rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Историческая достоверность как исключение из правил

    17"Ростов официальный" продолжает разговор о сохранении исторического облика донской столицы. Сегодня своим видением этой проблемы с читателями делится один из опытнейших реставраторов города — Владимир Коробецкий.

     — Владимир Валерьевич, целые кварталы донской столицы уже безвозвратно утратили свою уникальность, современные ваятели так сильно успели исказить архитектурную среду, что центр города даже пришлось на время «заморозить» — до принятия концепции по его реконструкции. Как, на ваш взгляд, должен выглядеть старый город, в каком виде он должен достаться нашим потомкам?

     — Действительно, в последнее время мы можем наблюдать радикальное изменение облика центральной части города. Коммерсанты возводят безликие бетонные и кирпичные «этажерки». Тем временем расположенные по соседству особняки трещат по швам. Со временем все старые дома, расположенные на крутом спуске к Дону, просто съедут с фундамента. Сейчас ими срочно надо заниматься, выселять людей и реставрировать, причём без права перепланировки.

     Сегодня мы работаем на «Купеческом дворе» — 16-этажной высотке будущего бизнес-центра, расположенной между улицами Социалистической и Серафимовича. Но несмотря на свою причастность к этому проекту, я категорически против возведения подобных зданий в центре города. Правда, немного реабилитируя этот проект, скажу, что в «Купеческом дворе» удалось совместить хай-тек и попытку очеловечить это здание. Сегодня мы делаем барельефы, работая над которыми постараемся приблизиться к уровню знаменитых барельефов Королькова, украшающих драматический театр и гостиницу «Ростов».

   Для того чтобы Ростов превратить в место, куда захотят приезжать туристы, необходимо сохранить его исторический облик. А огромные «стекляшки» можно безболезненно возводить на Западном, Северном, в Александровке, так как застройка этих районов не представляет  художественной ценности.

   — Но для того, чтобы старый Ростов стал туристической Меккой, его надо, наверное, не только реставрировать, но и хорошенько «зачистить», освободив от покосившихся развалюх...

   — Да, но подходить к этому вопросу нужно бережно и очень взвешенно. На многих старых особняках ещё сохранились следы былой роскоши — «родная» штукатурка, лепнина, кровля, кованые решётки. Зачастую эти архитектурные детали не сразу бросаются в глаза. Я вот, например, только недавно заметил прекрасную модерновую решётку — балконное ограждение на здании, расположенном на углу Семашко и Шаумяна.

   В Ростове сохранился дом выдающейся балерины Феи Балагиной. А вот особняк, где жила примадонна Мариинского театра Ольга Спесивцева, до наших дней не дожил. И об этом уже вряд ли кто-то вспомнит. Как, наверное, и то, что в доме Черновой когда-то пел Шаляпин. В позапрошлом веке об удивительной красоте хозяйки этого особняка слагались притчи, ходили слухи о её романе с одним из рода купцов Парамоновых, который и построил для Черновой этот особняк.

     Кстати, дом Черновой по Садовой, 27, является примером удачной реконструкции. На мой взгляд, здесь всё удалось воссоздать в первоначальном виде. Но это скорее исключение из правил. В реконструкции сегодня нуждаются очень многие здания. Но реставрировать их должны спецы. В противном случае мы получаем хороший новодел, который через пару лет начнёт рассыпаться. Таких примеров множество.

      — Назовите конкретные адреса…

    — Например, дом Генч-Оглуева по Садовой, 68. Главный фасад здания, стянутый несколько лет назад при проведении реконструкции металлическим каркасом, сегодня несёт реальную угрозу. Рано или поздно аварийная стена может обрушиться прямо на тротуар и проезжую часть. Другие неудачные примеры: гостиница «Петроград», лишившаяся после реконструкции красивых эркеров, здание на Шаумяна, 51, или музей изобразительного искусства на Пушкинской. На последнем объекте мне довелось поработать. Там я стал свидетелем полнейшего непрофессионализма — люди работали без предварительной фотофиксации, что недопустимо при проведении реставрации.

     К сожалению, подрядчики часто пытаются сэкономить не только на материалах, но и на кадрах, привлекая, например, кавказских гастарбайтеров, которые и понятия не имеют, что такое работа штукатура. Впрочем, и квалифицированных работников найти бывает очень сложно.

     — То есть можно предположить, что даже если на проведение масштабной реконструкции старого Ростова будут выделены необходимые средства, власти столкнутся с дефицитом профессионалов? 

    — Профессионалы в Ростове есть, но их немного, да и представляют они собой разрозненные группы кустарей-одиночек. По сути, у нас не осталось реставрационных бригад, которые бы выполняли весь цикл работ — от фундамента до кровли. На моей памяти такими ресурсами обладал лишь ныне почивший «Ростовский строительный дом». Все остальные организации, которые претендуют на проведение реставрационных работ, до этого уровня явно не дотягивают. На деле получается, что одним объектом занимаются разные организации, что, конечно, не лучшим образом сказывается на конечном результате.

  К сожалению, с наступлением рыночных отношений стали уничтожаться проектные институты, реставрационные мастерские, специализированные профтехучилища. Лично я в своё время учился у мэтров, которые лепили «задней левой». Нынешние молодые специалисты лишены такой возможности. Старшее поколение реставраторов уходит на покой, но на смену им никто не приходит.

      Поверьте, научиться этому делу очень быстро — невозможно. Я, например, плотно занимаюсь реставрацией уже более десяти лет, но до сих пор не уверен, что могу хорошо выполнять те или иные   работы. Каждый раз сталкиваешься с какими-то нюансами, каждый новый объект представляет новые трудности, каждый день приходится учиться...

        — Какими качествами должен обладать настоящий реставратор?

    — Нужно, как минимум, быть художником, уметь мыслить и видеть масштабно, познать различные  строительные технологии, причём не по учебникам, а на деле. Но, пожалуй, самое важное — это не идти на поводу у заказчиков, которые зачастую пытаются выгадать на памятниках архитектуры, выбирая недолговечные материалы. Сохранение исторической достоверности не должно отодвигаться на второй план.

      Сегодня надо приложить все усилия на восстановление того, что мы ещё не утратили. Людей надо на этом воспитывать, как воспитывают в Париже, Риме, Мадриде. В таких вещах обманывать нельзя…

30 ноября 2005г., РО.
.