Исторический центр Ростова - каким ему быть?
КТО бы ни приезжал в Ростов, все стремятся обязательно побывать на площади Старого базара и полюбоваться одним из интереснейших творений академика архитектуры К. А Тона — собором Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенным в русско - византийском стиле. Это любопытство вызвано не только золотыми куполами собора и действами, которые происходят в нем, или дарами Дона и всего Кавказа на лотках рынка, но и стремлением перелистнуть еще одну из интереснейших страниц истории нашего города.
В полном собрании Законов Российской империи помещен план города Ростова-на-Дону 1811 года, утвержденный «по высочайшему повелению», по которому центром его становилась площадь Старого базара с комплексом городского магистрата и училища, корпуса торговых рядов. Композиционное ядро площади формировало подворье церкви Рождества Пресвятой Богородицы ныне памятник архитектуры XIX века, охраняемый государством и единственный исторический градо-формирующий элемент городской панорамы со стороны Дона. Интересна история строительства соборного подворья.
В начале шестидесятых годов XVIII века вокруг крепости св. Дмитрия Ростовского образовалось несколько поселений. На территории одного из них в 1766 году из старой солдатской часовни была устроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году она по ветхости была заменена новой, а в 1795 году, после пожара на ее месте возвели каменную, с деревянным куполом. В 1803 году по предписанию Екатеринославской духовной консистории и на ее средства в ограде церкви был выстроен двухэтажный кирпичный флигель. В сороковые годы на втором этаже здесь разместилась теплая церковь Трех Святителей. К этому времени относится появление северного флигеля, где размещалось духовное правление, а впоследствии церковно - приходское училище. В начале семидесятых годов XIX века соборные флигели объединили встроенным корпусом вдоль западной стороны подворья.
Строительство собора началось в 1854 году на месте разобранной кирпичной церкви, возведенной в ранг соборной в 1822 году. Для строительства нового храма синод предложил образцовый проект (один из вариантов храма Христа Спасителя), выполненный архитектором - академиком К. А. Тоном. Ростовское духовное правление и горожане, рассмотрев проект, обратились к автору с просьбой удешевить его строительство, что и было сделано К. А. Тоном за счет отказа от лепных украшений и замены мраморной облицовки стен на высококачественную штукатурку. В 1860 году строительство трехпрестольного собора завершилось, состоялось его освящение. Золочение глав не было выполнено — по решению синода они были покрашены ярь-медянкой.
На средства ростовского купца П. Р. Максимова, по проекту войскового архитектора А. Кампиони и художника Д. В. Лебедева, в 1875 году начинается строительство отдельно стоящей четырехъярусной колокольни, увенчанной восьмигранной главкой. В день освящения в 1887 году состоялась навеска колоколов, подаренных храму купцом Панченко, и установка часов на верхнем ярусе, пожертвованных собору городом. В нижнем ярусе размещалась часовня во имя «Святого и Чудотворца Николая».
Не прошли собор стороной годы «борьбы» с религией. В начале двадцатых годов нашего века были разобраны западная и южная паперти. С 1930 по 1942 год собор не действовал, здание использовалось как склад, после былло занято зверинцем. В 1942 году верхние ярусы колокольни были разрушены, сгорел в северном углу подворья флигель, часть пристроек была разрушена.
Только в пятидесятые годы собор становится действующим, выполняется новое оформление интерьера — иконостас собирается по образцу разобранного в 1930 году иконостаса храма Христа Спасителя, стены, пилоны, свод расписываются художником К. Волковым.
По-иному складывается судьба соборного подворья. С 1985 года, когда оно принимается под охрану государства, по решению Ростовской епархии, на ее средства, начинается реставрационно - восстановительные работы всего комплекса. И уже сегодня наш взор радуют белизна стен и золотой блеск куполов собора.
