rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Свободная любовь", разрешенная цензурой

Первой сексуальной революции в России - 100 лет Великая сексуальная революция началась вовсе не на Западе в 1968 году, а на 60 лет раньше в России, еще в 1908 году. Именно тогда, когда в Российской империи появились массовые молодежные движения за "освобождение любви", на Западе еще долго царила ханжеская "викторианская мораль".

Любезная Прасковья Феофилактовна

До 1908 года в Ростове, в России и во всей Европе было одно и то же. Юноши тайком посещали публичные дома (в Ростове - на улице Черняевской, ныне Восточной). Знакомство с девочкой из "приличной семьи" было делом непростым. Обучение-то было раздельным - для мальчиков и для девочек.

А еще 15-летние балбесы по понятиям того церемонного времени должны были обращаться к ровеснице исключительно по имени-отчеству, типа "любезная Прасковья Феофилактовна" или "милостивая государыня Софья Евграфовна". Это было нормой и никто над этим не смеялся. Какая уж тут сексуальная революция!

Сами барышни, судя по выцветшим фотографиям столетней давности, были нежнейшими существами. По нынешним меркам - чуть полноваты. А уж ножки оценить было вообще невозможно. Их мог видеть только муж и любовник. Но красота "ручек-с" была открыта всему миру и их можно было целовать.

Изредка устраивались танцы, которые гимназисты обожали. Прежде всего - новомодное танго. Танец этот считался неприличным. С ним радетели нравственности даже боролись, поскольку в процессе его можно было полностью прижаться к девичьему "тельцу". Правда, само "тельце" было буквально заковано в броню корсета.

Первые зарницы сексуальной революции заключались в том, что появились смелые юные особы, которые на танцы корсета вообще не одевали, дабы доставить удовольствие партнеру. Подружки говорили про такую: "А Машка-то, Машка, без корсета на бал пришла! Вот смелая!"

Тогда - порнография, теперь - классика

"Первая сексуальная" грянула в 1908 году, сразу же после революции социальной 1905-1907-го годов. Она началась после заявления группы интеллигентов о том, что теперь "Проблема Пола является ведущей проблемой современности". Этой проблемой стали бредить все ученики старших классов и даже революционеры. Это стало страшно модным. Были выпущены многочисленные брошюрки и манифесты о "свободе эроса" и культовый порнографический роман "Санин". Все это было "дозволено цензурою", поскольку власть считала, что увлечение сексом наконец-то отвлечет молодежь от революции. Теперь этот роман продается в солидных книжных магазинах в отделе "Русская классика". И ничего вызывающего в романе этом нет. По крайней мере, по меркам сегодняшнего дня.

От теории поклонники "проблемы пола" быстро перешли к практике. В среде учащейся молодежи появились многочисленные кружки "Всероссийской лиги свободной любви", тайного общества "Любви и Водки" (как насмешливый аналог революционной "Земли и Воли") и самое популярное движение "огарков". Почему "огарков"? Чтобы понять это, надо мысленно побывать на их собрании в темный осенний вечер 1908 или 1909 года. Представьте себе чинный ростовский особняк, в котором собрались десятка два гимназистов с гимназисточками. Родители на даче, а прислугу барчуки отпустили домой. Все собрались в гостиной и при свете скудных огарков пили пиво и читали стихи Надсона. "О закрой мои бледные ноги..."

Потом переходили на легкую эротику Игоря Северянина "хочу быть сильным, хочу быть смелым. Хочу одежду с тебя сорвать. Хочу упиться роскошным телом. Хочу всю ночь тебя целовать...", дальше наступал черед "порнографических" рассказов Арцыбашева и отрывков из "Санина". Сидеть полагалось на полу. На паркете догорал последний огарок, и когда он гас, то разгоряченные пивом и стихами участники общества приступали, как они говорили, к "возрождению плоти".

А если "залет"?

В результате столь замечательных чтений в ростовские газеты просачивались пикантные сообщения. То об одной юной особе, весьма легко перенесшей свои первые роды в 13 лет, то о парочке 14-летних балбесов, исключенных из гимназии за "развратное поведение".

Обычная судьба беременной гимназистки была такой. Она вдруг исчезала из класса, уехав на полгода куда-нибудь за границу "на лечение", а потом, как ни в чем не бывало, возвращалась в гимназию. Что же касается "проблемы пола", то она была отодвинута на задний план Первой мировой войной, но зато в молодой Советской России она вновь зацвела пышным цветом. Высшей точкой русской сексуальной революции были публичные акции общества "Долой стыд!". Общество это действовало с 1918 по 1927 годы. Но это уже другая история другой России.

Песня о "проблеме пола"

Проклятые вопросы,

как дым от папиросы,

Рассыпались во мгле.

Пришла

"ПРОБЛЕМА ПОЛА" -

Румяная фефела,

и ржет навеселе...

Заерзали старушки, юнцы

и дамы-душки,

И прочий весь народ.

Виват, Проблема

Пола!

Сплетем вокруг подола веселый "Хоровод"!

Ни слез, ни жертв,

ни муки...

Подымем знамя-

брюки высоко

над толпой!

Ах нет доступней

темы.

На ней сойдемся

все мы.

И зрячий, и слепой.

Научно и приятно,

идейно и занятно -

Умей момент учесть.

Для слабенькой головки в

проблеме-мышеловке

Всегда приманка есть.

Саша Черный

(Александр Гликберг.)

Из сборника "Всем нищим духом", 1911 год.

P.S. Упоминаемый в стихотворении "Хоровод" - это название первого русского легального эротического журнала, в котором печатались "Манифесты лиги свободной любви".

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 37(508) от 10-09-2008
.