Императрицы в городе
В Ростове-на-Дону объявлен конкурс на "царский памятник".
Донским скульпторам предстоит воссоздать облик двух великих императриц. Культурная общественность Ростова ратует за установку памятников Елизавете и Екатерине Второй в историческом центре города.
Исторически сложилось, что Ростов-на-Дону хотя и прозван «папой», но своим рождением обязан сразу двум «мамам». Первая - императрица Елизавета Петровна, которая 23 сентября 1761 года подписала указ о наименовании будущей крепости, что начали возводить рядом с Темерницкой таможней на правом берегу Дона, крепостью Св. Димитрия Ростовского. Из стен этой-то крепости и «вылупился» впоследствии город Ростов-на-Дону.
Помнят ростовчане и то, что в прошлом бок о бок с Ростовом-на-Дону размещался другой город – Нахичевань-на-Дону, учрежденный по указу другой императрицы, Екатерины II. Согласно ее распоряжению были переселены из Крыма чуть больше 12 тысяч армян. Заселив христианами-единоверцами пустующие земли, Екатерина, недаром прозванная Великой, провела одну из самых удачных своих дипломатических комбинаций, мастерски решив «задачку» с двумя неизвестными. Во-первых, привела к разорению Крымское ханство, лишив его в момент самых трудолюбивых подданных и послушных налогоплательщиков. А во-вторых, заселила пустующие некогда земли опять же трудолюбивыми подданными и послушными налогоплательщиками.
Переселенцы не долго тосковали по своей былой родине. К 1879 году – столетию своего поселения на донских землях, основания города Нор-Нахичеван (по одной из версий название города переводится как «новый привал Ноя») они установили на собранные ими всенародно деньги памятник императрице. Работа была заказана и выполнена талантливым петербургским скульптором, сподвижником знаменитого Микешина (автора памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге и скульптурной композиции «Тысячелетие Руси» в Новгороде) Матвеем Чижовым и его братом (история, увы, не сохранила его имени).
Однако потомки первых пересенцев, а также знатоки и радетели исторической правды утверждают, что все было несколько иначе. К 100-летию своего обоснования на Дону нахичеванцы решили на тогдашнем своем думском собрании установить памятник другому человеку. Тому, кто вел переговоры с российской императрицей, кто выбирал земли, кто помогал им обживать и осваивать новую Родину, кто, наконец, заложил и освятил их первые на донской земле храмы – предводителю российских армян тех лет архиепископу Иосифу Аргутинскому (Долгорукому). Но правивший в те годы Александр II запретил и думать об этом. Постановил если уж и ставить кому, так прабабке его Екатерине. Что же касается архиепископа, то барельеф его высочайше было позволено поместить на одной из сторон постамента, выполненной в мастерской итальянца Тонетти Тонито. На другой стороне было высечено «Императрице Екатерине Великой – от благодарных армян».
Впрочем, последующая судьба как самого памятника Екатерине, так и постамента сложилась весьма трагично. В 1920-х годах «благодарные армяне», а также их соседи ростовцы «свергли» медную Екатерину. А позднее и вовсе переплавили на заводе имени Ченцова. Кстати, вместе с медным памятником атаману Платову, что прежде стоял в Новочеркасске.
Новочеркасцы, к чести своей , несколько лет назад восстановили разрушенный памятник.
Мечтали о том, чтобы воссоздать Екатерину, установить ее на историческом месте и члены созданного в 1992 году общества донских армян «Нор-Нахичеван». Известному донскому скульптору, потомку тех самых армян-переселенцев, было поручено приступить к работе над скульптурой. Но в те первые постперестроечные годы идея не получила развития. Многие, и вполне справедливо, интересовались: «А куда Карла Маркса денем?». Этот их вопрос тем резоннее, что ростовский памятнику идеологу и вождю мирового пролетариата также представляет собой культурную ценность.
Однако Бегалов продолжал работать над воссозданием скульптуры Екатерины II. Изучал материалы, замерял пропорции, пробовал… Он даже отлил в бронзе две бронзовые модели былого памятника (в уменьшенном размере, разумеется). Одна была подарена Обществом школе №13 (бывшей женской Екатерининской гимназии), а другую отвезли в Москву.
Вот отчего, когда сегодня уже не армянской общественностью, а фондом «Северный Кавказ» поднят вопрос о воссоздании памятника Екатерине, Давиду Рубеновичу есть что представить суду общественности. Его Екатерина воссоздана во всех деталях. Дело за тем только, чтобы вылепить ее в глине и отлить в бронзе в полный более чем трехметровый рост. Да и подготовить постамент, достойный императрицы, – тоже нелишне…
Что же касается памятника Елизавете Петровне, то каким именно он будет – еще только предстоит решать. Да и где будет установлен – тоже. Известно лишь, что размещаться Елизавета Петровна будет в историческом центре Ростова, на одном из его площадей или скверов. Все остальное – полный пока туман: какая она – Елизавета Петровна – будет, из чего будет выполнена. Над всеми этими вопросами и предложено подумать шести ведущим ростовским скульпторам – Сергею Олешне, Давиду Бегалову, Анатолию Скнарину, Владимиру Белякову, Дмитрию Лындину и Анатолию Дементьеву.
Конкурс городской администрацией объявлен. Проекты претендентов будут рассматриваться и обсуждаться всенародно. Так, во всяком случае, обещано. Хочется верить, что хотя среди конкурсантов нет ни одного скульптора-женщины, памятник удастся решить не в виде некоего «каменного исполина», коих в нашем городе и так предостаточно, а камерно, возможно более изящно. Ведь речь хотя и об императрице ведется, но… женщине. А значит, к ваянию монаршего тела следует отнестись с возможно большим вкусом и тактом.
Copyright c Молот 17 Апреля 2006 года
|