rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Про Ростов немало песен сложено

Я спою тебе еще одну...

В детстве я любил песни о Ростове: все дети – патриоты. Но песен было не так уж и много. «Эх, тачанка-ростовчанка». Всего одно слово о любимом городе. Еще была «Улица Садовая, скамеечка кленовая». Что за Садовая, я не понимал, тогда была улица Энгельса. «Садовая», я думал, это просто разновидность улиц. Есть же голова садовая. Была еще песня Высоцкого «я слышу: «ростовчане вылетают, а мне в Одессу надо позарез». Хорошая песня, но опять же всего одно близкое ростовчанину слово. Потом Макаревич спел: «и оба сошли где-то под Таганрогом». Но где они сошли: на территории УССР или уже в Ростовской области? Непонятно. Была песня Пахмутовой-Добронравова «Надежда». Там были слова - «синие московские метели». Местные исполнители заменяли «московские» на «ростовские». Но это уже был явный подлог. Хотя и с добрыми побуждениями. Нынешним детям есть что петь: песен о Ростове (и других городах области) – сотни. Их число, благодаря всевозможным конкурсам и дням города множится с каждым годом.

1. Проанализировав огромное количество «донских» песен (чуть не сошел с ума), я понял: песни о любимых городах могут быть написаны в следующих случаях: по зову сердца, от скуки, на конкурс, ради славы, ради денег или потому что не написать – опасно для жизни (советский период). Песни могут быть также написаны с воспитательно-просветительской целью, если поэт-песенник считает себя миссионером. Часто побудительные мотивы смешаны и даже сам автор не может наверняка сказать, зачем же он это сделал. Особенно трудно различить «от скуки» и «на конкурс».

Между прочим, «песня на конкурс» - явление не новое. Подобные песни, например о Таганроге, писали и к 200-летию города. В 1898 году. Чехова в Таганроге тогда еще не так ценили, как сейчас, тогда он был еще жив. Так, что песня о царе.

«В чертогах скромных Таганрога

Царь добрый сердцем обитал.

Его любил наш город нежно,

Его всегда благославлял».

Надо полагать, что под царем имеется в виду – Александр Первый, умерший в городе у моря в 1825 году.

Может быть, были и песни, посвященные, скажем, 150-летию Ростова-на-Дону (1899 год). Но до наших дней они не дошли.

По большому счету созвучна с «конкурсной» и следующая песня семнадцатого века.

«Уж ты батюшка наш

Православный царь Петр Алексеевич!

Не мути ты наш тихий Дон,

Мы станем те служить век верой-правдою,

Верой-правдою и как те надобно».

2. Первое песенное упоминание Ростова-на-Дону, пожалуй, вот это. Неизвестный автор, начало двадцатого века.

"В мое окошко, эх дождик стучится, поет рабочий за станком. Была я уличною певицей, а он был княжеским сынком»

Но любви между певицей и княжеским сынком не случилось. А потому - «И напилась я, эх, в эту ночку, зато в блаженном мире том была я княжескою дочкой, а он был уличным певцом». И припев: «А в Ростове дождь идет, и на небе хмаро. Отскочь, девочка, ты мне не пара».

Ни разу не слышал песнью «живьем».

К концу двадцатых годов прошлого века относится песня «На Богатяновской открылася пивная, где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз»... Есть вариант с одесской Дерибассовской, но ростовские исследователи (в частности Фима Жиганец) уверяют, что речь, скорее всего, идет о Ростове. Если кто не помнит, в песни есть и такие строки - «Две полудевочки, один роскошный мальчик, который ездил побираться в город Нальчик». Вряд ли кто-то из Одессы ездил бы побираться в Нальчик. Далеко. А из Ростова – запросто.

В общем, в этих песнях Ростов – прежде всего Папа.

В советский период, авторы пытались лишить Ростов «отцовства» и сделать его романтиком.

Уезжающих из Ростова на фирменном поезде «Тихий Дон» провожает песня, написанная Анатолием Софроновым еще в 1943 году:

Ростов-город, Ростов-Дон!

Синий звездный небосклон.

Улица Садовая,

Скамеечка кленовая -

Ростов-город, Ростов-Дон!

«Много разных городов видел я, родная.

Только лучше, чем Ростов города не знаю».

(1957 год, текст – Николай Костырев, «Ростовский вальс»).

