rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТ, ЗАМПОЛИТ БАТАЛЬОНА

419Улица Береста расположена в Первомайском районе, от площади Мира до улицы Полторацкого, параллельно улицам Воровского и Ильича. Названа в честь ростовчанина Алексея Прокопьевича Береста, возглавлявшего 30 мая 1945 года группу воинов, водрузивших Знамя Победы на здании гитлеровского рейхстага.

«В ночь на 1 мая по приказанию командира 756-го полка полковника Ф.М. Зинченко были приняты меры по водружению на здание рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Выполнение этой задачи было возложено на группу бойцов, которую возглавил лейтенант А.П. Берест. Ранним утром 1 мая на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты М.А. Егоров и М.В. Кантария...»

В объемистом 5-м томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 -1945» это сообщение занимает всего шесть строк. Но и они, оказывается, стали итогом долгого разбирательства.

Дело в том, что М.А. Егоров и М.В. Кантария были удостоены звания Героя Советского Союза, а А.П. Бересту вручили орден Красного Знамени. Говорили, что вычеркнул его фамилию из списков сам маршал Жуков. «И тут политработник», - будто бы сказал он с досадой. Политруков-то он не очень жаловал...

Попытки восстановить справедливость Алексей Прокопьевич предпринимал несколько раз. Был у самого члена военного совета 1-го Белорусского фронта генерала К.Ф. Телегина. Тот пообещал разобраться, но результатов - никаких. Последнюю попытку Алексей Прокопьевич сделал, направив письмо Н.С Хрущеву. «В нем изложил все, как было дело: как шел вместе с Егоровым и Кантария со Знаменем Победы к рейхстагу, как взбирался на купол рейхстага, как в подвале вел переговоры с немцами", - говорил Берест писателю А.Ф. Корольченко в 1964 году. Об этой беседе Анатолий Филиппович подробно рассказал в своем очерке «Алексей Берест - герой России», опубликованном в «Вечернем Ростове» 12 января 2001 года.

Итогом обращения был вызов в Москву, в ЦК партии, куда были приглашены многие участники тех событий. В их числе был и комбат Неустроев, на которого так надеялся Алексей Прокопьевич.

Но давайте вспомним рассказ Береста:

«Нас пригласили в кабинет самого Суслова. Тут были начальник Главного политического управления армии маршал Голиков, генерал-полковник Переверткин, бывший командир нашей дивизии генерал Шатилов и еще много незнакомых военных и гражданских лиц. Выступил Переверткин, сказал, что из 34 удостоенных звания Героя почти половина приходится на 150-ю дивизию. И никто в наградах не обойден. И Шатилов подтвердил то же. Я надеялся на Степана Неустроева, потому что он более других был сведущ. Однако тот молчал, старался не смотреть на меня и повторял то, что до него сказали генералы. Я не выдержал, воскликнул: «Неужели и здесь не хотят видеть правды?!» В ответ Суслов хлопнул по столу, блеснув стеклами очков, заявил, будто судья: «Я лишаю вас слова, Берест!» В конце концов решили ничего не менять, оставить все как было, но рекомендовали в книге по истории войны упомянуть мое участие в водружении знамени. И все...»

Как тут не согласиться с автором очерка: «Я слушал и разделял взволнованность и досаду человека, чей подвиг не признавался и отвергался. Нужно полагать, что все в кабинете идеологического секретаря партии понимали правду бывшего политрука, но ложная вера в непогрешимость содеянного и амбициозность не позволяли признать ошибку...»

С тех пор время от времени вспыхивает интерес к судьбе А.П. Береста. Было это и при жизни героя, и после его гибели.

Свой последний подвиг Алексей Прокопьевич совершил 4 ноября 1970 года. В тот день он стоял с внуком Алешей на железнодорожной остановке у «Ростсельмаша», поджидая электричку. Мимо станции проходил товарный поезд. Девочка лет шести хотела перебежать путь перед ним, но оступилась и упала на рельсы, Берест бросился на полотно, оттолкнул девочку, но сам отскочить не успел...

«Герой всегда герой», - писали тогда газеты.

150-я стрелковая дивизия, в которой служил наш прославленный земляк, прошла победный путь от Ростова до Берлина. И в ее истории заключительного этапа войны навсегда останутся золотые страницы, связанные с именем Алексея Прокопьевича. Ожившие в известной киноэпопее «Освобождение» всего два эпизода - водружение Знамени Победы и переговоры с гарнизоном рейхстага «полковника» Береста (ибо с офицером чином ниже немецкий генерал никак не мог разговаривать!) - подняли новую волну предложений о присвоении Алексею Прокопьевичу звания Героя Советского Союза. И снова стереотипный ответ: «Дважды за один подвиг награждение не производится».

Ростовчанам остается верить, что справедливость восторжествует. А пока они сделали то, что в их силах: на аллее героев-ростсельмашевцев установлен бюст Алексея Прокопьевича, а улицу Шиферную переименовали в улицу Береста.

29 апреля 2002г. ВР.
.