Авторы памятников эпохи конструктивизма - академики архитектуры
17 июля исполнилось 125 лет со дня рождения одного из крупнейших представителей художественной культуры первой половины XX века, талантливого архитектора, блестящего живописца, скульптора и профессионального театрального художника Владимира Алексеевича Щуко. Жителям Дона он известен прежде всего как один из авторов проекта здания Ростовского академического театра драмы имени М.Горького. Его пример доказывает простую истину - запоминающиеся произведения в таком авангардном стиле 20-30-х годов, как конструктивизм, мог создать лишь человек, прошедший академическую школу.
Родившись в Германии пятого июля (по старому стилю), он, сын военного, ребенком был перевезен в Россию и образование получил в Тамбовском реальном училище, продолжив его в Петербургской академии художеств. Впрочем, живой характер не позволял ему ограничиться посещением академических классов: во время учебы он посещал живописные классы у Репина и делал обмеры памятников Пскова, Новгорода, Ростова Великого. Как одного из лучших своих выпускников Академия посылает его в поездку за казенный счет - была такая награда за успехи в учении - в Рим, Афины, Стамбул. Привезенные им работы произвели такое впечатление, что Совет Академии решает во второй раз командировать его за границу. В одной из первых его работ на родине (а он при окончании Академии получил звание архитектора-художника) стало кафе в гостинице «Европейская», где чувствуется влияние стиля модерн и художественных концепций «Мира искусств». Потом, однако, его творчество основывается на строгих классических принципах. На счету Щуко в дореволюционные годы - доходные дома в Санкт-Петербурге и павильоны на международных выставках в Риме и Турине, церковь Политехнического института и памятный зал Санкт-Петербургской академии художеств.
Владимир Алексеевич не потерялся в смене эпох - с первых дней Советской власти он участвует в оформлении пролетарских праздников, продолжает работать как театральный художник, начав свою театральную карьеру в «Старинном театре» и «Привале комедиантов». Он продолжает и педагогическую деятельность, начав ее на Высших женских архитектурных курсах и в школе Общества поощрения художников. В 1923 году вместе со своим теперь уже бессменным соавтором В.Г. Гельфрейхом он создает пропилеи (торжественный вход с колоннадами и портиками) в Смольный. Причем настолько четко эта архитектурная композиция попадает в стиль самого здания, что нынешние поколения уже не воспринимают пропилеи отдельно от «штаба революции». Из последующих проектов воплощено не так уж и много, но это творения, четко характеризующие эпоху, например, новое здание библиотеки имени В.И.Ленина.
Стоит остановиться на проекте Дворца Труда в Иванове, план которого напоминает сложенные серп и молот. Именно здесь впервые особенностью здания архитекторы сделали сильно выступающие лестничные клетки, соединенные с основным его объемом переходами. Этот прием был позднее с большей функциональной и эстетической эффективностью применен при разработке проекта здания Ростовского театра.
Строительству театра, открывшегося в 1935 году, предшествовал Всесоюзный открытый конкурс, на который были представлены 25 проектов, шесть из которых отмечены премиями. Казалось бы, определитесь с лучшим из победителей и стройте на здоровье. Но к исполнению был принят проект, который пришел после окончания сроков конкурса. Он-то и привлек внимание местных властей остротой и оригинальностью, необыкновенно компактным решением объема огромного здания. Образ театра был решен как своеобразный памятник первой индустриальной пятилетке и уподоблен трактору. Центральную, зрелищную часть театра (большой и малый залы, вестибюль, фойе) авторы проекта - а это и были академик архитектуры В.А. Щуко и профессор архитектуры В.Г. Гельфрейх - закомпоновали в форму кубического объема. Лестничные клетки и коридоры в стеклянных объемах, обступающие здание с боковых фасадов, напоминают гусеницы трактора. Контраст тяжелой, лапидарной его центральной части и остекленных вертикальных лестниц и боковых коридоров-галерей, пандусы, ведущие к центральному входу, и нынче создают у зрителя ощущение динамизма. Интерьер же театра разрабатывали уже ростовские архитекторы. Он очень отличался от общего замысла В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, так как был близок к зарождающимся тенденциям архитектурной неоклассики.
Грандиозность - в духе эпохи! - построенного здания подчеркивалась объемом использованных на строительстве материалов: семь миллионов штук кирпича, восемь тысяч тонн инкерманского (речь идет о крымском месторождении - прим. ред.) известняка, 3900 тонн мрамора, три тысячи тонн гранита. Это был крупнейший тогда в стране (большой зал вмешал 2250 мест! Стоит напомнить, что при реконструкции театра в начале 60-х, проходившей при участии В.Г. Гельфрейха, сочли необходимым уменьшить объем большого зала за счет выделения части его объема под Зеленый театр) и один из самых больших в Европе театров. В отличие от дореволюционных театральных зданий здесь предусматривались просторные помещения для артистов - большое фойе, гимнастический зал, хорошо оборудованные артистические уборные.
В настоящее время макет здания театра находится в Британском музее.
На снимках:академик архитектуры В.А.Щуко и его творения - пропилеи Смольного, новое здание библиотеки имени В.И.Ленина и Ростовский театр.
18 июля 2003г., Молот.
|