Автомобили задавили город...
…Поэтому разговор на архитектурно-градостроительном совете, обсудившем конкурсные работы по планировке центральной части города, касался не только возможности сохранения её исторического облика, но и пресловутого «транспортного» вопроса, который портит ростовчан не меньше, чем квартирный.
Комментарий «РО»:
Станет ли Дон ростовской Темзой?
Поскольку наша газета — единственная, и последовательно ведущая в течение нескольких лет тему сохранения исторического центра, думается, мы тоже имеем право высказаться о работах конкурсантов.
Самый смелый проект представил Виктор Чернышёв, водя одолженной Владимиром Гейером указкой по стендам с брендом «Ростовской инвестиционной корпорации». Он предложил оставить и без того перенаселённые машинами и людьми старые кварталы в покое, ограничившись развитием в них туристской ифраструктуры. А в районе Ковша на левом берегу Дона построить новый многофункциональный центр — Сити, отвечающий статусу Ростова как столицы ЮФО. С никому не мешающими и ничего не заслоняющими небоскрёбами для размещения офисов, с торгово-досуговыми комплексами и рекреационной зоной. Предусмотрено даже строительство там учебно-научно-инновационной базы Ростовского госуниверситета, готовящегося получить статус федерального вуза.
Свободного места на левом берегу хватает, в том числе для машин и парковок. А транспортную связь между новым и старым центрами обеспечит, наряду с Ворошиловским, мост в створе Сиверса…
Предложение разрубить одним ударом гордиев узел проблем насколько заманчиво, настолько же, на наш взгляд, и фантастично. Прежде чем начинать строительство Сити, в пойму придётся отсыпать огромное количество грунта — до 5 метров в высоту. Что к тому же может усугубить и без того непростые экологические проблемы Ростова и его главной реки, которая, что ни говорите, шире и своенравнее делящей пополам Лондон Темзы…
Менее радикальный, зато более выполнимый вариант, как «разгрузить» исторический центр, предложил известный ростовский архитектор Юрий Залунин. В представленном им проекте тоже предусмотрен вынос оттуда ряда функций. Но не на левый берег, а в новые градоформирующие торгово-деловые комплексы, которые предлагается построить на Нагибина, а также между Ворошиловским и Соколова, где почти нет старой ценной застройки.
Чем огорчил мэтр, так это своим возвращением к полузабытой идее проложить через старый центр новый транспортный «диаметр». Представляете, как будут выглядеть Соборная площадь и окрестности, если на месте Московской и Станиславского проляжет заглублённая в землю скоростная автомагистраль, по которой в сторону Театральной помчатся, сотрясая и отравляя и без того не чистый воздух, транспортные потоки с Западного?!
Ещё одно уязвимое место в ряде проектов — Зелёный остров, который вообще-то никакого отношения к историческому центру не имеет, являясь единственным крупным оазисом на карте города. Вопрос, что водило рукой проектировщиков, наперебой предлагавших превратить его в лучшем случае в парк культуры и отдыха, а в худшем — в район элитного и экологически чистого жилья для избранных, остался для нас открытым.
А теперь о принципиальном «плюсе», перевесившем, безусловно, все «минусы». Все до единого конкурсанты, в числе которых был именитый Норальд Нерсесьянц, и питерские с москвичами (Росевродевелопмент), расходясь в частностях, проявили редкостное единодушие в главном, что касается сохранения не просто отдельных старинных зданий, но в целом исторической среды и колорита, которые делают Ростов Ростовом.
Приятно было сознавать, что позиция здравомыслящей части городской общественности, которую из номера в номер пропагандировала и защищала наша газета, наконец-то нашла понимание у профессионалов и руководителей градостроительного «цеха». Значит, не зря трудились и наши перья…
К отзывам Владимира Чуба и Михаила Чернышёва, осмотревших конкурсную экспозицию накануне, мы ещё вернёмся. А сейчас — слово участникам архитектурно-градостроительного совета.
С миру по мысли: Помирить Ананьева и Гуськова
Давний знакомый «РО», руководитель инспекции градостроительного контроля Андрей Шумеев, уставший воевать с попытками незаконного строительства в центре города, идею переноса Сити на левый берег, в отличие от нас, одобрил. Зато он, как и целый ряд выступивших, решительно высказался за то, чтобы Зелёный остров оставался зелёным и доступным для всех, а не только для «новых ростовчан» — любителей пленера и яхт.
Основная же дискуссия развернулась по поводу того, насколько экономически реально претворить в жизнь намерение проектировщиков сохранить старый центр. В роли «пессимиста» проявил себя Александр Стадник (к слову сказать, не застройщик, а один из лучших ростовских архитекторов), доказавший, как дважды два, что все эти прекраснодушные проекты при первом же столкновении с практикой лопнут. И в итоге останется выбирать из двух зол: либо всё-таки пускать в центр застройщиков-«высотников», которые в лучшем случае раскошелятся на «точечное» восстановление отдельных, наиболее ценных памятников, либо ждать, пока исторические кварталы разрушатся сами по себе.
