rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Исторический центр Ростова - каким ему быть?

     18КТО бы ни приезжал в Ростов, все стремятся обя­зательно побывать на площади Старого базара и полю­боваться  одним из интерес­нейших  творений академика архитектуры К. А Тона — со­бором Рождества Пресвятой Богородицы,   выстроенным в русско - византийском стиле. Это любопытство вызвано не только золотыми   куполами собора и действами, которые происходят в нем, или дарами Дона и всего Кавказа на лот­ках рынка, но и стремлением перелистнуть еще одну из ин­тереснейших страниц истории нашего города.

   В полном собрании Законов Российской империи помещен план города  Ростова-на-Дону 1811 года, утвержденный «по высочайшему повелению», по которому центром его стано­вилась площадь Старого ба­зара с комплексом городского магистрата и училища, кор­пуса торговых рядов. Компо­зиционное ядро площади фор­мировало подворье церкви Рождества Пресвятой  Бого­родицы ныне памятник архи­тектуры XIX века,  охраняе­мый  государством и единственный   исторический градо-формирующий элемент город­ской панорамы   со стороны Дона.  Интересна   история строительства соборного под­ворья.

В начале шестидесятых го­дов XVIII века вокруг кре­пости св. Дмитрия Ростовско­го образовалось несколько поселений. На территории од­ного из них в 1766 году из старой солдатской часовни была устроена  деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году она по ветхости была заменена новой, а в 1795 году, после пожара на ее месте возвели каменную, с деревян­ным куполом. В 1803 году по предписанию Екатеринославской духовной консистории и на ее средства в ограде церкви был выстроен  двухэтаж­ный кирпичный флигель. В сороковые годы на втором этаже здесь разместилась теплая церковь Трех Святителей. К этому  времени относится появление   северного флиге­ля, где размещалось духов­ное правление, а впоследствии церковно - приходское учили­ще. В начале семидесятых го­дов XIX века соборные фли­гели объединили встроенным корпусом вдоль западной сто­роны подворья.

   Строительство собора нача­лось в 1854 году на месте ра­зобранной кирпичной церкви, возведенной в ранг соборной в 1822 году. Для строительст­ва нового храма синод пред­ложил образцовый проект (один из вариантов храма Хри­ста Спасителя), выполненный архитектором - академиком К. А. Тоном. Ростовское ду­ховное правление и горожа­не, рассмотрев проект, об­ратились к автору с просьбой удешевить его строительство, что и было сделано К. А. Тоном за счет отказа от лепных украшений и замены мрамор­ной облицовки стен на высококачественную штукатурку. В 1860 году строительство трехпрестольного  собора за­вершилось, состоялось его ос­вящение. Золочение глав не было выполнено — по реше­нию синода они были покра­шены ярь-медянкой.

     На средства ростовского купца П. Р. Максимова, по проекту войскового  архитек­тора А. Кампиони и художни­ка Д. В. Лебедева, в 1875 го­ду  начинается строительство отдельно стоящей четырехъ­ярусной колокольни, увенчан­ной   восьмигранной главкой. В день освящения в 1887 году состоялась навеска колоколов, подаренных храму куп­цом Панченко, и установка ча­сов  на верхнем ярусе, по­жертвованных собору городом. В нижнем ярусе размещалась часовня во имя «Святого и Чудотворца Николая».

     Не прошли собор стороной годы «борьбы» с религией. В начале двадцатых годов нашего века были разобраны западная и южная паперти. С 1930 по 1942 год собор не действовал, здание использо­валось как склад, после былло занято зверинцем. В 1942 году верхние ярусы колокольни были разрушены, сгорел в северном углу подворья  фли­гель, часть пристроек   была разрушена.

     Только в пятидесятые годы собор становится действую­щим, выполняется новое оформление интерьера — ико­ностас собирается по образцу разобранного в 1930 году ико­ностаса храма Христа Спа­сителя, стены, пилоны, свод расписываются   художником К. Волковым.

  По-иному складывается судь­ба соборного подворья. С 1985 года, когда оно принимается под охрану государства, по решению Ростовской епархии, на ее средства, начинается  реставрационно - восстановительные работы всего комплекса. И уже сегодня наш взор радуют белизна стен и золотой блеск куполов со­бора.

