КАК РОСТОВЧАНАМ РАЗМНОЖАТЬСЯ ЗАПРЕЩАЛИ
В нынешнем году ростовчане завершили строительство коммунизма. Нет, это не ирония. В начале 70-х годов ЦК КПСС наказал всем местным властям приступить к возведению светлого будущего. Закончить реализацию утопического проекта планировалось шесть пятилеток спустя - в начале 2001 года. Именно в столь короткий срок требовал построить прекрасное далёко утверждённый в 1971 году Москвой генеральный план развития г. Ростова-на-Дону до начала третьего тысячелетия. Тридцать лет этот разработанный ростовскими архитекторами документ был самым главным муниципальным законом, именно по нему строились ростовские дороги и путепроводы, спальные районы и театры. В 1991 году страна поменяла курс, но из-за отсутствия финансов на составление «капиталистического» документа мы продолжали жить по «коммунистическому» генплану.
АРХИТЕКТОР И ЦК ТОРГОВАЛИСЬ ЗА МИЛЛИОН
Есть такая профессия - строить будущее. Занимаются этим архитекторы. Главным реализатором плана строительства ростовского коммунизма был главный архитектор города Норальд Нерсесьянц. По словам Норальда Николаевича, самым неисполнимым требованием КПСС, предъявляемым к жителям всех областных центров, был «запрет размножаться». Проводилась политика сдерживания роста крупных городов, дабы не наступали они насельские угодья. Своими директивами ЦК КПСС наказывал, чтобы численность населения Ростова при коммунизме составляла всего 800 тысяч человек. Между тем, по предварительным прогнозам Норальда Николаевича, в том году численность населения Ростова естественным путём, вопреки директивам партии, должна была перевалить за полуторамиллионную отметку.
Что делать? Именно под строительство зданий для восьмисот тысяч человек московские власти поручили зарезервировать новые земли. Норальд Нерсесьянц отправился в Москву - торговаться с ЦК КПСС за полтора миллиона. Сошлись на более круглой цифре, позволив Ростову к завершению строительства коммунизма стать городом-миллионером. Причём родить юбилейного ростовчанина наши женщины должны были именно в том году, не раньше. Обеспечить столь малый прирост населения в те времена в крупном городе было невозможно, переубедить аппарат ЦК - тоже. Недолго думая, Норальд Николаевич сделал вид, что согласен на миллион и, вернувшись в Ростов, тайно включил в городскую черту земли на полтора миллиона.
Уже в девяностых годах в Ростове проживало двести тысяч «незаконнорождённых». Вскоре Ростов засыпали новыми директивами - немедленно расширять крупнейшие предприятия города: «Ростсельмаш», «Роствертол», «Красный Аксай». На фабрики-заводы привлекалась сельская молодёжь, польстившаяся на ведомственные квартиры. Так Ростов прирастал новыми ростовчанами.
СЛЫША ГОЛОС ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА
Будут ли при коммунизме тюрьмы, реанимации, космодром? Обращавшиеся за советом к начальству ростовские архитекторы конкретного ответа так и не получали. В те времена говорили так: «Ты сперва построй коммунизм, а как при нём жить - потом разберёмся». В конце концов, прислушавшись к голосу прекрасного далека, решили: БСМП № 2 с реанимацией городу нужна, новых мест лишения свободы не проектировать, космодром тоже пока рановато, а препятствующий застройке аэропорт вынести за несколько десятков километров на восток. Планировалось соединить его крупнейшими скоростными магистралями с несколькими городами нашей области - пусть не один Ростов обслуживает.
Это был один из нереализованных научно-фантастических планов - слишком уж много денег требовалось на его осуществление. Как и на строительство ростовского метро, которое из-за местных грунтовых вод пришлось бы спускать на шестьдесят метров под землю. Ещё один утверждённый директивами вариант решения транспортной проблемы - опоясать Ростов огромными, двухсот-трёхсотметровой ширины проспектами, по которым будут носиться автобусы, скоростные трамваи и электрички, - тоже провалился.
КОММУНИЗМ БЕЗ ФОРТОЧЕК
Пока архитекторы фантазировали, московские власти гадали, как претворить в жизнь знаменитый, но весьма расплывчатый принцип, провозглашённый теоретиками светлого будущего: «каждому - по потребности». На союзном уровне составлялись повышенные показатели прожиточного уровня трудящихся. Планировалось, что при коммунизме колбасы будет сколько угодно, и этот план мы с лихвой перевыполнили, обеспечив всех ростовчан десятками сортов мясных изделий, правда, за деньги. В несколько раз перевыполнен план и по обеспечению ростовчан личными автомобилями. В те времена считалось, что иметь машину - буржуазное мещанство, во главу угла ставили развитие муниципального транспорта. В 2001 году на каждую тысячу ростовчан должно было приходиться всего 180 автомобилей.
