rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Жил-был сапожник один

280Таких, как Николай ВАЛИЦКИЙ, раньше гордо именовали людьми труда, теперь же — с лёгким налётом брезгливости — работягами. Но Николая Григорьевича это мало волнует. Он круглые сутки сидит в своей мастерской: колдует над заморскими каблуками или в очередной раз придумывает, как допотопные сапоги сделать трендом этого сезона.

Хорошей обуви сегодня нет

За свою жизнь сапожник чинил добротные ботинки высоких начальников и стоптанные боты заслуженных пенсионерок, утончённые туфельки от-кутюр и вызывающие ботфорты ночных бабочек. Поэтому, увидев на моих ногах сланцы, сапожник произнёс:

— Тебе другая обувь нужна. Но не каблуки, их тебе носить будет трудно... — задумался он, — а танкетка. Только когда выбирать будешь — надави на каблук со всей силы, а лучше мужика какого попроси надавить, и внимательно посмотри, морщинит подошва или нет. Если хоть чуточку есть, всё — откладывай. Твоё тело такая обувь не выносит...

Видя меня впервые, дядя Коля, как называют сапожника в округе, попал в самую точку. Танкетку я, действительно, люблю, и совсем недавно попалась на том, что купила некачественную пару — каблук собрался в гармошку в первый же день.

— А вообще обуви сейчас нет, — задумчиво добавил дядя Коля.

— Как нет? Да на каждом углу по магазину. Любые модели от 300 рублей до 30 тысяч — только выбирай, — со знанием дела убеждала я.

— Нет обуви. А то, что я ремонтирую, — это не обувь, а... Даже слово неприличное подобрать не могу, хоть и сапожник, — схохмил Николай Григорьевич. — Вот смотри, красивые туфли? — дядя Коля достал из-под стола пару гламурных босоножек. — Красивые, в стразах, в камнях модных. Видно, что хозяйка за них не три копейки отдала. Но вся ценность этой обуви в бижутерии. Сделаны туфли неправильно, не по ГОСТу. Нога в них будет болеть да и рассыплются они по дороге. Разве ж это обувь?! То ли дело раньше...

До и после великой страны

Раньше — это в 1972 году, когда Николай Валицкий устроился работать гравёром на элитную тогда обувную фабрику, что располагалась на 9-й линии. Элитной она считалась потому, что обслуживала работников ЦК и прочих советских небожителей. Причём обувь на этой фабрике делали ничуть не хуже (а часто и лучше) заграничной.

— А шили-то как? Приходила к нам, допустим, жена большого начальника. Приносила фото кинозвезды в ультрамодных сапогах. Мол, мне нужны точно такие, — вспоминает Николай Григорьевич. — Наши модельеры снимали мерки и садились за работу.

Результат, как правило, превосходил ожидания, поэтому количество клиентов фабрики неуклонно росло. Качеству материала тоже сегодняшняя обувная индустрия может позавидовать. С кожевенного завода, что тогда располагался на улице Нижегородской, привозили кожу самой лучшей выделки, стельки пропитывались специальным влагоотталкивающим составом, а над вопросом дизайна трудились лучшие мастера Ростова. Глядя на то, как рождается красивая и прочная обувь, молодой гравёр Валицкий тоже проникся уважением к сапожному делу: начал с замены набоек, потом обучился всему технологическому процессу. А после грянула перестройка. Элитная фабрика стала стране не нужна.

— Хорошо, что к тому времени я был уже опытным сапожником. И если раньше чинил обувь для своих, то теперь решил зарабатывать на жизнь сам. Ведь какие бы перевороты наверху не были, обувщики нужны всегда. Поменял несколько мест работы и вот лет десять назад купил себе заброшенный ларёк — с тех пор я здесь.

А чем я не художник?

281Впрочем, ларёк сапожника, как и сам его хозяин, очень отличаются от подобных мастерских. Здесь тебе и выставка необычных фигурок, и инсталляции на тему любви и верности (манекен с рогами), и жестяные гравюры, которые свидетельствуют о художественном таланте дяди Коли.

— Так что ж вы художником не стали? — удивилась я.