    По решению горисполкома за №407 от 19.04.89 года Северо-Кавказским филиалом института «Спецпроект-реставрация» — авторы Ю. Н. Солнышкин и Л. Ф. Волошинова — разрабатывается и согласовывается в Министерстве  культуры РСФСР и Центральном совете ВООПИиК к утверждению проект восстановления колокольни и охранных  зон соборного подворья,  ут­верждаются   паспорта на  вновь   выявленные памятники.         «Учитывая большое историко - культурное и градо-формирующее   значение ансамбля  собора,   рекомендо­вать поставить  его на госу­дарственную  охрану республиканского значения», — гово­рилось в письме Центрального совета ВООПИиК  № 658 от 13.09.89г.

    Казалось бы, судьба исто­рического центра нашего го­рода и его исторического ядра решена. Но, увы... Все толь­ко начинается.

     Без согласования с органа­ми охраны памятников, обла­стного градостроительного со­вета, в нарушение   Закона РСФСР «Об охране памятни­ков истории и культуры» ст. 33, 34, 35, 42, вопреки реко­мендациям Главного  управления охраны и реставрации памятников Министерства культуры РСФСР и его научно-реставрационного совета («...новый корпус крытого рынка в охранной зоне явля­ется дисгармонирующей по­стройкой, в связи с чем необ­ходим его вывод по мере амор­тизации»,  «.сократить новое строительство, свести развитие рынка к минимуму, умень­шить этажность нового строи­тельства до 3 м»), в спешном порядке в охранной зоне, на­чаты работы по реконструкции следующей очереди старого рынка, о чем свидетельствует опубликованный в «Вечернем Ростове» за 21 октября с. г. комментарий начальника строи­тельного отдела облкоопрынокторга П. А. Сидорова «Что будет на рынке?».

    Читаем:   «Стоимость  этих работ  (по реконструкции — Авт.) определялась более чем в 2,5 миллиона рублей...  После определения его (собора  — Авт.)  охранной  зоны будет пересмотрен и проект рекон­струкции самого рынка... Ус­тановка первого модуля будет закончена в ноябре... Еще раз хочу подчеркнуть, что модули — это временные сооружения, которые после принятия окон­чательного решения по рекон­струкции рынка могут  быть легко демонтированы».

   Но куда же мы смотрим? Проект охранных зон уже раз­работан, принят к утвержде­нию областным   градострои­тельным советом. Где логика в комментарии П. А. Сидоро­ва? Почему наши с вами день­ги — 2,5 миллиона рублей — уже зарываются в землю до принятия окончательного ре­шения, почему АПУ гориспол­кома не выполняет уже при­нятое решение?..

   Непосвященный читатель спросит: но руководители мог­ли и не знать о наличии ут­вержденной документации? Областной совет ВООПИиК по фактам   грубейшего наруше­ния законодательства письмом от 29.09.89 г. № 114 обратил­ся к председателю облиспол­кома Л. А. Иванченко, пред­седателю  горисполкома Г. И. Зоренко,  управляющему облкоопрынокторгом А. В. Шапо­валову, начальнику областно­го отдела по делам строитель­ства и архитектуры Э. А. По­лянскому, в Ленинское отде­ление Жилсоцбанка, но отве­та до сих пор нет.

Так почему АПУ горисполкома не согласовало проект охранных зон подворья и откуда такая спешка со стороны облкоопрынокторга? Почему возводятся крытые мо­дули на старом рынке, когда нет их в Северном жилом массиве, поселке Чкаловском, Алексаидровке, на улице Сод­ружества и люди вынуждены ехать за продуктами   через весь город в центр?

    Мы говорим, что время при­нятия решений в кабинетной келейной тиши прошло. Так давайте и спросим у жителей города, каким быть  истори­ческому центру Ростова?

     Почему где-то, кто-то решил раз и навсегда — людям нуж­но больше хлеба и зрелищ? Но не хлебом единым живы лю­ди. Знакомым с историей по­ра вспомнить,   что Римская империя рухнула не в один час. Ее изнутри потихоньку подтачивала замена духовной пищи обилием «хлеба и зре­лищ». Пришли варвары и разрушили Рим...

Равнодушие - признак ду­ховного вырождения, более опасного для любого народа, чем отсутствие обычных зем­ных благ. Ведь то, что зовет­ся Отечеством, - это не про­сто место, где сытно кормят и модно одевают. И даже не просто родной пейзаж. Это что-то более сложное и глу­бинное — история, дух, тра­диции, только одному Отече­ству присущие.

А если все потеряно?..

.