Против этого утверждения, естественно, восстали Николай Судоргин (ассоциация «Граждане Ростова») и зам. министра культуры области Игорь Гуськов, пригрозивший ответственностью за нарушение федерального законодательства об охране памятников истории и культуры. В итоге, чтобы эмоции не мешали выяснению истины, председательствующий на совете Владимир Гейер дал слово представителю противоположного «лагеря» — заместителю гендиректора компании «Донстрой» Геннадию Ананьеву, кстати, тоже архитектору по образованию. И тот в долгу перед Гуськовым не остался:
— Вашему министерству следовало бы выйти с инициативой пересмотра списка взятых под охрану зданий. А то из-за того, что какой-то великий человек будто бы однажды где-то переночевал, строителей лишают возможности нормально работать в целом квартале. Ладно, сегодня я уйду из центра на Северный, а завтра, может быть, вообще в другой город, однако, будучи ростовчанином, не хочу, чтобы меня вынудили это сделать. Тем более, освобождённое нами место всё равно рано или поздно займут другие…
А пускать в «сердце» города «варягов» никому не хочется. Кстати, в центре Москвы рыночные цены на жильё и офисы в новых элитных домах, не говоря об отреставрированных особняках, уже достигли уровня, окупающего любые затраты инвесторов и строителей.
По мнению собравшихся, к тому же самому лет через 7-8 придёт и Ростов. Но столько времени выжидать городские строители не станут, да и центр наш уже начал рушиться на глазах. Поэтому ожидать продления объявленного областными и городскими властями моратория на предоставление там участков под строительство бессмысленно. Нужно вырабатывать новые принципиальные подходы к решению этих проблем.
И после осмотра экспозиции руководителями области и города они не только высказались за сохранение старого центра, но и обещали помочь его реконструкции деньгами из бюджета области. Естественно, если намерения проектировщиков и застройщиков не разойдутся с их практическими делами. А такое, увы, случалось не раз. Поэтому актуальный сегодня вопрос — не только о деньгах, но и о разработке чёткого нормативно-правового механизма, регулирующего всю деятельность строительного комплекса. Начинать надо, считает архитектор Михаил Свиридов, с нового Градостроительного кодекса города. Дело — за депутатами городской Думы.
По мнению Владимира Гейера, назрела также необходимость иметь единый орган, координирующий все работы в центре города, например, дирекцию по реконструкции центра. Может быть, в статусе казённого предприятия, который позволит ей контролировать использование как бюджетных денег, так и средств частных инвесторов. Работы предстоит столько, что в одиночку её никто не осилит, нужны коллективная воля и консолидированное финансирование.
Идея, кстати, не совсем новая. В публикации «Сказки старого Арбата» («РО», 18 января с.г.) мы приводили мнение предпринимателя Игоря Балашова с ул. Шаумяна, призывавшего создать при администрации города координационный орган по реконструкции центра, обращаясь куда, общественность и бизнесмены получали бы в режиме «одного окна» конкретные исчерпывающие ответы на свои вопросы и предложения по участию в этой работе… Впрочем, не так важно, кто и что сказал первым. Важно, чтобы за словом последовало дело.
Естественно, если на реконструкцию центра удастся привлечь достаточные средства (без чего она будет просто неосуществима), покупка в нём жилья, офиса или торгового помещения окажется по карману только весьма состоятельным людям, способным оправдать расходы инвесторов и строителей. Но уж пусть лучше они платят за сохранение и преумножение красоты нашего города, чем за растущие в центре, как грибы-поганки, типовые «высотки», тоже, заметим, отнюдь не дешёвые.
Что же в «сухом остатке»?
Главный архитектор города Владимир Гейер не скрывал своего удовлетворения. По его словам, такого масштабного конкурса проектов и такого серьёзного их обсуждения не случалось на его памяти уже лет двадцать. И то, что из восьми творческих коллективов, заявлявших об участии в конкурсе, пятеро сумели добраться до финиша, безусловный успех. Важно также то, что все конкурсанты продемонстрировали стремление к сохранению и гармоничному развитию старого центра. А кому удалось сделать это наиболее профессионально, в ближайшее время решит жюри, которое, как обещал Гейер, учтёт мнение гостей выставки, замечания и предложения участников архитектурно-градостроительного совета.
— На мой взгляд, — сказал в конце совета авторитетнейший в городе специалист Эдуард Полянский, долгие годы работавший главным архитектором Ростовской области, — ближе всех к заданной цели всё-таки оказались представители Санкт-Петербургского института урбанистики, которому поручена и разработка генплана Ростова в целом. Особенность проекта питерцев в том, что они по максимуму озаботились спасением ростовского центра от вторжения туда инородных новостроек, предусмотрев создание там, в соответствии с требованиями законодательства, исторических охранных зон.
Теперь материалы с результатами конкурса предполагается вынести на обсуждение коллегии администрации города. Так что по большому счёту подводить итоги ещё рано. Главная работа только начинается. Но важно уже то, что на принципиальные вопросы: в каком направлении должна вестись реконструкция центра и кому он будет служить — людям или автомобилям, ответ, похоже, уже получен.
12 апреля 2006г., «Ростов Официальный».
|