Городища – страницы истории
С КАКОГО ВРЕМЕНИ начинать летосчисление донской столицы? Официальный указ об основании известен. Но в отношении Ростова это все равно, что биографию человека отсчитывать с момента получения паспорта…
А что было до этого? Абсолютная дата неизвестна, а относительную мы можем назвать не как день или год рождения, а скорее как век рождения, — уж очень зыбки хронологические рамки первых поселений на территории будущего города. К тому же и картина топографии древнейших мест обитания постоянно исправляется, в нее вносятся дополнения, и порой весьма существенные. Многие горожане еще помнят, как в 1967 году археологами была найдена целая крепость XIV века до нашей ары на территории Ливенцовского совхоза, входящего ныне в Советский район города. Открытие было выдающимся событием донской археологии последних десятилетий — прекрасное подтверждение той мысли, что главные открытия даже в собственном доме еще впереди.
Крупицы фактов, собранные археологами, позволяют утверждать, чтопервые поселения в черте нынешнего города появились около двух с половиной тысяч лет назад.Основали их кочевники, обитавшие по обоим берегам реки Танаис — так раньше назывался Дон.
Нам неизвестны пока собственные названия этих поселений, и их именуют чаще по названию современного населенного пункта — например, Сухо-Чалтырское городище, Нижне-Гниловское, Темерницкое. Кобяковское — они связывали Танаис со степью в мирные времена, а в беспокойные прикрывали город от враждебных племен.
Городища не были затерянными островками древней цивилизации. Через них шла торговля со степью, некоторые из них были крупными ремесленными центрами.
К нашему времени сохранились Кобяковское, Нижне-Гниловское, Сухо-Чалтырское городища. Остальные уничтожены позднейшей застройкой. Поэтому значимость уцелевших переоценить трудно.
Материал, собранный археологами при исследовании памятников, богат и интересен, к настоящему времени мы можем охарактеризовать не только географию торговых связей городищ с тогдашним миром, но и характер занятии жителей — ремесло, быт, культуру... К сожалению, из древнейших памятников этой эпохи на территории города время пощадило лишь Нижне-Гниловское и Сухо-Чалтырское городища. Первое находится у моста через Мертвый Донец. От конечной остановки троллейбуса у ПТЗ-10 до городища рукой подать — нужно лишь перейти железнодорожное полотно.
В цепочке поселений Нижне-Гниловское — самое большое по площади. Даже непосвященному человеку этот памятник бросается в глаза. Высокий холм, трапециевидный в плане, плоский наверху, почти на всю более чем 10-метровую высоту сложен из культурных отложений. Сотни лет обитали здесь люди, и следы их мы находим в виде мощных зольных слоев, чередующихся прослоек глиняных полов, куски глиняной обмазки стен, часто с отпечатками камыша... Основными занятиями жителей как Нижне-Гниловского, так и других поселений были рыболовство и земледелие. О земледелии повествуют находки зерновых ям и обуглившихся зерен пшеницы, ржи, проса, ячменя. О рыболовстве свидетельствуют многочисленные находки каменных сверленых грузил для сетей и мощные слои рыбьей чешуи.
Сухо-Чалтырское городище расположено на западной окраине Ростова, там, где ручей Сухой Чалтырь, огибая городище, впадает в Мертвый Донец.
Из всех сохранившихся городищ Сухо-Чалтырское — самое грандиозное. И без всяких ориентиров его легко узнать и не спутать ни с каким современным сооружением — будто огромная чаща, опрокинутая на низкий пойменный берег,илишлем богатыря-великана...
Остальные городища, как мы - уже говорили, почти не сохранились, они попали уже давно в зону строительства современного города и теперь лишь в отдельных местах возможны остатки древних культурных слоев. Ростовское городище было открыто в 1923 году, едва ли не в центре города — на берегу Дона рядом с Ворошиловским проспектом.
Темерницкое городище располагалось в устье Темерника, Кизитериновокое — у завода «Красный Аксай». Еще начале нашего столетия можно было увидеть остатки земляных валов этих поселений, но потом они исчезли под застройкой городских кварталов. Но это не исключает возможность самых различных находок на территории городищ и сегодня. Любые вещи с этих мест достойны внимания — они могут уточнить географию торговых связей, особенности ремесленной деятельности и хозяйства. Поэтому с особой просьбой хочется обратиться к строителям, ведущим работы на этих участках: отнеситесь внимательно ко всему тому, что может встретиться при земляных работах...
Все факты истории этих городищ, их исследования и находки редко пока выходят за рамки специальных научных изданий: вещи же большей частью хранятся в запасниках музеев. А какой прекрасный туристский объект мог бы быть здесь, на Нижне-Гниловском, Сухо-Чалтырском городищах, если бы опекающим памятники организациям дружно взяться за их благоустройство! Да и не только туристский, ведь памятники — иллюстрации к целой главе учебника родной истории, недаром они приняты под государственную охрану.
Сегодня решается судьба этого уникального историко-природного комплекса, окольцевавшего 10-километровый участок города со стороны донской дельты. В будущем сюда лицом развернется огромный жилой массив Ливенцовокий. Но пока на генплане города историко-природный ансамбль — белое пятно. Свято место... Нет, оно не пустует, его занимает «нечистая сила» ведомсвенной анархии с соответствующей социальной этикой — «после меня хоть потоп». Лихие хозяйственники засучивают рукава — и вот берег в черте города превращается в сплошную цепочку мусорных свалок и хаотичной застройки, государственной и частной. То есть уже сейчас закладывается ситуация, которая потребует — нет, не от потомков, а от нас, в ближайшем будущем — срочной переработки проекта, дополнительных средств, дорогостоящих изменений в системе коммуникаций и прочее.
По-видимому, со временем, когда здесь будет музей и эта территория войдет как часть заповедного природно-исторического комплекса в проектируемый новый район Ростова, городища, изучат более подробно, и удастся восстановить ярче и нагляднее далекий мир повседневной жизни наших предков, освоивших берега Дона на рубеже двух эпох. А сегодня эти памятники нуждаются в защите. Они — часть вечных ценностей нашей истории и культуры, и до потомков эти памятники донесут отблеск и нашего к ним отношения