rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

БЫТЬ ЛИ НА ДОНУ «АТАМАНСКОЙ ФИЗИКЕ» И «ЕСАУЛЬСКОЙ ГРАММАТИКЕ»?

Нестандартный стандарт

 140Министерство образования Ростовской области вместе с управлением образования Всевеликого войска Донского рапортовали, что ими разработан особый «стандарт казачьего образования». Осталось утвердить его на совместной коллегии в мае-июне – и уже с сентября в 15 школах области ребятишки станут учиться не как-нибудь, а по-казачьи. Впрочем, новый стандарт никак не скажется на объёме существующих учебных программ. Как справедливо заметил начальник отдела образования Войска Донского Игорь Козорезов, «мы не имеем права ничего добавлять дополнительно к учебным программам, поэтому будем только отшлифовывать то, что уже есть». Это значит: школьники будут изучать историю донского края, его фольклор, культурные традиции казачества в рамках краеведения, истории, литературы, географии и других предметов.

Но оказывается, устремления идеологов «степного рыцарства» распространяются ещё дальше. «Казачьи просветители» объявили о намерении создать Южно-Российский казачий университет! В самом деле, сегодня в Волгоградской и Ростовской областях действуют около 50 казачьих школ, организованных при поддержке региональных министерств образования, в этих школах обучаются свыше 3 тысяч детей. Есть и несколько казачьих кадетских корпусов. Значит, с начальным и средним казачьим образованием – порядок. Пора замахнуться на высшее.

Идея, конечно, интересная. Но прежде чем переходить к «верхнему образованию», неплохо бы разобраться с «нижним». Например, что за штука такая – «казачьи школы»? Чем они отличаются от общеобразовательных? Нужны ли они вообще? В контексте постоянных призывов к возрождению казачества такие вопросы нынче воспринимаются чуть ли не как оскорбительные. А задать их всё-таки придётся.

Учись, казак, атаманом будешь!

Что подразумевало «казачье образование» в Российской империи? На её территории действовало много казачьих школ. Появились они в начале девятнадцатого века, а уже  к 1910 году их насчитывалось 5510. Это были станичные и поселковые учебные заведения для казачьего сословия. Проблема ликвидации неграмотности в среде казачества стояла остро, особенно там, где казаки несли пограничную службу по полевым укреплениям и пикетам (Уральское, Оренбургское казачьи войска). Получить образование здесь было негде. В результате большинство рядовых казаков, урядников и даже офицеров не умели читать и писать. Учитывая это, Военная коллегия Российской империи осенью 1797 года приняла решение о создании военно-кантональных школ. Возникли 43 гарнизонные школы, где проходили обучение дети казаков. Программа ориентировалась не на повышение грамотности, а на подготовку малолеток к армейской службе. Учили детей грамматике и Закону Божьему.

Школы действовали и в станицах. Но лишь в конце девятнадцатого века вышли циркуляры наказных атаманов об обязательном обучении казачат с 8–9-летнего возраста. Вели занятия грамотные урядники и казаки. Жалованья они не получали, лишь кое-где им бесплатно выделяли квартиру, дрова, зерно, а также землю. До введения в 1864 году земств казна расходовала сотни тысяч рублей на нужды крестьянских школ и ни копейки – на содержание школ казачьих. В дальнейшем учителя-казаки стали получать мизерное жалованье. В 1910 году казачий учитель получал меньше пастуха. Всё это сказывалось на качестве преподавания. Особой программой казачья школа от обычной не отличалась (разве что в худшую сторону). Была, правда, особенность, которая вряд ли обрадует нынешних ревнителей «чистого казачества», мыслящих его возрождение исключительно на основе православия. Наряду с русскоязычными создавались школы для казачьих детей из татар, башкир, нагайцев и т. д. Открытие таких заведений диктовалось тем, что казаки-мусульмане, входившие в войска, держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение в казачьей среде.

