rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
              Автомобили задавили город...

  arkhitektura1…Поэтому разговор на архитектурно-градостроительном совете, обсудившем конкурсные работы по планировке центральной части города, касался не только возможности сохранения её исторического облика, но и пресловутого «транспортного» вопроса, который портит ростовчан не меньше, чем квартирный.

   Комментарий «РО»:

   Станет ли Дон ростовской Темзой?

   Поскольку наша газета — единственная, и последовательно ведущая в течение нескольких лет тему сохранения исторического центра, думается, мы тоже имеем право высказаться о работах конкурсантов.

   Самый смелый проект представил Виктор Чернышёв, водя одолженной Владимиром Гейером указкой по стендам с брендом «Ростовской инвестиционной корпорации». Он предложил оставить и без того перенаселённые машинами и людьми старые кварталы в покое, ограничившись развитием в них туристской ифраструктуры. А в районе Ковша на левом берегу Дона построить новый многофункциональный центр — Сити, отвечающий статусу Ростова как столицы ЮФО. С никому не мешающими и ничего не заслоняющими небоскрёбами для размещения офисов, с торгово-досуговыми комплексами и рекреационной зоной. Предусмотрено даже строительство там учебно-научно-инновационной базы Ростовского госуниверситета, готовящегося получить статус федерального вуза.

    Свободного места на левом берегу хватает, в том числе для машин и парковок. А транспортную связь между новым и старым центрами обеспечит, наряду с Ворошиловским, мост в створе Сиверса…

Предложение разрубить одним ударом гордиев узел проблем насколько заманчиво, настолько же, на наш взгляд, и фантастично. Прежде чем начинать строительство Сити, в пойму придётся отсыпать огромное количество грунта — до 5 метров в высоту. Что к тому же может усугубить и без того непростые экологические проблемы Ростова и его главной реки, которая, что ни говорите, шире и своенравнее делящей пополам Лондон Темзы…

   Менее радикальный, зато более выполнимый вариант, как «разгрузить» исторический центр, предложил известный ростовский архитектор Юрий Залунин. В представленном им проекте тоже предусмотрен вынос оттуда ряда функций. Но не на левый берег, а в новые градоформирующие торгово-деловые комплексы, которые предлагается построить на Нагибина, а также между Ворошиловским и Соколова, где почти нет старой ценной застройки.

    Чем огорчил мэтр, так это своим возвращением к полузабытой идее проложить через старый центр новый транспортный «диаметр». Представляете, как будут выглядеть Соборная площадь и окрестности, если на месте Московской и Станиславского проляжет заглублённая в землю скоростная автомагистраль, по которой в сторону Театральной помчатся, сотрясая и отравляя и без того не чистый воздух, транспортные потоки с Западного?!

    Ещё одно уязвимое место в ряде проектов — Зелёный остров, который вообще-то никакого отношения к историческому центру не имеет, являясь единственным крупным оазисом на карте города. Вопрос, что водило рукой проектировщиков, наперебой предлагавших превратить его в лучшем случае в парк культуры и отдыха, а в худшем — в район элитного и экологически чистого жилья для избранных, остался для нас открытым.

    А теперь о принципиальном «плюсе», перевесившем, безусловно, все «минусы». Все до единого конкурсанты, в числе которых был именитый Норальд Нерсесьянц, и питерские с москвичами (Росевродевелопмент), расходясь в частностях, проявили редкостное единодушие в главном, что касается сохранения не просто отдельных старинных зданий, но в целом исторической среды и колорита, которые делают Ростов Ростовом.

   Приятно было сознавать, что позиция здравомыслящей части городской общественности, которую из номера в номер пропагандировала и защищала наша газета, наконец-то нашла понимание у профессионалов и руководителей градостроительного «цеха». Значит, не зря трудились и наши перья…

    К отзывам Владимира Чуба и Михаила Чернышёва, осмотревших конкурсную экспозицию накануне, мы ещё вернёмся. А сейчас — слово участникам архитектурно-градостроительного совета.

     С миру по мысли: Помирить Ананьева и Гуськова

   Давний знакомый «РО», руководитель инспекции градостроительного контроля Андрей Шумеев, уставший воевать с попытками незаконного строительства в центре города, идею переноса Сити на левый берег, в отличие от нас, одобрил. Зато он, как и целый ряд выступивших, решительно высказался за то, чтобы Зелёный остров оставался зелёным и доступным для всех, а не только для «новых ростовчан» — любителей пленера и яхт.

    Основная же дискуссия развернулась по поводу того, насколько экономически реально претворить в жизнь намерение проектировщиков сохранить старый центр. В роли «пессимиста» проявил себя Александр Стадник (к слову сказать, не застройщик, а один из лучших ростовских архитекторов), доказавший, как дважды два, что все эти прекраснодушные проекты при первом же столкновении с практикой лопнут. И в итоге останется выбирать из двух зол: либо всё-таки пускать в центр застройщиков-«высотников», которые в лучшем случае раскошелятся на «точечное» восстановление отдельных, наиболее ценных памятников, либо ждать, пока исторические кварталы разрушатся сами по себе.