— А чем я не художник? Разве для этого обязательно картины писать? Вот недавно пришла ко мне дама — сапоги возле обогревателя лежали и обожглись. А сапоги хорошие, дорогие. Выбрасывать жалко. Вот тут мой художественный талант и пригодился — из кусочков крокодиловой кожи сделал такие накладки, что заказчица ахнула. Или вот кусочек выдран на обуви, допустим. Что делать? Покупаем в ларьке дешёвые клипсы или гребешок для волос, разбираем, прикрепляем — и получается тренд сезона, так ведь сегодня говорят? — хитро подмигивает дядя Коля. — А последней работой я вообще горжусь: высверлил на каблуках сердечки и выложил их крохотными стразиками. Правда, переживал, как хозяйка воспримет эти изменения, потому что это ведь была полностью моя инициатива. Подарок, так сказать, к набойкам. Но она молодец — оценила.

— А есть такие, кто не ценят?

— Конечно. Вот недавно чинил девушке туфли. Гляжу, стелька стёрлась совсем. Я и заменил. Просто так, от чистого сердца. Так она меня отчитала за своеволие и сказала, что денег платить не будет. Но я ведь и не просил. Такие теперь пошли люди.

— Значит, раньше были другие?

— Раньше человек не позволил бы себе принести в починку грязную обувь, а сегодня несут с кусками прошлогодней глины и на просьбу помыть сапоги — удивляются. Мол, вы чините, вы и мойте. Изменилась страна, изменились и люди...

Шерше ля фам

За сорок лет, которые Николай Григорьевич работает сапожником, через его руки прошли тысячи пар обуви, а через сердце он пропустил сотни житейских историй. Многие из них оставили в душе дяди Коли свой след, но одна из последних особенно тревожит сапожника.

Прошлой зимой на пороге мастерской появилась девушка в шикарной шубе. В руках у неё были пакеты с семью парами дорогой осенне-зимней обуви. Слово за слово, выяснилось, что девушка работает юристом, недавно купила квартиру на Каменке, недалеко от сапожной мастерской. Оформив заказ, Николай Григорьевич дал даме визитку и принялся за работу. Но спустя положенный срок заказчица так и не появилась. Прошёл месяц, другой, третий...

— До сих пор о ней ни слуху ни духу. Может, случилось что? — волнуется дядя Коля. — Ну не могла же она просто забыть всю свою обувь? Телефона её у меня, к сожалению, нет, адреса тоже. Вот думаю, если кто из её родных прочтёт эту историю, то придёт ко мне на улицу Немировича-Данченко, 76/3, и расскажет, что случилось. А то я уже бог весть что себе надумал...

Эпоха прохиндеев

Ещё тревожит Николая Валицкого собственное будущее. С расцветом торговли экономобувью к услугам сапожника прибегают всё реже. Оно и понятно — зачем чинить туфли стоимостью пятьсот рублей, когда можно купить новые? Поэтому в клиентской базе дяди Коли сегодня преимущественно состоятельные люди, которые носят брендовую обувь.

— И что, дорогая обувь действительно стоит отданных за неё денег?

— Не всегда. Конечно, бывает и хорошая, а бывает такого качества, за которое в советское время обувщику бы лет семь впаяли, — рассуждает сапожник. — Вот как-то принесла девочка сапоги итальянские, а у них пятка на каблук села. Я ей говорю, с чего ты решила, что эти сапоги итальянские? Она сказала, что так написано на них, к тому же стоят они семь тысяч. Ну и зря, говорю. Такие сапоги могли сделать в ближайшей подворотне, а лейбл наклеить — дело трёх минут. Сейчас время такое — никому верить нельзя. Эпоха прохиндеев!

Дядя Коля опять окунулся в воспоминания, как вдруг в мастерской появилась миловидная пожилая женщина.

— Коля, ну хватит уже, — по её хозяйскому тону я поняла, что это жена Николая Валицкого Валентина. — Нельзя тебе нервничать и долго сидеть в одном положении. И уже обращаясь ко мне, добавила: — Позвоночник у него больной — четыре операции перенёс и ещё одну надо. А случилось это из-за доброты его. Решил помочь людям — спилить мешающую ветку. Молодым недосуг, а ему, как всегда, всё надо — полез на дерево, сорвался и упал. Полтора года дома лежал, и вот только два года как начал работать. Напрягаться ему нельзя, а жить же как-то надо. Вот и корпим потихоньку... два инвалида.

Уходя из мастерской, я остановилась на пороге и долго осматривала обитель сапожника. Молотки, пинцеты, клещи, разномастные гвоздики — всё здесь носило отпечаток другого времени и другой страны. Страны, где словосочетание «рабочий человек» звучало гордо, где мысли и чувства были чистыми, а главным мерилом человеческих ценностей была совесть. Той страны, которой больше нет. Страны нашего детства...

«Ростов официальный», № 37 (980) от 11.09.2013
.