ОКОННЫЙ "ПАСЬЯНС"
Окна на фасаде дома, как глаза на лице: измени глаза – неузнаваемым станет лицо. При нынешних масштабах ремонта памятников истории и культуры реальна опасность того, что самые яркие и колоритные здания старого Ростова могут потерять привычный облик: со всех фасадов на нас, возможно, будут смотреть стандартные евроокна.
ТРЕВОГУ реставраторов вызывает ремонт здания Молодежного театра, известного большинству жителей области, как театр юного зрителя. Здание - образец театрального сооружения конца XIXвека, памятник истории и культуры бывшего города Нахичевани. Более того: это - один из лучших образчиков театральных зданий, сохранившихся на Юге России и Северном Кавказе. Лет двадцать назад здание театра реставрировали, сохранив при этом не только исторический вид фасадов, но и интерьер, акустику зала, декор фойе и кулуаров. Сейчас идет замена оконных рам и дверей театра. По мнению начальника архитектурно-реставрационной мастерской при институте «Спецпроектреставрация» Ю. Солнышкина, возглавляющего коллектив авторов проекта реставрации, окна и дверные блоки из металлопластика, которые уже частично установлены в здании, «исключают сохранение исторической достоверности и пропорций... Они абсолютно неприемлемы и могут рассматриваться, как безвкусное и безграмотное предложение, искажающее облик памятника». Юрий Николаевич считает, что при замене столярных элементов здания театра необходимо сохранить историческую достоверность фасадов, интерьеров фойе, вестибюля, что необходимо для здания такого уровня. Для этого есть и специальные творческо-производственные фирмы - прекрасные исполнители столярных изделий. Все упирается в деньги, которых у театра просто нет. Дорогая металлопластика обойдется театру все же дешевле, чем рамы и двери из древесины твердых пород, да еще и выполненные по специальному заказу, как предписывают реставраторы. Выход, по мнению Ю.Н. Солнышкина, один: финансировать замену оконных рам и дверей поэтапно. Очевидно, что ремонт в этом случае затянется, но главное - результат.
Тема денег остро звучит в случаях реставрации и других известных в Ростове старых зданий. Заказчик экономит средства и выбирает то, что подешевле, - сохранение исторической достоверности для него вторично и не важно, считает Ю.Н. Солнышкин. После реставрации много потеряло здание бывшего кинотеатра «Родина», что на Большой Садовой. Прямые линии новых оконных рам - вместо старых в стиле модерн - упростили облик здания, построенного в 1904 году, где размещался один из первых в Ростове синематографов. Похоже, что потеряет шарм стиля модерн и здание бывшей гостиницы «Петроград», потом - «Деловой двор», позже - гостиница «Дон». Металлопластиковые рамы современной расстекловки взамен старых, с изящными изгибами древесных элементов, напрочь лишат здание постройки 1916 года привычной прелести.
А между тем, в Ростове есть и образцы безупречной реставрации старых зданий. Достаточно взглянуть на фасады нынешней городской Думы и кинотеатра «Кино - Макс», чтобы понять, как бережно обошелся заказчик с памятниками истории и архитектуры. Чтобы выполнить все предписания реставрационной мастерской, подрядчику пришлось выписать из Германии специальное оборудование, которое позволило все из той же металлопластики повторить безупречные изгибы рам в стиле модерн, как и было сто лет назад.
Не всегда ситуацию определяют скромные финансовые возможности заказчика. Вот точка зрения председателя ростовского регионального отделения Всероссийской общественной организации (ВООПИиК) Александра Кожина: "Самые красивые окна Ростова - на здании ростовской синагоги - мы уже потеряли. Неповторимые оконные рамы, пережившие революцию, разруху гражданской войны, фашистскую оккупацию, заменены на стандартную металлопластику. Причем сделано это было вслед за такой же неравноценной заменой оконных рам в здании ростовского кафедрального собора. Собор и синагога - не театр, в смысле финансовых возможностей..."
И все же есть структура, которая может и должна ставить жесткий запрет на "переделки" подобного рода, когда речь идет о памятниках истории и культуры. "Это дело государственного органа по охране памятников, место которого фактически занимает хозрасчетная структура при министерстве культуры РО, инспекция по эксплуатации памятников. Именно эта структура является главным тормозом на пути действенного сохранения памятников истории и культуры. Вместо своей прямой обязанности инспекция занимается мелочными согласованиями изменения деталей в старом фонде...", - считает А. О. Кожин.
Странная получается ситуация. Против таких "переделок" памятников резко возражают специалисты - реставраторы и общественность. "Это - архитектурный бандитизм! Если хотите помягче - пусть будет вандализм", - возмущается Ю.Н. Солнышкин. "Это - беспредел", - вторит ему А.О. Кожин. А старинные оконные рамы в стиле "модерн" или "классицизм" методично заменяют на стандартные евроокна...
29 октября 2004г., НВ