rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ОКОННЫЙ "ПАСЬЯНС"

34Окна на фасаде дома, как глаза на лице: измени глаза – неузнаваемым станет лицо. При нынешних масштабах ремонта памятников истории и культуры реальна опасность того, что самые яркие и колоритные здания старого Ростова могут потерять привычный облик: со всех фасадов на нас, возможно, будут смотреть стандартные евроокна.

ТРЕВОГУ реставраторов вызывает ремонт здания Молодежного театра, известного большинству жителей области, как те­атр юного зрителя. Зда­ние - образец театрального сооружения конца XIXвека, памятник исто­рии и культуры бывше­го города Нахичевани. Более того: это - один из лучших образчиков театральных зданий, со­хранившихся на Юге России и Северном Кав­казе. Лет двадцать на­зад здание театра рес­таврировали, сохранив при этом не только ис­торический вид фаса­дов, но и интерьер, аку­стику зала, декор фойе и кулуаров. Сейчас идет замена оконных рам и дверей театра. По мне­нию начальника архитек­турно-реставрационной мастерской при институ­те «Спецпроектреставрация» Ю. Солнышкина, возглавляющего коллек­тив авторов проекта ре­ставрации, окна и двер­ные блоки из металлопластика, которые уже частично установлены в здании, «исключают со­хранение исторической достоверности и про­порций... Они абсолют­но неприемлемы и мо­гут рассматриваться, как безвкусное и безграмот­ное предложение, иска­жающее облик памятни­ка». 35Юрий Николаевич считает, что при замене столярных элементов здания театра необхо­димо сохранить истори­ческую достоверность фасадов, интерьеров фойе, вестибюля, что необходимо для здания такого уровня. Для этого есть и специальные творческо-производ­ственные фирмы - пре­красные исполнители столярных изделий. Все упирается в деньги, ко­торых у театра просто нет. Дорогая металлопластика обойдется те­атру все же дешевле, чем рамы и двери из древесины твердых по­род, да еще и выполнен­ные по специальному заказу, как предписыва­ют реставраторы. Вы­ход, по мнению Ю.Н. Солнышкина, один: финансировать замену оконных рам и дверей поэтапно. Очевидно, что ремонт в этом случае затянется, но главное - результат.

Тема денег остро зву­чит в случаях реставра­ции и других известных в Ростове старых зда­ний. Заказчик экономит средства и выбирает то, что подешевле, - сохра­нение исторической до­стоверности для него вторично и не важно, считает Ю.Н. Солнышкин. После реставрации много потеряло здание бывшего кинотеатра «Родина», что на Боль­шой Садовой. Прямые линии новых оконных рам - вместо старых в стиле модерн - упрости­ли облик здания, пост­роенного в 1904 году, где размещался один из первых в Ростове сине­матографов. Похоже, что потеряет шарм сти­ля модерн и здание быв­шей гостиницы «Петро­град», потом - «Деловой двор», позже - гостини­ца «Дон». Металлопластиковые рамы совре­менной расстекловки взамен старых, с изящ­ными изгибами древес­ных элементов, напрочь лишат здание построй­ки 1916 года привычной прелести.

А между тем, в Рос­тове есть и образцы бе­зупречной реставрации старых зданий. Доста­точно взглянуть на фа­сады нынешней городс­кой Думы и кинотеатра «Кино - Макс», чтобы по­нять, как бережно обо­шелся заказчик с памят­никами истории и архи­тектуры. Чтобы выпол­нить все предписания реставрационной мас­терской, подрядчику пришлось выписать из Германии специальное оборудование, которое позволило все из той же металлопластики повторить безупречные изги­бы рам в стиле модерн, как и было сто лет на­зад.

36Не всегда ситуацию определяют скромные финансовые возможно­сти заказчика. Вот точ­ка зрения председателя ростовского региональ­ного отделения Всерос­сийской общественной организации (ВООПИиК) Александра Кожина: "Самые красивые окна Ростова - на здании ро­стовской синагоги - мы уже потеряли. Неповто­римые оконные рамы, пережившие револю­цию, разруху гражданс­кой войны, фашистскую оккупацию, заменены на стандартную металлопластику. Причем сделано это было вслед за такой же неравно­ценной заменой окон­ных рам в здании рос­товского кафедрально­го собора. Собор и си­нагога - не театр, в смысле финансовых возможностей..."

И все же есть струк­тура, которая может и должна ставить жесткий запрет на "переделки" подобного рода, когда речь идет о памятниках истории и культуры. "Это дело государ­ственного органа по ох­ране памятников, место которого фактически занимает хозрасчетная структура при мини­стерстве культуры РО, инспекция по эксплуа­тации памятников. Именно эта структура является главным тор­мозом на пути дей­ственного сохранения памятников истории и культуры. Вместо своей прямой обязанности ин­спекция занимается ме­лочными согласования­ми изменения деталей в старом фонде...", - счи­тает А. О. Кожин.

Странная получается ситуация. Против таких "переделок" памятников резко возражают специ­алисты - реставраторы и общественность. "Это - архитектурный банди­тизм! Если хотите помяг­че - пусть будет ванда­лизм", - возмущается Ю.Н. Солнышкин. "Это - беспредел", - вторит ему А.О. Кожин. А ста­ринные оконные рамы в стиле "модерн" или "классицизм" методично заменяют на стандарт­ные евроокна...

29 октября 2004г., НВ
.