«Ростов - не названье, не слово. Он - наши сердца и года. Летят самолёты к Ростову, к Ростову спешат поезда».

(слова - Вениамин Жак, 1960 год)

Кстати, эти самолеты и поезда прочно засели в головах ростовских авторов. Уже в 21 веке семья Толпинских написала: «Аэропорт встречает самолеты, железная дорога поезда...»

До перестройки песен о Ростове было написано не так уж и много. На слуху были лишь три процитированные. Вряд ли они могли скорректировать образ Ростова-папы. Даже в совпериод проскальзывали песенки типа вот этой в исполнении Аркадия Северного: «Раз в Ростове-на-Дону я первый раз попал в тюрьму. На нары, ты понял, на нары, на нары!»

С началом перестройки все вернулось на круги своя. Ростов снова стал папой.

"Мы Ростовчане, весёлый народ

Ликует Каменка, Нахаловка и Брод

А в Ростове так много огней,

Здесь можно встретить знакомых и друзей".

(песня «Ростов мой город-Ростов мой папа, текст - Иван Кононов)

Есть и другой вариант песни, с другим словом – вместо огней. Народный вариант. Я его слышал.

Отдельная, конечно, тема - это сочинения на конкурс.

Но тут тоже встречаются любопытные наблюдения.

«Важны для нас культура и наука. Но! Еще важны торговые дела»! (работа семьи Толпинских)

То есть, несмотря на некоторую наивность авторов («важна культура»), подмечено главное – важны торговые дела.

3. Во многих песнях Ростов предстает как некое райское место. Город – мечта, город – легенда. Город, где хочется жить. По крайней мире человеку, освободившемуся из тюрьмы.

«Играй, гармоника, играй, мы на земле искали рай, и он, конечно, был немыслимо далёк. А до него рукой подать, чтоб наступила благодать, давай-ка сядем в этот старый катерок».

(исп. К. Ундров, текст – И. Кононов, «Левый берег Дона»)

В общем рай, по версии Кононова находится на левом берегу Дона.

Александр Зинцов поет следующее:

«Слухами земля полнится

За ростовских все не раз слышали

И не мало городов кроется

Под надёжными от зла крышами

И с понятием всегда правильно

И к порядочным с уважением

Да, Ростов всегда в пример ставили

Все, кто был в моём окружении».

И далее, в припеве: «Я за серых свой полный бокал подниму,

Дай Бог фарта братве и добра

И за город-легенду Ростов-на-Дону

Пьют невольные чай у костра.

«Из Москвы, из Парижа, из рая, я к тебе неприменно вернусь» (слова Леонида Меласса, начало 21 века). В этой же песне автор относит Ростов к разряду «городов-колдунов».

«Его обитатели – люди-миры, тво рцы и мечтатели, сердцем щедры. Мой город – как Ноя библейский ковчег, Он всем обещает тепло и ночлег».

(текст Татьяны Булгаковой, 2007 год)

4. Многие поэтические образы связаны с наличием в Ростове реки Дон. «На Дону – утону, ко дну». В общем, Ростов – лучшее место для того чтобы утонуть.

«В славном городе Ростове на Дону я в объятьях и в шампанском утону,

И вся жизнь моя опять пойдёт ко дну в славном городе Ростове на Дону».

(текст – Ивана Кононова)

Сейчас на Центральном рынке популярна следующая песня:

«Девченка рыжая с Ростова-на-Дону, Дону, Дону

И я в её глаза как в той реке тону, тону, тону»

(автор – Виктор Королев)

Другой часто встречающийся образ – купола.

«А над Доном золотые купола, золотые купола, да медный звон».

Автор - Иван Кононов, он написал о Ростове много песен, так что и цитат много.

«Колокольный перезвон, Ростов-город, Ростов-дон. Дон... Дон... Он звучит со всех сторон». (песня семьи Толпинских)

5. Из областных городов по количеству песен конкуренцию Ростову может составить, прежде всего, Батайск.

«Батайск, Батайск! Как много в этом слове». Тут тебе и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». И обращение к классике.

«Мы с тобой вдвоем в этот час идем и поем, и поем о Батайске родном. Город южный, город важный, город парков и садов, тот, кто был здесь хоть однажды, тот сюда вернется вновь".

