rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Рыцари неба летали над Доном

Было время, когда аэропланы воспринимались как поразительное чудо техники, а пилоты казались окружающим героическими небожителями. Первого ростовского авиатора Габер-Влынского рестораторы кормили бесплатно, владелец гостиницы «Московской» не брал с него денег за проживание, а купцы поднесли ему кругленькую сумму.

У колыбели авиации

Первым летательным аппаратом, поднявшимся в воздух за счет механической тяги, был самолет братьев Райт. 17 октября 1903 года аэроплан под управлением Вильбура (старшего из братьев) совершил полет продолжительностью в 59 секунд. Это стало началом новой эры - эры авиации. Об удачливых авиаторах трубила мировая пресса, а на место погибших пилотов приходили десятки новых смельчаков.

Россия довольно долго оставалась на периферии авиации. Первым из россиян международный бреве(удостоверение пилота) за N№ 31 получил Михаил Ефимов. Совершив показательный полет над Одесским ипподромом, Ефимов отбыл на соревнования в Ниццу, где установил сразу три мировых рекорда: на дальность полета, на скорость и общее расстояние, налетанное на соревновании - 960 километров. Произошло это 8 марта 1910 года.

Проба крыльев

Своим полетом над Одессой Ефимов разбудил авиационную жизнь в России. Уже в апреле состоялась 1-я Санкт-Петербургская международная авиационная неделя, которая собрала более 120 тысяч зрителей. В состязаниях участвовало шесть летчиков, в том числе баронесса де Ларош - единственная в то время женщина-пилот. Победу одержал Николай Попов - единственный российский участник соревнований и второй (за Ефимовым) русский летчик.

В одно время с Поповым, но в Москве, свое мастерство демонстрировал Сергей Уточкин, прославленный спортсмен и летчик-самоучка. На своем «Фармане-3» он за неделю совершил 25 полетов, причем половину с пассажирами. К восторгу публики, в воздух поднялся даже московский генерал-губернатор Джунковский. Благополучно приземлившись, он высоко оценил мастерство Уточкина и премировал авиатора золотым портсигаром.

Летчик есть, самолета нет!

Ростов с нетерпением ждал встречи с неведомым аэропланом. К возмущению ростовчан, авиаторы посещали соседей (Одессу, Харьков, Баку, Екатеринодар), но почему-то «облетали» их город. В конце концов в городе появился отдел Санкт-Петербургского Имперского всероссийского аэроклуба - Ростово-Нахичеванский аэроклуб, члены которого решили «на паях» приобрести аэроплан «Блерио» и обучить своего пилота. Выбор пал на Адама Габер-Влынского, совладельца магазина австрийской бижутерии «Терезия», в прошлом спортсмена-велосипедиста. Кандидат в пилоты охотно согласился с предложением и уехал на учебу в Мурмелон (Франция).

Найдя авиатора, руководители аэроклуба занялись поисками самолета. С большими трудностями им удалось приобрести подержанный «Блерио-11». Но до Ростова аппарат не добрался. При погрузке на пароход неизвестные «доброжелатели» привели его в полную негодность и полеты, обещанные на июнь 1910, пришлось отменить.

Падение рыжего Икара

Ростовчане совсем уж приуныли, но их выручил Уточкин. Он серьезно нуждался в деньгах и хватался за любое предложение. Полет знаменитого авиатора состоялся 30 июля. Никогда еще ипподром не собирал такого количества зрителей! Все с нетерпением предвкушали небывалое зрелище, но представления не получилось. Первая же попытка сделать разворот закончилась аварией. Порыв ветра бросил «Авиатик» Уточкина «на крыло» и самолет рухнул на землю. Оказалось, что авиатор не отошел от недавнего перелома ключицы, поэтому не смог справиться с тяжелой и капризной машиной. Аэроплан едва не раздавил пилота, но на этот раз Уточкину повезло - он отделался лишь царапинами и ушибами. Несмотря на обманутые надежды, ростовчане отнеслись к пострадавшему с большим теплом и симпатией. Одессита, прозванного «рыжим Икаром», подняли на руки и донесли до экипажа.

Следом Ростов посетили еще два «летуна», но результаты их выступлений мало отличались от полета Уточкина. С таким же «успехом» прошли гастроли авиаторов в Таганроге и Новочеркасске. Жертв, к счастью, не было, но разбитые вдребезги машины можно было отправлять на свалку. Казалось, что над донскими городами повис какой-то рок, карающий всех, кто посягнул на привилегию птиц и ангелов.

Рожденный ползать - летать может!

«Рожденный ползать летать не может» - посчитали многие и махнули рукой на новомодную затею. Пессимизм земляков развеял Габер-Влынский. Отучившись у Фармана, он вернулся в Ростов. Однако аэроклуб так и не смог приобрести самолет, поэтому поляк поехал искать счастья в столицу. Там он нашел компаньонов с аэропланом и начал гастроли по России. Умелому и отважному пилоту везде сопутствовала удача, он стал желанным гостем на всех авиапраздниках империи: облетел Вильно (Вильнюс), Нарву, Ставрополь, Екатеринодар. Осенью «кожаный Габер» (так его прозвали журналисты) вспомнил об обязательствах перед своим городом и прибыл в Ростов.

