rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Императрицы в городе

219В Ростове-на-Дону объявлен конкурс на "царский памятник".

Донским скульпторам предстоит воссоздать облик двух великих императриц. Культурная общественность Ростова ратует за установку памятников Елизавете и Екатерине Второй в историческом центре города.

Исторически сложилось, что Ростов-на-Дону хотя и прозван «папой», но своим рождением обязан сразу двум «мамам». Первая - императрица Елизавета Петровна, которая  23 сентября 1761 года подписала указ о наименовании будущей крепости, что начали возводить рядом с Темерницкой таможней на правом берегу Дона, крепостью Св. Димитрия Ростовского. Из стен этой-то крепости и «вылупился» впоследствии город Ростов-на-Дону.

Помнят ростовчане и то, что в прошлом бок о бок с Ростовом-на-Дону размещался  другой город – Нахичевань-на-Дону, учрежденный по указу другой императрицы, Екатерины II. Согласно ее распоряжению были переселены из  Крыма чуть больше 12 тысяч армян. Заселив христианами-единоверцами пустующие земли, Екатерина, недаром  прозванная Великой, провела одну из самых удачных своих дипломатических комбинаций, мастерски решив «задачку» с двумя неизвестными. Во-первых, привела к разорению Крымское ханство, лишив его в момент самых трудолюбивых подданных и послушных налогоплательщиков. А во-вторых,  заселила  пустующие некогда  земли опять же трудолюбивыми подданными и послушными налогоплательщиками.

Переселенцы не долго тосковали по своей былой родине. К 1879 году – столетию своего поселения на донских землях, основания города Нор-Нахичеван (по одной из версий название города переводится как «новый привал Ноя») они установили на собранные ими всенародно деньги памятник императрице. Работа была заказана и выполнена талантливым петербургским скульптором, сподвижником знаменитого Микешина (автора памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге и скульптурной композиции «Тысячелетие Руси» в Новгороде) Матвеем Чижовым и его братом (история, увы, не сохранила его имени).

Однако потомки первых пересенцев, а также знатоки и радетели исторической правды утверждают, что все было несколько иначе. К 100-летию своего обоснования на Дону нахичеванцы решили на тогдашнем своем думском собрании установить памятник другому человеку. Тому, кто вел переговоры с российской императрицей, кто выбирал земли, кто помогал им обживать и осваивать новую Родину, кто, наконец,  заложил и освятил их первые на донской земле храмы – предводителю российских армян тех лет архиепископу Иосифу Аргутинскому (Долгорукому). Но правивший в те годы Александр II запретил и думать об этом. Постановил если уж и ставить кому, так  прабабке его Екатерине. Что же касается  архиепископа, то барельеф его высочайше было позволено поместить на одной из сторон постамента, выполненной в мастерской итальянца Тонетти Тонито. На другой стороне было высечено «Императрице Екатерине Великой – от благодарных армян».

Впрочем, последующая судьба как самого памятника Екатерине, так и постамента сложилась весьма трагично. В 1920-х годах «благодарные армяне», а также их  соседи ростовцы  «свергли»  медную Екатерину. А позднее и вовсе переплавили на заводе имени Ченцова. Кстати, вместе с медным памятником атаману Платову, что прежде стоял в Новочеркасске.

Новочеркасцы, к чести своей , несколько лет назад восстановили разрушенный памятник.

Мечтали о том, чтобы воссоздать Екатерину, установить ее на историческом месте и члены созданного в 1992 году общества донских армян «Нор-Нахичеван». Известному донскому скульптору, потомку тех самых армян-переселенцев, было поручено приступить к  работе над скульптурой. Но в те первые постперестроечные годы идея не получила  развития. Многие, и вполне справедливо, интересовались: «А куда Карла Маркса  денем?». Этот их вопрос тем резоннее, что ростовский памятнику идеологу и вождю мирового пролетариата также представляет собой  культурную ценность.

Однако Бегалов продолжал работать над воссозданием скульптуры Екатерины  II. Изучал материалы, замерял пропорции, пробовал… Он даже  отлил в бронзе две бронзовые модели  былого памятника (в уменьшенном размере, разумеется). Одна была подарена Обществом школе №13 (бывшей женской Екатерининской гимназии), а другую отвезли в Москву.

Вот отчего, когда сегодня уже не армянской общественностью, а фондом «Северный Кавказ» поднят вопрос о воссоздании памятника Екатерине, Давиду Рубеновичу есть что представить суду общественности.  Его Екатерина воссоздана во всех деталях. Дело за тем только, чтобы вылепить ее в глине и отлить в бронзе в полный более чем трехметровый рост. Да и подготовить постамент, достойный императрицы, – тоже нелишне…

Что же касается памятника Елизавете Петровне, то каким именно он будет – еще только предстоит решать. Да и где будет установлен – тоже. Известно лишь, что размещаться Елизавета Петровна будет в историческом центре Ростова, на одном из его площадей или скверов. Все остальное – полный пока туман: какая она – Елизавета Петровна – будет, из чего будет выполнена.  Над всеми этими вопросами и предложено подумать шести ведущим ростовским скульпторам – Сергею Олешне, Давиду Бегалову, Анатолию Скнарину, Владимиру Белякову, Дмитрию Лындину и Анатолию Дементьеву.

Конкурс городской администрацией объявлен. Проекты претендентов будут рассматриваться  и обсуждаться всенародно. Так, во всяком случае, обещано. Хочется верить, что хотя среди конкурсантов нет ни одного скульптора-женщины,  памятник  удастся решить не в виде некоего «каменного исполина», коих в нашем городе и так предостаточно, а камерно, возможно более изящно. Ведь речь хотя и об императрице ведется, но… женщине. А значит, к ваянию монаршего тела следует отнестись с возможно большим вкусом и тактом.              

                Copyright c Молот 17 Апреля 2006 года  
.