rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КАК РОСТОВЧАНАМ РАЗМНОЖАТЬСЯ ЗАПРЕЩАЛИ

21В нынешнем году ростовчане завершили строительство коммунизма. Нет, это не ирония. В начале 70-х годов ЦК КПСС наказал всем местным властям приступить к возведению светлого будущего. Закончить реализацию утопического проекта пла­нировалось шесть пятилеток спустя - в начале 2001 года. Именно в столь короткий срок требовал построить прекрасное далёко утверждённый в 1971 году Москвой генеральный план развития г. Ростова-на-Дону до начала третьего тысячелетия. Тридцать лет этот разработанный ростовскими архитекторами документ был самым главным муниципальным законом, именно по нему строились ростовские дороги и путепроводы, спальные районы и театры. В 1991 году страна поменяла курс, но из-за отсутствия финансов на составление «капиталистического» документа мы про­должали жить по «коммунистическому» генплану.

АРХИТЕКТОР И ЦК ТОРГОВАЛИСЬ ЗА МИЛЛИОН

Есть такая профессия - строить будущее. Занимаются этим архитекто­ры. Главным реализатором плана стро­ительства ростовского коммунизма был главный архитектор города Норальд Нерсесьянц. По словам Норальда Ни­колаевича, самым неисполнимым тре­бованием КПСС, предъявляемым к жи­телям всех областных центров, был «запрет размножаться». Проводилась политика сдерживания роста крупных городов, дабы не наступали они насельские угодья. Своими директива­ми ЦК КПСС наказывал, чтобы чис­ленность населения Ростова при коммунизме составляла всего 800 тысяч человек. Между тем, по пред­варительным прогнозам Норальда Ни­колаевича, в том году численность на­селения Ростова естественным путём, вопреки директивам партии, должна была перевалить за полуторамиллионную отметку.

Что делать? Именно под строи­тельство зданий для восьмисот ты­сяч человек московские власти по­ручили зарезервировать новые зем­ли. Норальд Нерсесьянц отправил­ся в Москву - торговаться с ЦК КПСС за полтора миллиона. Со­шлись на более круглой цифре, по­зволив Ростову к завершению стро­ительства коммунизма стать горо­дом-миллионером. Причём родить юбилейного ростовчанина наши жен­щины должны были именно в том году, не раньше. Обеспечить столь малый прирост населения в те вре­мена в крупном городе было невоз­можно, переубедить аппарат ЦК - тоже. Недолго думая, Норальд Ни­колаевич сделал вид, что согласен на миллион и, вернувшись в Рос­тов, тайно включил в городс­кую черту земли на полтора миллиона.

Уже в девяностых годах в Ростове проживало двести ты­сяч «незаконнорождённых». Вско­ре Ростов   засыпали новыми директивами - немедленно расширять крупнейшие предприятия города: «Ростсельмаш», «Роствертол», «Красный Аксай». На фабрики-за­воды привлекалась сельская моло­дёжь, польстившаяся на ведом­ственные квартиры. Так Ростов при­растал новыми ростовчанами.

СЛЫША ГОЛОС ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА

Будут ли при коммунизме тюрь­мы, реанимации, космодром? Об­ращавшиеся за советом к началь­ству ростовские архитекторы конк­ретного ответа так и не получали. В те времена говорили так: «Ты сперва построй коммунизм, а как при нём жить - потом разберём­ся». В конце концов, прислушав­шись к голосу прекрасного далека, решили: БСМП № 2 с реанимаци­ей городу нужна, новых мест ли­шения свободы не проектиро­вать, космодром тоже пока рано­вато, а препятствующий застройке аэропорт вынести за несколько десятков километров на восток. Планировалось соединить его круп­нейшими скоростными магистралями с несколькими городами нашей обла­сти - пусть не один Ростов обслужи­вает.

Это был один из нереализован­ных научно-фантастических планов - слишком уж много денег требова­лось на его осуществление. Как и на строительство ростовского мет­ро, которое из-за местных грунто­вых вод пришлось бы спускать на шестьдесят метров под землю. Ещё один утверждённый директива­ми вариант решения транспортной проблемы - опоясать Ростов ог­ромными, двухсот-трёхсотметровой ширины проспектами, по которым будут носиться автобусы, скоростные трамваи и электрички, - тоже прова­лился.

                КОММУНИЗМ БЕЗ ФОРТОЧЕК

Пока архитекторы фантазировали, московские власти гадали, как пре­творить в жизнь знаменитый, но весь­ма расплывчатый принцип, провозгла­шённый теоретиками светлого будущего: «каждому - по потребности». На союзном уровне составлялись повышен­ные показатели прожиточного уровня трудящихся. Планировалось, что при коммунизме колбасы будет сколько угодно, и этот план мы с лихвой пере­выполнили, обеспечив всех ростовчан десятками сортов мясных изделий, правда, за деньги. В несколько раз перевыполнен план и по обеспече­нию ростовчан личными автомоби­лями. В те времена считалось, что иметь машину - буржуазное мещан­ство, во главу угла ставили развитие муниципального транспорта. В 2001 году на каждую тысячу ростовчан должно было приходиться всего 180 автомобилей.