С потом и кровью на 90% удалось решить квартирный вопрос. Оставшиеся в Ростове 30 тысяч очередников для миллионного города - капля в море. Обитать на 8-12 квадратных метрах коммуналки - таков был удел среднестатистического ростовчанина 60-70-х годов. И московские власти приняли решение: любой ценой обеспечить при коммунизме 18 квадратными метрами изолированного жилья каждого советского труженика. На сегодняшний день наказ почти выполнен.
Правда, на среднестатистического гражданина развитых западных стран сейчас приходится 40-50 квадратных метров жилья, но это уже другая история.
Решать квартирную проблему стали самым дешёвым методом: возводили на свободных городских территориях (нынешние Западные, Северные и другие «спальные массивы») панельные девятиэтажки. Тощие, расточительно расходующие зимнее тепло стены, недостроенные мусоропроводы, а зачастую даже отсутствующие форточки на окнах - таковы особенности вводимых в эксплуатацию «коммунистических» зданий. Сейчас бы такой объект заселять людьми не разрешили, велели б доработать, но в те времена поощрялась экономия стройматериалов. Превысил социалистическую смету расходов в 211 рублей на квадратный метр жилплощади здания - получи строгий выговор.
Именно из соображений экономии, дабы не тратить деньги на снос, строительство велось в основном на свободных землях. Отселивший в застойные годы жильцов из аварийного дома главный архитектор города Норальд Нерсесьянц получил взыскание за лишнюю расточительность. Старый фонд никто не чинил, ибо его планировалось-таки ликвидировать в 90-е годы, по завершении строительства «спальных» массивов. Вместе с тем дореволюционные строения были признаны памятниками архитектуры и охранялись государством. Сбитый с толку противоречивыми директивами и законами ростовский горком до поры до времени отложил решение их судьбы.
РОСТОВ «ПРОГЛОТИТ» ЧАЛТЫРЬ, АКСАЙ И БАТАЙСК
Перечислять все реализованные, равно как и провалившиеся проекты, различные курьёзы можно до бесконечности. Во время строительства знаменитого путепровода на Текучёва ростовчане возвели частные дома, самовольно установили около 300 препятствующих реализации проекта гаражей - муниципалитет ликвидировал эти объекты, компенсировал жильцам материальные убытки. А после 1991 года Ростову сунули палки в колёса администрации Чалтыря и Аксая. Чалтырь продал, своим жителям земли Мясниковского района Ростовской области, где планировалось возвести новый район нашего города - для отдыха ростовчан. Аксай же отдал своим горожанам под сады часть левобережных земель Пролетарского района. Не сбылся и прогноз главного архитектора Ростова 70-80-х годов: сейчас в нашем городе проживает не полтора миллиона, а чуть больше миллиона ростовчан, ибо после распада СССР естественный прирост на 1000 жителей донской столицы стал составлять минус пять-шесть человек в год.
Подводя итоги всех намеченных в 70-е годы грандиозных планов, можно сказать, что коммунизм в Ростове построен на 50%. Многие наказы почившей ЦК КПСС выполнялись уже нынешними городскими властями: именноони ввели в эксплуатацию Музыкальный театр, Донскую публичную библиотеку, путепровод на Текучёва. Что же ждёт нас дальше? Об этом наш корреспондент поинтересовался у прежнего автора генерального плана развития г. Ростова-на-Дону Норальда Нерсесьянца.
Оказывается, наш город - без пяти минут мегаполис. В Ростове будут проживать миллионы. Совершив бросок на юг и освоив наши левобережные земли, мы естественным путём «проглотим» Батайск. Сейчас Ростов приблизился к Чалтырю и Аксаю - этим населённым пунктам также суждено стать новыми ростовскими районами. Уже ведётся строительство западнее границ Западного жилого массива, «севернее Северного». В тех удалённых краях расположены посёлки, их жители тоже обречены стать ростовчанами. В прошлом году Ростов стал столицей Южного федерального округа, что, безусловно, форсирует прирост городских территорий. Похоже, лет через двадцать наш город в несколько раз увеличит свои площади. А «Ростов официальный» снова подведёт итоги. Теперь уже - «стройки капитализма».
6 июня 2001г., РО.
|