Собор казацкой альма-матери

Вряд ли возрождение такого рода школ является насущной необходимостью для нынешнего российского общества. В свете этого становится понятным появление в Ростовской области пресловутого «стандарта казачьего образования». В последние годы здесь, как и в целом по стране, стали пугающе быстро множиться «казачьи школы» – учебные заведения с туманным «сословно-национальным» профилем. Идеологи этого движения оправдывают их создание необходимостью укрепления духовных и нравственных основ казачества, сохранения культурно-исторической среды, возрождения традиций и обычаев казачества. Однако опыт некоторых областей показывает, что нередко громкие слова не отражают истинного положения вещей. Так, по решению Челябинского областного арбитражного суда в Еткульском районе была закрыта воскресная казачья школа. По существу она являлась коммерческим предприятием и служила удобной ширмой для предпринимательской деятельности её руководителей. Средства на развитие школы использовались не по назначению, а администрация более пяти лет не предоставляла документов финансовой отчётности. Поэтому областные чиновники сочли за лучшее в качестве разумного консенсуса укреплять духовные и нравственные устои казачества в рамках традиционных общеобразовательных школ.

Правда, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий по-прежнему видит будущее за развитием исконно казачьих учебных заведений. Причём, по его мнению, этот процесс должен оплачиваться федеральным бюджетом. Водолацкий даже назвал сумму – 12 миллионов рублей в рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». «Если казакам будут выделены эти средства, – пообещал казачий генерал, – мы откроем, помимо уже действующих учебных заведений, сеть казачьих воскресных школ». Он же ещё в начале прошлого года озвучил идею о создании казачьей альма матер, которую творчески развили и пытаются ныне воплотить в жизнь атаманские соратники.

В качестве базы для создания своего вуза донские казаки облюбовали Таганрогский педагогический институт. Именно его предполагается переименовать в Южно-Российский казачий университет. Правда, выбор кажется немного необычным: создавать казачий университет в городе, имеющем мало общего с казачеством, – по мнению историков-краеведов, Таганрогу всегда был присущ греческий и итальянский дух даже более, чем российский. Впрочем, причина в некотором смысле понятна. Ректор пединститута Константин Хоруженко – потомственный казак, полковник казачьих войск. Сам Константин Михайлович идею поддерживает: «Казачья культура, которая создавалась веками, должна найти отражение в наших программах, учебниках. И главное, вуз должен быть не муниципальным, а федеральным, здесь будут обучаться казачьи дети». Правда, к переименованию в институт Хоруженко относится критически: «Конечно, в ЮФО должен существовать такой уникальный университет. Но правильнее его назвать не казачьим, а, например, имени Платова».

Между тем руководство Всевеликого войска Донского призывает общественность не бояться того факта, что университет будет именоваться казачьим. «Что значит казачий?» – задаёт вопрос начальник отдела идеологии и пропаганды ВВД Владимир Воронин. И объясняет: «Это не говорит о том, что там будут учиться только казаки. Это – нонсенс нашей сегодняшней жизни. Учиться сможет любой талантливый молодой человек. Главное – изучение родного края, казачьей культуры».

И всё же многие скептики напоминают о том, что отечественная история знала доселе всего лишь одно высшее казачье учебное заведение – Алексеевский донской политехнический институт с уклоном в сторону военной подготовки учащихся. Высказывается также скептическое мнение о том, что само слово «университет» подразумевает универсальные знания, и определение «казачий» воспринимается несколько комически: ведь ни физика, ни биология, ни математика не могут быть исключительно казачьими, что же касается гуманитарных дисциплин, втискивание их в «казачьи» рамки исключает универсальность получаемых знаний. И отношение к диплому такого вуза с опереточным названием в российских и мировых научных кругах будет соответственное.

Но радетелей «казачьей идеи» все эти возражения не пугают. Они серьёзно намерены в ближайшее время добиться воплощения своих грандиозных планов в жизнь и обратились за содействием к руководству Южного федерального округа. Там пока ситуацию не комментируют. Пытаются вникнуть…

Информация к размышлению: в Ставрополе, между прочим, казачий университет уже существует. Правда, как негосударственный вуз.

26 февраля, 2003г., РО.
.