rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Елисавет» пропишется в Ростове?

221Кто бы к чему бы там ни призывал, а русские люди, включая их правителей, никогда не жили и, видимо, не будут жить по унылым канонам «цивилизованной Европы». Если «мореплаватель и плотник» Пётр I рубил боярам бороды и заставлял их на ассамблеях напиваться из кубка «Большого Орла», то его дочь, «прекрасная Елисавет», отличалась не меньшим размахом и чисто женской взбалмошностью. Количество нарядов в гардеробе императрицы исчислялось пятизначной цифрой, а на придворные балы и пиры тратились суммы, сопоставимые с размером годового бюджета государства.

Вместе с тем в царствование Елизаветы Петровны Россия вела победоносные войны, создавала университетское образование, а строительство и архитектура, благодаря приглашённым в страну лучшим зодчим мира, переживали настоящий расцвет. Так что у потомков есть все основания не только зубоскалить по поводу взбалмошной императрицы, но и гордиться ею. А ростовчане вообще вправе считать её своей матушкой. Ведь к основанию и Темерницкой таможни, и выросшей рядом с ней крепости она имела самое непосредственное отношение.

Только вот с увековечиванием памяти Елизаветы и её родителя в нашем городе долго не складывалось. Скульптуры Петра Великого давно украшают Таганрог и другие российские города, а ростовчанам то война, то что-то другое мешало. В конце концов городские власти решили не идти уже проторенным другими путём, а создать памятник менее «замыленной» дочери Петра. И на днях архитектурно-градостроительный совет рассмотрел представленные на конкурс эскизные проекты.

Фантазия ростовских скульпторов вылилась в самые разные образы. Кто-то видел в Елизавете прежде всего императрицу и предложил монументальное решение памятника. Другие, с учётом того, что Ростов — не «Северная Пальмира» с широкими проспектами и площадями, предпочли камерную композицию. Именно в таком ключе разработан наиболее интересный, на наш взгляд, проект, представляющий Елизавету не в виде античной «небожительницы», а с пером в руках, готовящуюся подписать Указ об основании крепости Св. Димитрия Ростовского. Ещё привлекает, что в состав данной композиции входит и бюст Петра I. Так что, если возглавляемое Анатолием Лабусовым жюри признает эту работу лучшей, в рамках одного проекта удастся увековечить на ростовской земле сразу двух великих россиян.

И если бы всё шло, как планировалось, жюри вынесло бы свой вердикт уже в начале мая. Но, похоже, над организаторами конкурса довлела аура взбалмошной императрицы, которая, по словам Толстого, любила танцевать, веселиться, вот только порядка при ней не было. Иначе чем объяснить, что за работу по увековечиванию её образа взялись не с начала, а с конца? Вынесли на совет уже готовые эскизные проекты самого памятника, не обсудив и не согласовав с профессиональными архитекторами место, где он будет установлен…

В итоге конструктивно начавшееся обсуждение переросло в дискуссию, и предложенное организаторами место на перекрёстке Б. Садовой и Университетского, между универмагом «Солнышко» и главным корпусом РГУ, было отвергнуто большинством голосов. Своё несогласие, в частности, высказали известные в архитектурном «цехе» деятели Юрий Солнышкин, Норальд Нерсесянц, Владимир Кирьязиев, главный архитектор Кировского района Валентина Новоторова.

Указывалось, например, что многометровой скульптуре будет тесно на этом «пятачке», что Университетский, превращённый в торговую улицу, вообще не годится для этих целей, наконец, что этот микрорайон и без того «перенаселён» памятниками — Ломоносову, Суворову и т. д. Другое дело — Пушкинская, куда люди приходят не за покупками, а просто гулять, Первомайский парк или Клинический сквер между Б. Садовой и медицинским университетом… При этом злые языки в кулуарах поговаривали, будто на парк и сквер уже положили глаз строители, потому-де скульпторов туда и не пускают.

Как бы там ни было, а большинство участников архитектурно-градостроительного совета сошлись во мнении, что спешка может только навредить делу. В городе и без того бушует непонятная «памятниковая лихорадка». Достаточно вспомнить недавний перенос на новые места скульптур Кирова и шолоховского персонажа Нахалёнка. А композиция «Григорий и Аксинья» из-за неудачно выбранного места вообще не прижилась в Ростове и отправилась на «историческую родину» в Вёшки. Теперь вот к переносу готовятся памятники Карлу Марксу и Сарьяну.

Ну сколько можно! Не лучше ли в случае с Елизаветой всё ещё раз взвесить, примерить и только потом уже принимать решение?

Попытки главного художника города Сергея Хасабова повлиять на «возмутителей спокойствия» и вернуть обсуждение «в рамки» успеха не возымели. Те остались при своём мнении и настаивали на том, чтобы участники конкурса имели возможность самостоятельно подобрать место для своих скульптур. Например, на той же Пушкинской или в Первомайском парке. Тем паче, именно на его территории находились бастионы крепости, Указ об основании которой подписала Елизавета…

Главный архитектор города Владимир Гейер выглядел после совета обескураженным. И его легко можно было понять. Проделана огромная организационная и творческая работа, практически все проекты получили положительную оценку, и теперь что же, всё опять начинать сначала? Или всё-таки возможен какой-то разумный компромисс?

«РО» не берётся судить, кто здесь больше прав, а кто меньше. Может быть, и впрямь, аура Елизаветы всему виной. Тем более, нужно не поддаваться эмоциям, а раз и навсегда найти ей в городе достойное место.

Один из участников совета, правда, высказался в том духе, что знаменитую скульптуру Давида работы Микеланджело не один, а пять раз переносили на новое место, и всюду она смотрелась прекрасно. При всём уважении к мастерству ростовских «Микеланджело» комментировать эту реплику воздержимся.

И последнее. В самом начале заседания совета прозвучало предложение организовать показ эскизных проектов памятника в выставочном зале Союза художников на ул. Горького, чтобы с ними могли познакомиться не только специалисты, но и все желающие. Хочется надеяться, что в пылу дискуссии об этом не забыли, и авторитетное жюри при вынесении своего вердикта будет руководствоваться не только мнением специалистов, но и отзывами рядовых горожан, для которых, собственно, и создаётся памятник «матушке»-основательнице Ростова.

3 мая 2006г., РО.
.