rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

УЮТНЫЕ ПЯТИДЕСЯТЫЕ.

   Впервые пишу о том что видел и чувствовал сам! И очень волнуюсь.

 Все предыдущие эпохи, и особенно мой любимый 1913 год приходилось реконструировать по старым фотографиям, пожелтевшим от времени газетам и рассказам древних дедов. Но пятидесятые мне посчастливилось застать живьем! Говорю "посчастливилось", потому что это были очень хорошие годы. Точнее вторая половина пятидесятых, когда мрачная сталинщина приказала долго жить.

   Во первых, это было бесконечно УЮТНОЕ время. В нем царили узкие пустынные дороги с частоколом маленьких побеленных столбиков, медлительные деревянные трамваи, чудесные летние кинотеатрики под открытым небом, в которых шли черно-белые фильмы с юной Софи Лорен, скромные некурящие интеллигентные девушки с косами и ямочками на щеках, ситцевые платья и занавески с цветочками, простые деревянные полы. Очень мало машин, но много-много чистого воздуха и простора. Всюду открытые горизонты, поскольку еще нет высотных зданий и городские окраины совсем близко... Ибо нет и в помине унылых и бесконечных "спальных районов" Северного и Западного жил-массивов. Вместо них только чистая степь с неистоптанными байрачными перелесками и полевыми цветами. И нигде не валяются пластиковые бутылки! Ростов в пятидесятых был еще не очень большим городом. В нем проживало 560 тыс. человек. Дачный, Чкаловский, Второй Орджоникидзе, Змиевка, Гниловская, Александровка считались отдельными поселками не входившими в черту города. Никакого Северного и Западного жил. массива и в помине не было. Никаких "промзон" тоже. Вместо них чистая степь с чабрецом, кермеком и полынью, с пчелами и бабочками, шиповником и дикими тюльпанами...

   Да! Как хорошо, что машин было мало! Но зато как много лошадей! Они всюду по городу. Грузовую повозку с лошадью можно было встретить даже на Садовой!. А зимой по поселку Второй Орджоникидзе можно было проехаться в санях-розвальнях, запряженных мохнатым конем, как на картине Сурикова "Боярыня Морозова". .. Весь этот мир, несмотря на отгремевшую Мировую войну, все еще продолжал оставаться уютным.

   Во вторых, это время было невероятно ОПТИМИСТИЧЕСКИМ! Ни до ни после все человечество никогда не жило с таким подъемом. Теперь эту эпоху называют "эрой технократического оптимизма", когда в быстрое, резкое и всеобщее повышение уровня жизни благодаря успехам науки и техники свято верили все: от дворника до академика. Причем во всех странах! Началась эта эпоха с 1957 года - полета первого искусственного спутника Земли. Я помню с какой радостью люди тыкали пальцем в небо, найдя среди звезд движущуюся мигающую точку "Гляди! - это наш спутник летит!"

   В те годы дело доходило до того, что взрослые с горечью признавались нам, детям. "Эх, до чего мы вам завидуем! У вас столько хорошего впереди! Ученые столько всего напридумывают, чтобы труд в радость был. Да и работать будут все только по четыре часа в день. И на Луну летать на экскурсии". Все это говорилось совершенно серьезно!

   Такие настроения подогревались особыми публикациями в советских журналах. Назывались они "Окнами в будущее". В этих "окнах" можно было увидеть огромные летающие лайнеры-экранопланы на 1000 пассажиров, железнодорожные экспрессы "Москва-Ленинград" с двухэтажными вагонами со стеклянной крышей, широкоэкранные стерео-кинотеатры, индивидуальные ранцевые вертолеты для трудящихся. Даже в детском журнале "Мурзилка" печатали такие "Окна". Помню мое внимание тогда в "Мурзилке" (мне было семь лет) привлек не электрический трактор без водителя и не пассажирские ракеты, а красивый складной велосипед. Мне очень хотелось заполучить такой немедленно, а не в счастливом будущем.

