали пострадавшим от засух, землетрясений, помогали семьям погибших на войнах, как в Ростове, так и по всей России.

Размаху благотворительности купцов поражались и соотечественники, и иностранцы. И дело здесь вовсе не в том, что у купцов было много денег. Жертвование было частью купеческой морали. Благотворительность была для них естественной и привычной. По ее размерам судили и о масштабе личности благотворителя.

К началу прошлого века в ростовское купечество пришло второе, а в некоторых династиях третье и четвертое поколения. Это были люди, стремящиеся к интеллектуальному и культурному развитию. Они искали и создавали образованную и талантливую среду, интересовались литературой, наукой, искусством. Ростовские купцы были не только меценатами, но и зачастую сами становились музыкантами, издателями, писателями, художниками.

Парамонов и сыновья

Одна из самых знаменитых и легендарных фамилий нашего города – это фамилия купцов Парамоновых. В середине 19 века эта фамилия известна всей Ростовской округе.

Род Парамоновых большой и древний. С начала 19 века они занимались торговлей. Но самым знаменитым из этого рода стал донской казак Елпидифор Парамонов. Поскольку в конце 19 века торговым казакам разрешили приобретать недвижимость за территорией Войска Донского, Парамонов переехал из Нижнечирской станицы, где родился и жил, в Ростов.

Первым его приобретением стала вальцовая мельница на углу Береговой и Посоховского переулка (сейчас он носит название пер. 7-го февраля), которая принадлежала греку Маргалаки. Территорию, находившуюся недалеко от мельницы по Береговой улице, Парамонов застраивает складами, поскольку неподалеку отсюда швартовались суда с грузами, которые затем сгружали на склады. Кстати, развалины этих самых Парамоноских складов до сих пор можно видеть на ул. Береговой.

Парамонов расширяет закупки зерна для мельницы, а заодно покупает несколько барж. Из этого зерна перемалывалась отборная мука. Спрос на нее был большой. Парамоновская мука получила Золотую медаль на выставке в Париже, она продавалась в 14 ростовских магазинах, доставлялась во многие города России и пользовалась особым спросом у столичных жителей.

Но в 1896 году мельница сгорела. Она имела такое огромное значение для города, что после ее пожара в Ростове повысилась цена на хлеб. Парамонов отлично знал, что мукомольное производство очень пожароопасное. Тем не менее, он построил новую мельницу. В то время она была оснащена по последнему слову техники. Эта мельница проработала почти 30 лет, но 7 февраля 1930 года на мельнице произошел мощный взрыв. Взорвалась мучная пыль в замкнутых производственных помещениях. В результате взрыва начался сильный пожар. Мельница была разрушена практически до основания. Погибло очень много рабочих и служащих. После этого пожара Парамонов ее больше не восстанавливал.

Еще одной страстью Парамонова был флот. Поэтому он скупал суда. Один из пароходов он назвал в честь себя – «Парамонов». В Ростове на 1906 год насчитывалось 27 пароходств. Их размеры были разные – от одного до двух десятков больших судов. Парамоновым принадлежало более восьмидесяти плавединиц, 23 – пассажирских судна. До сих пор жива история о том, как Парамонов разорил другого ростовского судовладельца - И.С.Кошкина. История такова: Парамонов приказал капитанам своих судов бесплатно выдавать пассажирам по бутерброду с красной икрой и стакану горячего чая. В результате Кошкин остался без пассажиров и обанкротился. Этим примером

Очень много денег Парамонов вкладывал в строительство. Он строил помещения для своих рабочих, административные помещения, конторы, склады, жилые дома. Также Парамоновы были известны как щедрые жертвователи и помощники нуждающихся. Парамонов всегда заботился о своих рабочих и служащих. Он предоставлял им возможность дополнительного заработка, строил для них больницы, магазины. По праздникам каждому лично вручал подарки. Кстати, в те времена праздников было много: более семидесяти дней в году выходило нерабочих.

В начале 90-х годов Парамонов начал заниматься углем. До 1905 года он не покупал себе шахт, потому что цена на уголь то поднималась, то падала. Но исправно торговал углем.

Парамонов был сначала активным участником, а затем и председателем различных комиссий, собраний, съездов. Он баллотировался в биржевые старшины и, в 1897 году, был избран как ростовский купец 1 гильдии, казак Донского Торгового общества. С 1901 он дважды избирался председателем Биржевого комитета.

29 декабря 1909 года Елпидифор Парамонов скончался. Все свое состояние он завещал сыновьям: Петру и Николаю, которые достойно продолжили дело своего отца. После смерти отца Петра избрали председателем Биржевого комитета. Под его руководством были реализованы проекты по улучшению экспорта зерна и муки, совершенствованию кредитных учреждений Ростова, проведению регионального съезда мукомолов и пр. Он был председателем Комитета Донских Гирл, членом комитета торговли и мануфактур, членом городской думы, совета государственного банка, членом речного комитета. Он также продолжал развивать угольное дело.

Николай, младший сын Парамонова, вел активную революционную деятельность во время революции 1905 года. Он несколько раз арестовывался. В 1903 году организовал книжное издательство «Донская речь». Отделения книжных магазинов издательства находились во многих городах России. Он печатал книги по праву, демократическим формам власти. На его деньги в Петербурге издавался демократический журнал «Былое» по истории народничества и террористической борьбы. Николаю Парамонову удалось избежать тюрьмы только благодаря амнистии в связи с 300-летием дома Романовых. До 1919 года он продолжал издательскую деятельность и книжную торговлю, но потом арендовал земли под сахарную плантацию и заключил договор о строительстве винокуренного завода.