    Против этого утверждения, естественно, восстали Николай Судоргин (ассоциация «Граждане Ростова») и зам. министра культуры области Игорь Гуськов, пригрозивший ответственностью за нарушение федерального законодательства об охране памятников истории и культуры. В итоге, чтобы эмоции не мешали выяснению истины, председательствующий на совете Владимир Гейер дал слово представителю противоположного «лагеря» — заместителю гендиректора компании «Донстрой» Геннадию Ананьеву, кстати, тоже архитектору по образованию. И тот в долгу перед Гуськовым не остался:

    — Вашему министерству следовало бы выйти с инициативой пересмотра списка взятых под охрану зданий. А то из-за того, что какой-то великий человек будто бы однажды где-то переночевал, строителей лишают возможности нормально работать в целом квартале. Ладно, сегодня я уйду из центра на Северный, а завтра, может быть, вообще в другой город, однако, будучи ростовчанином, не хочу, чтобы меня вынудили это сделать. Тем более, освобождённое нами место всё равно рано или поздно займут другие…

   А пускать в «сердце» города «варягов» никому не хочется. Кстати, в центре Москвы рыночные цены на жильё и офисы в новых элитных домах, не говоря об отреставрированных особняках, уже достигли уровня, окупающего любые затраты инвесторов и строителей.

   По мнению собравшихся, к тому же самому лет через 7-8 придёт и Ростов. Но столько времени выжидать городские строители не станут, да и центр наш уже начал рушиться на глазах. Поэтому ожидать продления объявленного областными и городскими властями моратория на предоставление там участков под строительство бессмысленно. Нужно вырабатывать новые принципиальные подходы к решению этих проблем.

   И после осмотра экспозиции руководителями области и города они не только высказались за сохранение старого центра, но и обещали помочь его реконструкции деньгами из бюджета области. Естественно, если намерения проектировщиков и застройщиков не разойдутся с их практическими делами. А такое, увы, случалось не раз. Поэтому актуальный сегодня вопрос — не только о деньгах, но и о разработке чёткого нормативно-правового механизма, регулирующего всю деятельность строительного комплекса. Начинать надо, считает архитектор Михаил Свиридов, с нового Градостроительного кодекса города. Дело — за депутатами городской Думы.

   По мнению Владимира Гейера, назрела также необходимость иметь единый орган, координирующий все работы в центре города, например, дирекцию по реконструкции центра. Может быть, в статусе казённого предприятия, который позволит ей контролировать использование как бюджетных денег, так и средств частных инвесторов. Работы предстоит столько, что в одиночку её никто не осилит, нужны коллективная воля и консолидированное финансирование.

   Идея, кстати, не совсем новая. В публикации «Сказки старого Арбата» («РО», 18 января с.г.) мы приводили мнение предпринимателя Игоря Балашова с ул. Шаумяна, призывавшего создать при администрации города координационный орган по реконструкции центра, обращаясь куда, общественность и бизнесмены получали бы в режиме «одного окна» конкретные исчерпывающие ответы на свои вопросы и предложения по участию в этой работе… Впрочем, не так важно, кто и что сказал первым. Важно, чтобы за словом последовало дело.

   Естественно, если на реконструкцию центра удастся привлечь достаточные средства (без чего она будет просто неосуществима), покупка в нём жилья, офиса или торгового помещения окажется по карману только весьма состоятельным людям, способным оправдать расходы инвесторов и строителей. Но уж пусть лучше они платят за сохранение и преумножение красоты нашего города, чем за растущие в центре, как грибы-поганки, типовые «высотки», тоже, заметим, отнюдь не дешёвые.

     Что же в «сухом остатке»?

  Главный архитектор города Владимир Гейер не скрывал своего удовлетворения. По его словам, такого масштабного конкурса проектов и такого серьёзного их обсуждения не случалось на его памяти уже лет двадцать. И то, что из восьми творческих коллективов, заявлявших об участии в конкурсе, пятеро сумели добраться до финиша, безусловный успех. Важно также то, что все конкурсанты продемонстрировали стремление к сохранению и гармоничному развитию старого центра. А кому удалось сделать это наиболее профессионально, в ближайшее время решит жюри, которое, как обещал Гейер, учтёт мнение гостей выставки, замечания и предложения участников архитектурно-градостроительного совета.

   — На мой взгляд, — сказал в конце совета авторитетнейший в городе специалист Эдуард Полянский, долгие годы работавший главным архитектором Ростовской области, — ближе всех к заданной цели всё-таки оказались представители Санкт-Петербургского института урбанистики, которому поручена и разработка генплана Ростова в целом. Особенность проекта питерцев в том, что они по максимуму озаботились спасением ростовского центра от вторжения туда инородных новостроек, предусмотрев создание там, в соответствии с требованиями законодательства, исторических охранных зон.

    Теперь материалы с результатами конкурса предполагается вынести на обсуждение коллегии администрации города. Так что по большому счёту подводить итоги ещё рано. Главная работа только начинается. Но важно уже то, что на принципиальные вопросы: в каком направлении должна вестись реконструкция центра и кому он будет служить — людям или автомобилям, ответ, похоже, уже получен.

12 апреля 2006г., «Ростов Официальный».
.