   Но кроме журнальных картинок было еще и проводное кухонное однопрограммное радио, по которому часто повторяли песню про космонавтов с красноречивым припевом "...и на Марсе будут яблони цвести!"(!!!). Подразумевалось, что все это должно было произойти обязательно. Причем, указывался даже год. Это 1990 год, а многие достижения планировались уже в 1980 году!!

   Помню, как на фасаде главного корпуса "Ростсельмаша" засияли светящиеся буквы "Коммунистическая партия торжественно провозглашает - нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!". Я тогда только еще научился читать и допытывался у взрослых: " А что такое коммунизм?". Мне отвечали: "Коммунизм, это когда у каждого будет своя машина и все станут жить как в Америке, но без ихнего капитализма".

   Позднее уже в средней школе я прочитал программу КПСС, в которой было указано: "Коммунизм - это такое общественное и экономическое устройство общества, при котором все материальные богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип - от каждого по способностям, каждому по потребностям."

   Что касается самой Америки, то ее предполагалось "Догнать и перегнать" в ближайшие десять лет! Это был государственный официальный лозунг и в него многие верили, потому что никогда не видели Америки.

   Но не подумайте, что в хорошее будущее люди искренне верили только из-за одной коммунистической пропаганды. Жизнь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО год от года менялась к лучшему. Деревенские тетки, еще недавно добиравшиеся из хуторов до города на колесном пароходишке, неслись теперь на великолепных судах с подводными крыльями. Это были новейшие скоростные "Ракеты" и "Кометы", поразившие всех аккурат к началу 1960-х годов. Этих пассажирских "Ракет" понастроили много и они связали между собой самые глухие уголки сельской глубинки. Цены медленно но верно понижались до самого начала 1960-х годов. Сокращалось количество часов в рабочей неделе.

   Появились первые телевизоры, воспринимавшиеся как чудо. Появилось регулярное телевещание! Я смутно помню как 1 мая 1958 года в Ростове была показана первая пробная телепередача - это был кинофильм "Звездный мальчик". Через год или два я тоже посмотрел повторение этого фильма-сказки, по телеэкрану, размером в два спичечных коробка! Тогда уже начали выпускать телевизоры "КВН" к которым прилагалась огромная увеличительная линза, наполненная дистилированной водой или спиртом. В 1959 году начались регулярные телетрансляции - единственный канал по три часа в день показывал только одни художественные фильмы. Потом к ним прибавились документальные. И тогда же, в 1959 году появились "говорящие головы" - представители местных властей и высокопоставленные милицейские чины. Они зачитывали тексты документов и постановлений деревянными голосами, тупо смотря перед собой. Они страшно скованно чувствовали себя в телеэфире. На их широких откормленных лицах было написано отчаяние.

   В 1960 году над Ростовом поднялся 180-метровый шпиль телецентра на улице Баррикадной. Благодаря этому стали принимать передачи московского телевидения и ростовчане впервые познакомились с профессиональными телеведущими. В 1961 году началось "живое телевещание" - передачи "Клуба Веселых и находчивых" в режиме живого времени, имевших колоссальный успех! Хотя телевизор был только в каждой третьей-четвертой семье, он уже успел прочно войти в жизнь почти всех людей. Ибо когда шло что-то интересное, то соседи с целого этажа просто кучковались вокруг одного телеэкрана в какой-нибудь квартире.

   Одним словом жизнь становилась лучше и интереснее на глазах...

  А самое главное, началось массовое строительство МИЛЛИОНОВ бесплатных(!!!) квартир для обычных обывателей- "маленьких людей", простых трудящихся. Эти квартиры были и остаются микроскопическими и убогими. Но для миллионов людей, перебравшихся в них из бараков, коммуналок, землянок и подвалов, эти скромные "хрущобы" казались дворцами. Подумать только - отдельная ванная и настоящий унитаз! Своя, а не коммунальная кухня, да еще с невиданной газовой горелкой. И все бесплатно. Это потрясающе.