Как же закончилась история этого славного донского рода? Семья Николая Парамонова попала в изгнание. В Турции некогда богатейшие люди России бедствовали. Оттуда Николай, оставив семью, поехал в Германию в надежде получить обратно свой задаток от фирмы, принявшей заказ на производство оборудования для шахт. Но вернуть деньги так и не удалось. В последствии вся семья Николая Парамонова переехал в Германию.

О судьбе Петра Парамонова ничего неизвестно.

Асмоловы: великие меценаты старого Ростова

В мае 1857 года на улице Скобилевской, которая в те времена была окраиной города (сейчас – это улица Красноармейская), недалеко от ее пересечения с пер.Казанским (сейчас это пер.Газетный), было организовано небольшое табачное производство, начавшее выпускать свою первую продукцию. А открыл это производство родоначальник династии Асмоловых – Василий Иванович. В то время там работало всего 7 человек, которые за пол года выпустили 600 пудов табака отличного качества.

Затем Асмолов пригласил в компаньоны опытного купца в табачной отрасли Гавриила Шушпанова. Совместное дело росло и крепло. Василий Асмолов исколесил Прибалтику и Сибирь, Поволжье и Кавказ: Вскоре продукция появилась в Москве. Отменное качество и невысокая цена асмоловского табака завоевали москвичей. В 1860 году фабрика переработала уже 5000 пудов табака. В 1861 году на петербургской выставке продукция асмоловского предприятия была удостоена похвального листа. В следующем году фабрика сгорела.

Но не прошло и двух месяцев, со времени пожара, как предприятие возродилось. На пепелище выросли новые двухэтажные корпуса, оснащенные современным оборудованием. Новые мощности требовали увеличения поставок сырья. Наряду с прямыми закупками табака в Одессе, были налажены прямые поставки сырья из Турции и Бессарабии, создавались двух-трех летние запасы сырья для обеспечения стабильной работы фабрики на случай неурожая. Производство совершенствовалось и расширялось.

Негласное товарищество Асмолова и Шушпанова в 1871 г. стало официально именоваться Торговым домом "В. И. Асмолов и Ко". Фирма уже кредитовала развитие табачных плантаций на Кубани. Расширялось производство, механизировалась резка табака. Авторитет фирмы рос из года в год, асмоловские табаки получили признание на самых престижных выставках в Европе и Америке, их курили великие князья и сам Николай II. Василий Асмолов получает звание "Поставщика двора Его Императорского Величества" и право маркировать этикетки своей продукции этой надписью. Зарубежный рынок также дал высокую оценку деятельности предприятия. Товарищество было отмечено серебряной медалью на Венской выставке в 1873 году, золотыми — на Парижской (в 1876 г.) и Филадельфийской выставках (в 1878 г.).

В 1881 году Василий Асмолов умер. Его место занял брат Владимир Асмолов. Он расширил фабрику, увеличил количество работников до 2000 человек. За короткий промежуток времени Владимиру Асмолову удалось удвоить капитал фабрики. Но не только успехами в табачном деле был знаменит Владимир.

Владимирa Асмолова вскоре выбрали депутатом Городской Думы. В 1910 году за большие заслуги перед ВВД его приняли в казаки. Он строил грандиозные планы благоустройства Ростова. Так, в Ростове в 1883 году был построен театр, который впоследствии стал именоваться Асмоловским. Для строительства театра он пригласил академика В.О.Шервуда, автора проекта здания Исторического музея на Красной площади. 19 октября 1883 года состоялось первое представление в асмоловском театре. Для выступлений на сцене своего театра Асмолов приглашал таких звезд, как Мусоргский, Скрябин, Танеев, Рахманинов. В 1896 году в этом театре состоялся первый в Ростове киносеанс. Но в 1920 году театр сгорел и больше не восстанавливался. Кстати, сейчас на месте бывшего театра (между ОДО СКВО и административным корпусом пивзавода) расположены западный вход в сад с сохранившимся фрагментом художественно выполненной ограды, а также радиорынок (на месте бывшего летнего кинотеатра).

Владимир Асмолов построил больницу, павильон в Николаевской городской больнице, библиотеку, музей на Пушкинской, богодельню (сейчас на ее месте расположена гостиница «Ростов»), два клуба, велодром.

Династию Асмоловых на Дону любили за то, что они всегда помогали другим людям, и в первую очередь работникам своего Торгового Дома. Все фабричные рабочие, независимо от их статуса пользовались бесплатным лечением, получали денежное пособие в случае временной нетрудоспособности.

В 1913 году в Казанском переулке, напротив фабрики, Владимир Асмолов построил жилой дом для своих шести мастеров (сейчас это дом №97 по пер. Газетному). Впоследствии, в 1920 году, после взятия Ростова первой конной армией товарища Буденного, все квартиры дома были отданы под коммунальные. А в 1992 его планировалось переоборудовать для производственных нужд ОАО «Донской табак», а живущие в нем семьи расселить.

К 1914 году Асмоловым стали принадлежать еще две табачные фабрики, действующие в те годы в Ростове: "Товарищество Я. С. Кушнарева" и табачная фабрика братьев Асланиди. 1916 год стал рекордным по количеству выпущенной продукции — 5 млрд. штук папирос и более 2 тысяч тонн курительного табака.

Но постепенно Владимир Асмолов стал уходить от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. Нахлынувшие ветры революции выбросили его без средств к существованию на берег Франции, где он и умер в полной безызвестности и нищете.

eva.e-rostov.ru При подготовке статьи были использованы следующие источники:
Н.И.Бусленко «Ростовское купечество», Н.И.Бусленко «Донской след Меркурия»,
Интернет-портал Администрации города и Донского табака (фото)
22.01.2007http://www.e-rostov.ru/stat_podrob.php?nws=104&cat=8&bk=index
.