rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПРОСПЕКТ ХРУЩЕВА

   Я сам живу на этом проспекте. Называется он конечно, не хрущевским, но по справедливости, его следовало бы так назвать. Ибо, не будь Никитки Хрущева, не было бы и этого проспекта и в помине. Как вы догадались, это проспект Ленина.

   Заложен был он как проспект еще до Второй мировой войны. Проект был амбициозный. Сюда собирались ни много-ни мало, перенести центр города, а Садовую сделать окраиной! Этот идиотизм имел место из-за идеологических причин. Коммунисты считали, что центр Ростова слишком купеческий, слишком капиталистический. Все дома по Садовой напоминают о "проклятом царском прошлом". Нужен новый центр, в котором вся архитектура будет только "социалистической". Так родился проспект Ленина, представляющий собой только колышки, вбитые в степи. Правда, перед войной по краям этого виртуального проспекта, уже были построены корпуса РИИЖТа и РАУ и еще "профессорский городок" с молодым парком. Появился район "Автосборки" с Автосборочным переулком, и маленьким рабочим поселком из одинаковых красных двухэтажных домов. Но в целом, проспект Ленина, оставался огромным пустырем.

   Потом пришла Отечественная война, когда Ростов оказался в числе семи самых разрушенных в СССР городов (это Севастополь, Сталинград, Киев, Харьков, Новороссийск, Ржев). После войны Ростов начали восстанавливать почти с нуля. И в самом центре, до 1964 года высились впечатляющие руины Театра Горького и Гостиницы "Ростов". Тут уж было не до "переноса центра". Так бы и оставался проспект Ленина виртуальным, если бы не появился Никита Сергеевич Хрущев с его эпохальными фантазиями!

   А все началось с Италии.

   Многие по ошибке думают, что панельная пятиэтажка - это символ советского социализма. Но вот снимок. Обшарпанная пятиэтажка, увешанная сохнущим бельем. Думаете это Ростов? Это город Рим!!! Единственное отличие римской пятиэтажки от ростовской - это деревянные сквозные ставни от солнца. Италия, была единственной, кроме СССР страной, спешно и массово строившей пятиэтажки. В Италии их назвали "каза дель попполо" ("дома для народа") или еще выразительнее "каза дель попполо-минутто" ("дома для бедного народа"). Но у итальянцев это строительство началось на четыре года раньше. Так что, хрущевские пятиэтажки являются такой же копией итальянского проекта, как советская "копейка" - копия "фиата"!

   Сам принцип скоростного панельного строительства придумал французкий архитектор Ле Корбюзье, которого весьма уважали в СССР. Но как его ни просили остаться работать в Москве, он не согласился, пребывая под впечатлением от сталинской охоты на граждан... Однако его идеей в три года застроить всю страну пятиэтажками Никита Хрущев загорелся сразу же после поездки в Италию, где он своими глазами мог увидеть новые панельные районы Рима. Послевоенный мунициалитет Рима тоже был поклонником идей Корбюзье.

   Когда в начале 1960-х годов мы впервые смотрели итальянские киношедевры, то в "Сладкой жизни" и в "Ночах Кабирии" видели кварталы новостроек, ничем не отличающихся от наших. Такие же маленькие кухни и недоделанные лестничные клетки, такие же перекопанные дворы и сохнущее белье.

   Но было важнейшее отличие! Итальянские дома считались ВРЕМЕННЫМИ! По закону они подлежали сносу через 20 лет. И в Италии 21 века их не осталось. Во всяком случае я их там ни одной нигде не видел. А вот у нас, они стоят уже 50 лет!!

   Ну а тогда, при Хрущеве, ростовским проспектом Ленина отцы города очень гордились. Во первых, построили его всего за один год. (И еще год достраивали, добавляли вторую линию домов). Во-вторых, новенькие дома выглядели красиво: Они были или белоснежными или ярко желтыми. Похоронный серый цвет, ставший неистребимым, появился позднее...

   А еще проспект был засажен многими тысячами роз! Подарок Болгарии.

   Розам было где расти. Проезжая часть была совсем узенькой. Три четверти улицы занимал бульвар с велосипедной дорожкой. Сейчас только маленькая часть проспекта Ленина сохранила первоначальный облик. Это кусочек от Ашхабадского до РИИЖТа. А тогда... Впрочем, кроме роз через весь проспект шла линия электропередач. Огромные вышки маячили напротив балконов. В те времена это считалось, красивым, символичным и современным.

   Власти следили за внешним видом фасадов. Обывателям было строго запрещено выносить на балкончики хлам и вешать белье. Зато за фасадом, во дворах все выглядело как после бомбежки. Долго еще оставались ямы, траншеи, колодцы, кучи песка и земли. Там любили играть дети, которые периодически разбивали головы, ломали руки и напарывались на арматуру.

   Когда большой район новеньких пятиэтажек вырос на пустой окраине, его сперва называли "Ростовскими Черемушками". Это потому, что первый экспериментальный район таких домов в Москве был построен на месте вымершей деревни Черемушки. Когда линия новых пятиэтажек приобрела контуры улицы с квадратной площадью посередине, то подхалимы немедленно предложили назвать новую площадь "Хрущевской". И это было бы логично.

   Но, вмешался сам Никита Сергеевич. Этот старый пиарщик внезапно для всех отказался от подобной чести. Он напомнил, что по его же указанию, именами ныне здравствующих государственных деятелей ничего в стране чтоб не называли. Ведь это было время, когда Хрущев боролся с "культом личности Сталина".

   Рассказывают, что Хрущев, при посещении Ростова медленно проезжал на своей открытой "Чайке" по проспекту Ленина и даже будто бы притормозил у дома N64. Он считал себя народным трибуном, вроде Горбачева и любил толпу. Охраной пренебрегал. Произвольно менял маршруты следования. А тут как раз начались очередные продовольственные затруднения. Вновь появились большие очереди. Главу государства угораздило проезжать мимо такой очереди, в которой громко подрались из-за места две тетки. Главный коммунист страны принял их гвалт за приветствие и стал помахивать своей шляпой, а когда понял причину шума, то уехал обескураженный... Если это и легенда, то весьма похожая на правду.

   Вареник Василий Иванович "Ростов и ростовцы. После 1917 года"
.