С потом и кровью на 90% удалось решить квартирный вопрос. Оставши­еся в Ростове 30 тысяч очередников для миллионного города - капля в море. Обитать на 8-12 квадратных мет­рах коммуналки - таков был удел сред­нестатистического ростовчанина 60-70-х годов. И московские власти приняли решение: любой ценой обес­печить при коммунизме 18 квадратны­ми метрами изолированного жилья каж­дого советского труженика. На сегод­няшний день наказ почти выполнен.

Правда, на среднестатистического граж­данина развитых западных стран сей­час приходится 40-50 квадратных мет­ров жилья, но это уже другая история.

Решать квартирную проблему стали самым дешёвым методом: возводили на свободных городских территориях (нынешние Западные, Северные и дру­гие «спальные массивы») панельные девятиэтажки. Тощие, расточительно расходующие зимнее тепло стены, не­достроенные мусоропроводы, а зачас­тую даже отсутствующие форточки на окнах - таковы особенности вводимых в эксплуатацию «коммунистических» зданий. Сейчас бы такой объект засе­лять людьми не разрешили, велели б доработать, но в те времена поощря­лась экономия стройматериалов. Пре­высил социалистическую смету рас­ходов в 211 рублей на квадратный метр жилплощади здания - получи строгий выговор.

Именно из соображений экономии, дабы не тратить деньги на снос, строительство велось в основном на свободных землях. Отселивший в зас­тойные годы жильцов из аварийного дома главный архитектор города Норальд Нерсесьянц получил взыскание за лишнюю расточительность. Старый фонд никто не чинил, ибо его пла­нировалось-таки ликвидировать в 90-е годы, по завершении строитель­ства «спальных» массивов. Вместе с тем дореволюционные строения были признаны памятниками архи­тектуры и охранялись государством. Сбитый с толку противоречивыми директивами и законами ростов­ский горком до поры до времени отложил решение их судьбы.

РОСТОВ «ПРОГЛОТИТ» ЧАЛТЫРЬ, АКСАЙ И БАТАЙСК

Перечислять   все   реализован­ные,   равно  как  и   провалившиеся проекты,  различные  курьёзы  мож­но   до   бесконечности.   Во   время строительства знаменитого путепро­вода на Текучёва ростовчане воз­вели частные дома, самовольно ус­тановили   около  300   препятствую­щих   реализации   проекта   гаражей - муниципалитет ликвидировал эти объекты, компенсировал жиль­цам материальные убытки. А после 1991 года Росто­ву сунули палки в колё­са администрации Чалтыря и Аксая. Чалтырь про­дал, своим жителям земли Мясниковского района Ростовской области, где планировалось возвести новый район нашего го­рода - для отдыха ростовчан. Аксай же отдал своим горожанам под сады часть левобережных земель Пролетарского района. Не сбылся и прогноз главного архитектора Ро­стова 70-80-х годов: сейчас в на­шем городе проживает не полто­ра миллиона, а чуть больше мил­лиона ростовчан, ибо после рас­пада СССР естественный прирост на 1000 жителей донской столицы стал составлять минус пять-шесть человек в год.

Подводя итоги всех намечен­ных в 70-е годы грандиозных пла­нов, можно сказать, что коммунизм в Ростове построен на 50%. Мно­гие наказы почившей ЦК КПСС вы­полнялись уже нынешними город­скими властями: именноони ввели в эксплуатацию Музыкальный те­атр, Донскую публичную библиоте­ку, путепровод на Текучёва. Что же ждёт нас дальше? Об этом наш корреспондент поинтересовался у прежнего автора генерального плана развития г. Ростова-на-Дону Норальда Нерсесьянца.

Оказывается, наш город - без пяти минут мегаполис. В Ростове будут проживать миллионы. Совершив бро­сок на юг и освоив наши левобереж­ные земли, мы естественным путём «проглотим» Батайск. Сейчас Ростов приблизился к Чалтырю и Аксаю - этим населённым пунктам также суж­дено стать новыми ростовскими райо­нами. Уже ведётся строительство за­паднее границ Западного жилого мас­сива, «севернее Северного». В тех удалённых краях расположены посёл­ки, их жители тоже обречены стать ростовчанами. В прошлом году Рос­тов стал столицей Южного федераль­ного округа, что, безусловно, форси­рует прирост городских территорий. Похоже, лет через двадцать наш го­род в несколько раз увеличит свои площади. А «Ростов официальный» снова подведёт итоги. Теперь уже - «стройки капитализма».

6 июня 2001г., РО.
.