Первое выступление земляка не привлекло особого внимания. Горожане, помнившие печальный опыт его предшественников, неохотно собрались на полигоне военно-инженерного общества (у границы Ростова и Нахичевани). Многие из прибывших рассчитывали увидеть очередную аварию и заключали пари на то, как и когда разобьется очередной «летун». Однако Габер-Влынский посрамил пессимистов. Поймав кураж, он летал лихо и красиво. Зрители забыли о ставках и с восторгом встречали каждую фигуру его пилотажа. Приземлившемуся авиатору не дали сойти на землю. Ликующие ростовчане вытащили его из кабины и донесли до автомобиля на руках.

Второй полет «кожаного Габера» состоялся 3 октября и привлек едва ли не полгорода. «Летун» не подкачал. Он блестяще отлетал на своем «Фармане» и обязательную, и произвольную программы.

Пятна машинного масла - на память

В одночасье пилот стал всеобщим любимцем. Владелец гостиницы «Московской» не взял с авиатора денег за проживание, рестораторы кормили дорогого гостя бесплатно, а купцы поднесли ему кругленькую сумму. Во время полетов солидные господа, как гимназисты, рвались к аэроплану, и с первобытным восторгом пытались прикоснуться к его полотняной обшивке. Богатые зрительницы, на которых пролилось масло, с гордостью демонстрировали пятна и сохраняли их на память.

Габер-Влынский, тронутый таким отношением, решился на третий, незапланированный полет. Но мотор «Фармана» не выдержал и заглох. Пилот не растерялся и умело посадил планирующий самолет в степи. Этот казус не испортил общего впечатления и авиатор триумфально вернулся на летное поле.

Из Ростова «кожаный Габер» отправился в Москву, где на 2-й Международной авианеделе занял почетное третье место. В Москве организовывалась первая государственная авиашкола и Габер-Влынского пригласили на должность пилота-инструктора с ежемесячным окладом в 300 рублей. На несколько лет поляк отошел от гастрольной деятельности.

Воздушное ристалище Арутюнова

Ростовчане с пониманием отнеслись к решению своего любимца, тем более что высококлассных летчиков с каждым годом становилось все больше. Гастролирующие пилоты регулярно наведывались в Ростов и развлекали местную публику.

В июле 1913 года жажда зрелищ едва не привела к трагедии. На выступление авиатора Амбрацума Арутюнова собралась огромная толпа. Интерес подогревали слухи о небывалых фигурах пилотажа, которые будет выполнять заезжий летчик. Внезапно погода испортилась и поднялся шквалистый ветер. Ни о каких полетах не могло быть и речи. Однако толпа, подогретая алкоголем, стала оскорблять пилота, обзывая его трусом и обманщиком. Горячий армянин не выдержал нападок и приказал готовить самолет к вылету. Не понятно как, но Арутюнов взлетел и даже совершил несколько кругов над ипподромом. Публика восторженно приветствовала «покорителя стихии». Однако при посадке легкий «Фарман-4» был перевернут ветром и разломан на куски. Авиатору повезло: он успел выпрыгнуть из машины, и, хотя сломал руку, остался жив.

«Кожаный Габер» стал «Королем воздуха»

Габер-Влынскиий совершенствовал свое мастерство в ежедневных полетах с курсантами, отрабатывал фигуры высшего пилотажа и приемы применения авиации в военных действиях. В сентябре 1911 года он участвовал в военных маневрах Московского военного округа, где впервые в мире проводил авиаразведку и фотографирование местности. Действия пилота и его ученика Юнгмейстера получили высокие отзывы военного командования.

Весной 1914 года Габер-Влынский снова едет во Францию, где в школе высшего пилотажного мастерства учится выполнять мертвую петлю. На выпускных экзаменах он закрутил такую карусель, что видавшие виды французы признали его лучшим летчиком после прославленного воздушного акробата Пегу и присвоили титул «Король воздуха».

Мировая война застала Габер-Влынского в должности главного пилота-инспектора Московской авиационной школы. Многочисленные травмы не позволили ему отправиться на фронт, но и на своем посту он сделал немало. С 1914 по 1917 годы Адам Мечиславович подготовил более трехсот летчиков для ВВС России.

После октябрьской революции Габер-Влынский был одним из руководителей УВОФлота (управления военного флота) РСФСР, однако вскоре разочаровался в большевиках и в 1919 году переехал на свою родину в Польшу.

Последние годы жизни он работал испытателем на авиационном заводе и погиб при выполнении задания в 1921 году.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 36(300) от 08-09-2004
.