   Притом строили эти квартиры не только очень много, но и очень быстро, как никогда ни до, ни после в СССР. Длиннющий проспект Ленина, состоящий из одних панельных "хрущоб", возник из ничего на совершенно пустом месте всего за год! На сборку каждого дома уходило от 26 до 32 дней!! Рекорд - 18 дней! Дома собирались из больших секций с уже готовыми вставленными рамами, дверями и даже стеклами. К лету 1960 года застроили только одну сторону проспекта, а осенью взялись за другую. И в дальнейшем каждый месяц "на Ленина" открывался новый детский сад, магазин, ателье и опять магазин и опять детский сад...

   В хрущевские пятидесятые годы Ростов считался богатейшим городом во всей стране по части продовольствия. И это не из-за продуктовых магазинов, а из-за роскошного рынка на Старом базаре. Огромные рыбины из Дона. Пуды великолепной икры. Раки продавались только на вес и никогда поштучно! Они копошились в огромных мешках и расползались из них по мостовой. Бродячие собаки не успевали отрывать им хвосты и клешни. Помню мы сами кормили живыми раками нашу овчарку Дика. Донские раки были баснословно дешевы и стоили наравне с хлебом. Это говорило о прекрасной экологии. Советская власть еще не успела запустить свою программу "химизации сельского хозяйства" - отсюда изобилие плодов речных и земных. В годы моего детства было много разноцветных и крупных бабочек даже в черте города. Школьники собирали их целыми коллекциями, соревнуясь между собой у кого бабочки покрасивее. Это тоже благодаря отсутствию "химизации".

   И еще появилась МОДА. В свои шесть лет я увидел на Садовой первых стиляг - представителей супер-модной продвинутой молодежи. В сталинские времена таких могли отправить в концлагерь по обвинению в "пристрастии к буржуазной моде и низкопоклонстве перед Западом". Теперь же таких, самое большее, выгоняли из института или отправляли в армию. Кстати, в те времена служба в армии не считалась несчастьем. И даже наоборот. Девушки подозрительно относились к не служившим. "Раз не был в армии, значит по здоровью гнилой..." - рассуждали они.

   Но вернемся к моде. Самое главное, что теперь никто не боялся выделяться в толпе и слишком хорошо выглядеть. Люди в массовом порядке стали решительно вылезать из сталинских "вечерних ватников" и кирзовых "сапогов", облачаясь в хорошие костюмы пошитые на заказ, а также в пальто и полупальто, именуемые почему-то "москвичками". Гораздо чаще стали носить интеллигентские шляпы и меховые шапки-"пирожки" вместо ушанок, которые покроем слишком напоминали зековские. И не беда что советская мода отставала от общемировой лет на десять, и что покрой был грубым. Главное, что все эти "пирожки" и "польта" были довольно дорогими и добротными.

   В общем, кошмарная сталинщина была забыта в несколько лет, а молодые не знали ее вовсе. Они были совершенно непугаными, наивными стихийными оптимистами. Упоминание о "Колыме" им ровным счетом ни-че-го не говорило, в то время как их родители содрогались от одного этого слова.

   Какими были эти "новые молодые" лучше всего дает представление фильм Хуциева "Мой старший брат". Это самый конец пятидесятых. Там тебе и высокомерно-интеллектуальный "стиляга", как он сам себя называет "модернист" (Олег Даль) и самоуверенный спортивный парень (Сбруев), и прекрасная девушка Наташа со своими элегантнейшими туфлями-"лодочками", в облике и поведении которой нет ничего комсомольского. Эти молодые своей раскрепощенностью уже похожи на нас, но без нашего цинизма, уныло-пессимистического меркантилизма и социального дарвинизма. Ведь их взоры направлены в близкое "прекрасное будущее", в которое тогда свято верили все. Никто и представить себе не мог грядущих экологических, энергетических, этнических, демографических, системно-политических кризисов.

   Поэтому я и называю это время счастливым.

Вареник Василий Иванович "Ростов и ростовцы. После 1917 года"
.