rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовская любовь генерала Раевского

179Всю жизнь герой войны 1812 года с нежностью вспоминал о своём первом чувстве

О пребывании на Дону прославленного героя Отечественной войны 1812 года Раевского написано немало, в том числе и о той поездке, в которой генерала и его троих детей сопровождал Пушкин. Но мало кто знает, что Раевского связывали с Доном детские годы и романтические воспоминания…

Тёплый ветер, гуляющий по степи, обдувал лица сидящих в колясках людей. Лошади, почуяв близость жилья, спешили, слегка подгоняемые возницами. Николай Николаевич всей грудью вдыхал знакомый с детства запах донских степных трав. Коляски приближались к крепости святого Димитрия Ростовского и к её бывшему предместью — Ростову-на-Дону…

Он прославлял её в песнях

В 1783–1784 годах юный Коленька жил со своей матерью Екатериной Николаевной Давыдовой в Ростовской крепости. В это время его отчим, Лев Денисович Давыдов, ходил в поход на Кубань вместе с Суворовым, возглавлявшим в то время Кубанский корпус, штаб которого тогда находился в крепости святого Димитрия Ростовского.

Когда семья Давыдовых-Раевских приехала сюда, Коле было двенадцать лет. Здесь Николай Раевский учился, бегал с мальчишками по крепостным окрестностям, играя в салочки и ловя в пыльной, высушенной летним зноем донской траве зелёных кузнечиков. Здесь же он в первый раз в жизни влюбился — в свою ровесницу, соседскую девочку Алёну Пелёнкину, и, как ни странно, на всю жизнь сохранил память о своей трогательной детской любви.

Алёна (на самом деле её звали Елена, но все называли Алёной — так это имя и закрепилось за ней) была дочерью Петра Алексеевича Пелёнкина, плац-майора Ростовской крепости, служившего в те годы при крепостном обер-коменданте Семёне Григорьевиче Гурьеве. Юный Николай Раевский был всецело поглощён охватившей его любовью к прекрасной Елене, и потом, уже будучи отцом взрослых детей, рассказывал своей старшей дочери о том, как сочинял песни, посвящённые Алёне. И не без иронии уточнял: «Правда, в песенках я назвал её Лизетой, потому что к её имени, т. е. Алёны, я рифмы приискать не мог».

Неравный, но счастливый брак

Раевский покинул крепость на четырнадцатом году своей жизни. А через двенадцать лет, уже в чине полковника, Николай проезжал через Ростовскую крепость по пути на Кавказ. Здесь он остановился, и, помня о своей детской любви, разузнал у местных жителей о судьбе Алёны. Ему рассказали, что она по-прежнему живёт в крепости, вышла замуж и что у неё уже трое детей.

…Алёну выдали замуж за богатого 36-летнего соседа по имению, когда ей было всего шестнадцать. Этот брак вызвал немало пересудов: это ж надо — отдать столь юную красавицу за человека, годящегося ей в отцы. Но всё же такие неравные браки были не так уж редки в то время. Дмитрий Васильевич Змиев, муж Алёны, был довольно состоятельным: ему принадлежали два селения — Александровка и Новониколаевка, в которых жила тысяча людей. К тому же уже в те годы он имел достаточно высокое звание премьер-майора, что тоже сыграло свою роль при выборе достойного жениха для юной девицы. Несмотря на большую разницу в возрасте, супруги жили в согласии.

…Раевский сразу направился с визитом к семейной чете. Друзья детства долго пили чай, с улыбкой вспоминая забавы юности и былую взаимную привязанность. Раевский рад был видеть, что Алёна Петровна счастлива со своим мужем, и у него надолго остались добрые воспоминания об этой семье…

Красавица-дочка прекрасной Елены

…Прошло ещё четверть века. В начале июня 1820 года, уже в звании генерала, к тому же овеянный славой героя Отечественной войны 1812 года, Николай Николаевич Раевский снова посетил «Ростов, что прежде был предместьем крепости святого Димитрия», как писал сам генерал в письме дочери (напомним, в 1811 году Ростов-на-Дону уже официально был признан городом).

На этот раз генерал Раевский был уже в компании своего сына, тоже Николая (друга Пушкина по лицею), двух дочерей, Марии и Софьи, и уже тогда известного поэта Александра Сергеевича Пушкина. Генерал с детьми и Пушкиным осмотрели Ростовскую крепость, ещё помнившую прославленного генералиссимуса Суворова, адмиралов Сенявина и Ушакова. Посетили и соседнюю с крепостью Нахичевань, где Пушкин был поражён пёстрой многонациональной толпой, о чём потом с живостью любил вспоминать…

А затем генерал Раевский в компании сопровождающей его молодёжи снова посетил свою детскую любовь. У Алёны Петровны к тому времени было уже четверо детей. В 37 лет она овдовела и по-прежнему жила в крепости.

Когда Алёна представила своих дочерей Раевскому, он был глубоко поражён красотой её младшей дочери, 17-летней Ольги Змиевой. Красавица — дочка прекрасной Елены была, по признанию генерала, «так хороша, как мало видал я хороших».

В тот день у Алёны Петровны были гости. Конечно, они с радостью приняли в своё общество знаменитого героя Отечественной войны 1812 года и известного поэта. Алёне Петровне и Николаю Николаевичу было что вспомнить. Петербуржцы надолго задержались в доме приветливой ростовчанки.

Потом Раевский, нисколько не смущаясь воспоминаниями о своей первой любви, с большой теплотой напишет в письме к старшей дочери Екатерине об этой остановке в пути: «Я посидел, посмеялись насчёт ребяческих лет наших и… расстались без слёз, ни сожаленья».

Это была последняя встреча генерала с Алёной. Через девять лет этот удивительный человек, всю жизнь хранивший нежную привязанность к своей первой любви, умер.

АиФ на Дону, выпуск 17 (833) от 28 апреля 2010 г.

.