По решению горисполкома за №407 от 19.04.89 года Северо-Кавказским филиалом института «Спецпроект-реставрация» — авторы Ю. Н. Солнышкин и Л. Ф. Волошинова — разрабатывается и согласовывается в Министерстве культуры РСФСР и Центральном совете ВООПИиК к утверждению проект восстановления колокольни и охранных зон соборного подворья, утверждаются паспорта на вновь выявленные памятники. «Учитывая большое историко - культурное и градо-формирующее значение ансамбля собора, рекомендовать поставить его на государственную охрану республиканского значения», — говорилось в письме Центрального совета ВООПИиК № 658 от 13.09.89г.
Казалось бы, судьба исторического центра нашего города и его исторического ядра решена. Но, увы... Все только начинается.
Без согласования с органами охраны памятников, областного градостроительного совета, в нарушение Закона РСФСР «Об охране памятников истории и культуры» ст. 33, 34, 35, 42, вопреки рекомендациям Главного управления охраны и реставрации памятников Министерства культуры РСФСР и его научно-реставрационного совета («...новый корпус крытого рынка в охранной зоне является дисгармонирующей постройкой, в связи с чем необходим его вывод по мере амортизации», «.сократить новое строительство, свести развитие рынка к минимуму, уменьшить этажность нового строительства до 3 м»), в спешном порядке в охранной зоне, начаты работы по реконструкции следующей очереди старого рынка, о чем свидетельствует опубликованный в «Вечернем Ростове» за 21 октября с. г. комментарий начальника строительного отдела облкоопрынокторга П. А. Сидорова «Что будет на рынке?».
Читаем: «Стоимость этих работ (по реконструкции — Авт.) определялась более чем в 2,5 миллиона рублей... После определения его (собора — Авт.) охранной зоны будет пересмотрен и проект реконструкции самого рынка... Установка первого модуля будет закончена в ноябре... Еще раз хочу подчеркнуть, что модули — это временные сооружения, которые после принятия окончательного решения по реконструкции рынка могут быть легко демонтированы».
Но куда же мы смотрим? Проект охранных зон уже разработан, принят к утверждению областным градостроительным советом. Где логика в комментарии П. А. Сидорова? Почему наши с вами деньги — 2,5 миллиона рублей — уже зарываются в землю до принятия окончательного решения, почему АПУ горисполкома не выполняет уже принятое решение?..
Непосвященный читатель спросит: но руководители могли и не знать о наличии утвержденной документации? Областной совет ВООПИиК по фактам грубейшего нарушения законодательства письмом от 29.09.89 г. № 114 обратился к председателю облисполкома Л. А. Иванченко, председателю горисполкома Г. И. Зоренко, управляющему облкоопрынокторгом А. В. Шаповалову, начальнику областного отдела по делам строительства и архитектуры Э. А. Полянскому, в Ленинское отделение Жилсоцбанка, но ответа до сих пор нет.
Так почему АПУ горисполкома не согласовало проект охранных зон подворья и откуда такая спешка со стороны облкоопрынокторга? Почему возводятся крытые модули на старом рынке, когда нет их в Северном жилом массиве, поселке Чкаловском, Алексаидровке, на улице Содружества и люди вынуждены ехать за продуктами через весь город в центр?
Мы говорим, что время принятия решений в кабинетной келейной тиши прошло. Так давайте и спросим у жителей города, каким быть историческому центру Ростова?
Почему где-то, кто-то решил раз и навсегда — людям нужно больше хлеба и зрелищ? Но не хлебом единым живы люди. Знакомым с историей пора вспомнить, что Римская империя рухнула не в один час. Ее изнутри потихоньку подтачивала замена духовной пищи обилием «хлеба и зрелищ». Пришли варвары и разрушили Рим...
Равнодушие - признак духовного вырождения, более опасного для любого народа, чем отсутствие обычных земных благ. Ведь то, что зовется Отечеством, - это не просто место, где сытно кормят и модно одевают. И даже не просто родной пейзаж. Это что-то более сложное и глубинное — история, дух, традиции, только одному Отечеству присущие.
А если все потеряно?..
|