Обязательно вернется. Если будет ехать на Юг.

Вот замечательный «Гимн Батайску». «Ты разбудишь, мой Батайск, солнце красное, и начнется новый день, встречу празднуя, зов депо на юг Руси эхом множится, поколений здесь мосты не разводятся».

Знаки препинания я оставил оригинальные. То есть, солнце красное проснется от того что его разбудит Батайск. Это, пожалуй, один из самых парадоксальных образов в мировой поэзии. А в принципе не хуже певицы Лель и при должной раскрутке, песня стала бы хитом.

И еще: «Батайск - это рельсы по шпалам, Батайск - чтобы сердце стучало».

«На просторе степном возле Дона,

Где живет дерзновенный народ,

Распростерся Батайск окрылено,

Как орел у кавказских ворот».

Хороши строки -«День и ночь высоко над вагонами светят светофоры тут и там».

6. С Батайском конкурирует Таганрог. Как не сложно догадаться, сейчас большинство песен о Чехове и Петре Первом, основателе города.

«Сердце ты мое покорил, Таганрог, память о былом ты навеки сберег. С Петром Великим восстал, ты домом Чехова стал, город мой родной!

Там же :«Из тлена встал и встрепенулся вдруг и ты, и младший брат твой Петербург!»

 К поэтическим шедеврам можно отнести следующие строки:

«Вот был бы Чехов переменам рад, вот Петр Великий радовался б оным, был город-крепость, ныне город-сад, и стал для всех землян "свободной зоной».

Не знаю, честно говоря, что имел в виду автор, говоря про свободную зону... Вроде такой в Таганроге нет. Если имеется в виду экономическая. Может, автор говорит про какую-то другую зону. Может, что-то я упустил.

Есть песня «Антоша Чехонте».  Слова и музыка Ю.Лаптева.

«Здесь жил Овсов, жила Каштанка, Ионыч публику смешил.

А с черноокою гречанкой, возможно, Астров здесь бродил.

По Полицейской, по Петровской в галошах юноша гулял,

С галерки в театральных ложах своих героев подмечал.

В колониальной лавке деда, как Ванька Жуков, он корпел,

Писал к ученому соседу, на пьяных мужиков глядел.

Отсюда унтер Пришибеев шагнул Россию усмирять.

Здесь злоумышленник, злодей он, учился гайки воровать».

Припев:

Антоша Чехонте нам руки протянул,

Антоша Чехонте лукаво подмигнул.

Из прошлого далекого глядит на нас

И сочиняет, верно, святочный рассказ".

Заканчивается песня следующими словами:

«Написано им было столько, все не упомнить и не счесть!

Вот, братцы, выбраться бы только нам из "Палаты № 6".»

Пишут песни о совсем не только об Азове, Таганроге, Батайске или Ростове, но и о совсем малых городах и поселках.

Шикарные строки о Койсуге:

«Не березовый край мой, не синий, не грибной, но несчитанный год вдоль нарезанных межевых линий суетится торговый народ. Не до боли смешная зарплата, не процентной дурилки гипноз, а земли плодородной квадраты обнадеживает всерьез".

7. Еще одно наблюдение - подавляющее большинство песен о Ростове и других городах области написано местными авторами. Кто же они? Вот взгляд на себя, так сказать, изнутри - "По проспекту мы шагаем босиком мимо светофоров и постовых. Каждый пусть из нас побудет чудаком:просто нам все можно, ведь - ростовчане мы". Автор - Михаил Кострикин. Песня посвящена 258-ой годовщине со дня основания города Ростова-на-Дону.

Взглядов со стороны мало. Тем более они ценны. Пребывание в Ростове навеяло на москвича Вадима Степанцова, куртуазного маньериста, следующие строки. На них и закончим.

«В Ростове у рынка центрального усядусь я прямо в пыли, чтоб звуки мотива печального с гармошки моей потекли. Пою я о девушке брошенной печальной, хорошей такой... И смотрят в мой рот перекошенный грузины со смутной тоской. Нечистой наживы глашатаи поймут, что барыш ни к чему. Хоть грубые бабы усатые их ждут в надоевшем дому. Поймут, что всей жизнью расплатятся они за свое ремесло. Ведь счастье в голубеньком платьице от них безвозвратно ушло...»

2008-10-09http://arturowich.livejournal.com/12391.html
.