rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

             Авторы памятников эпохи конструктивизма - академики архитектуры

  shchuko17 июля исполнилось 125 лет со дня рождения одного из крупнейших предста­вителей художественной культуры пер­вой половины XX века, талантливого ар­хитектора, блестящего живописца, скуль­птора и профессионального театрально­го художника Владимира Алексеевича Щуко. Жителям Дона он известен прежде всего как один из авторов проекта здания Ростовского академического театра дра­мы имени М.Горького. Его пример дока­зывает простую истину - запоминающие­ся произведения в таком авангардном сти­ле 20-30-х годов, как конструктивизм, мог создать лишь человек, прошедший ака­демическую школу.

Родившись в Германии пятого июля (по ста­рому стилю), он, сын военного, ребенком был перевезен в Россию и образование получил в Тамбовском реальном училище, продолжив его в Петербургской академии художеств. Впрочем, живой характер не позволял ему ограничиться посещением академических классов: во время учебы он посещал живописные классы у Репи­на и делал обмеры памятников Пскова, Новго­рода, Ростова Великого. Как одного из лучших своих выпускников Академия посылает его в поездку за казенный счет - была такая награда за успехи в учении - в Рим, Афины, Стамбул. Привезенные им работы произвели такое впе­чатление, что Совет Академии решает во вто­рой раз командировать его за границу. В одной из первых его работ на родине (а он при окон­чании Академии получил звание архитектора-художника) стало кафе в гостинице «Европейс­кая», где чувствуется влияние стиля модерн и художественных концепций «Мира искусств». Потом, однако, его творчество основывается на строгих классических принципах. На счету Щуко в дореволюционные годы - доходные дома в Санкт-Петербурге и павильоны на междуна­родных выставках в Риме и Турине, церковь Политехнического института и памятный зал Санкт-Петербургской академии художеств.

Владимир Алексеевич не потерялся в сме­не эпох - с первых дней Советской власти он участвует в оформлении пролетарских праздников, продол­жает работать как театральный художник, начав свою театраль­ную карьеру в «Старинном те­атре» и «Прива­ле комедиан­тов». Он продол­жает и педагоги­ческую деятель­ность, начав ее на Высших жен­ских архитектур­ных курсах и в школе Обще­ства поощрения художников. В 1923 году вмес­те со своим те­перь уже бессменным соавтором В.Г. Гельфрейхом он создает пропилеи (торжественный вход с колоннадами и портиками) в Смольный. Причем настолько четко эта архитектурная ком­позиция попадает в стиль самого здания, что нынешние поколения уже не воспринимают про­пилеи отдельно от «штаба революции». Из пос­ледующих проектов воплощено не так уж и много, но это творения, четко характеризую­щие эпоху, например, новое здание библиоте­ки имени В.И.Ленина.

shchuko1Стоит остановиться на проекте Дворца Тру­да в Иванове, план которого напоминает сло­женные серп и молот. Именно здесь впервые особенностью здания архитекторы сделали силь­но выступающие лестничные клетки, соединен­ные с основным его объемом переходами. Этот прием был позднее с большей функциональной и эстетической эффективностью применен при разработке проекта здания Ростовского театра.

Строительству театра, открывшегося в 1935 году, предшествовал Всесоюзный открытый конкурс, на который были представлены 25 проектов, шесть из которых отмечены премия­ми. Казалось бы, определитесь с лучшим из победителей и стройте на здоровье. Но к исполнению был принят проект, который пришел после окончания сроков конкурса. Он-то и при­влек внимание местных властей остротой и оригинальностью, необыкновенно компактным решением объема огромного здания. Образ те­атра был решен как своеобразный памятник первой индустриальной пятилетке и уподоблен трактору. Центральную, зрелищную часть те­атра (большой и малый залы, вестибюль, фойе) авторы проекта - а это и были академик архи­тектуры В.А. Щуко и профессор архитектуры В.Г. Гельфрейх - закомпоновали в форму куби­ческого объема. Лестничные клетки и коридо­ры в стеклянных объемах, обступающие зда­ние с боковых фасадов, напоминают гусени­цы трактора. Контраст тяжелой, лапидарной его центральной части и остекленных верти­кальных лестниц и боковых коридоров-галерей, пандусы, ведущие к центральному входу, и нынче создают у зрителя ощущение динамиз­ма. Интерьер же театра разрабатывали уже ро­стовские архитекторы. Он очень отличался от общего замысла В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, так как был близок к зарождающимся тенден­циям архитектурной неоклассики.

shchuko2Грандиозность - в духе эпохи! - построен­ного здания подчеркивалась объемом исполь­зованных на строительстве материалов: семь миллионов штук кирпича, восемь тысяч тонн инкерманского (речь идет о крымском место­рождении - прим. ред.) известняка, 3900 тонн мрамора, три тысячи тонн гранита. Это был крупнейший тогда в стране (большой зал вме­шал 2250 мест! Стоит напомнить, что при ре­конструкции театра в начале 60-х, проходив­шей при участии В.Г. Гельфрейха, сочли необ­ходимым уменьшить объем большого зала за счет выделения части его объема под Зеле­ный театр) и один из самых больших в Европе театров. В отличие от дореволюционных теат­ральных зданий здесь предусматривались про­сторные помещения для артистов - большое фойе, гимнастический зал, хорошо оборудован­ные артистические уборные.

    В настоящее время макет здания театра находится в Британском музее.

На снимках:академик архитектуры В.А.Щуко и его творения - пропилеи Смольного, новое здание библиотеки имени В.И.Ленина и Ростовский театр.

18 июля 2003г., Молот.
.