Ростов остался без Артека
Корреспондент "Газеты Дона" решил выяснить, как выглядел бы родной город, если бы случилось чудо и архитекторам удалось воплотить в жизнь все свои проекты. Закройте глаза и представьте сверкающий огнями Зеленый остров. Висячий мост через Дон. Ухоженные аллеи парка, аттракционы, современные спортплощадки и роскошный аквапарк. Таким мог бы стать любимый ростовчанами островок. Грандиозный проект по созданию парка культуры и отдыха для горожан так и остался лишь на бумаге. Как, впрочем, и многие другие проекты ростовских архитекторов. Планов громадье
- План преобразования Зеленого острова действительно был очень интересным, - с грустью вспоминает заслуженный архитектор России профессор Норальд Нерсесьянц. - В его западной части мы планировали построить грандиозный парк - с фонтанами, бассейнами, спортплощадками, искусственным водоемом и культурным центром.
Восточная часть острова предназначалась для ребятишек. Здесь мечтали создать свой Артек - "пионерскую республику" для ростовчан. Теплые корпуса, школа, спортивные сооружения...
По замыслу авторов, с остальным городом Зеленый остров должен был быть соединен двумя мостами: первый шел от 31-й линии, второй - от Театрального спуска.
Проект преобразования Зеленого острова был лишь частью генплана Ростова, разработанного в начале семидесятых группой донских зодчих, во главе с главным архитектором Ростова тех времен Н.Н. Нерсесьянцем.
- К сожалению, из всего генплана удалось претворить в жизнь лишь малую его часть, - рассказывает Нерсесьянц. - Построены Западный и Северный жилые массивы, хотя и там не все довели до ума. Реконструировали улицу Пушкинскую, наконец достроили Музыкальный театр.
Значительная часть генплана так и осталась не реализованной: не построена новая магистраль, проходящая по ул. Сиверса, далее через Дон с выходом на Батайск, нет двух мостов через Дон, не существует комплексной застройки Театрального спуска...
Трактор в греческом стиле
За необычную форму копия ростовского драмтеатра помещена в британский музей. Между тем, ставший знаменитым театр мог выглядеть совсем иначе и располагаться на месте сегодняшней стелы.
- В конце двадцатых годов был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект ростовского драмтеатра, - рассказывает Нерсесьянц. - Согласно первоначальному замыслу, он должен был располагаться на южной стороне площади возле здания СКЖД. Но в последний момент в Ростов приехали два выдающихся архитектора, Щуко и Гельфрейх, и предоставили свой внеконкурсный вариант. Именно он и был принят комиссией. В результате театр стоит лицом к Дону.
В годы войны здание было почти полностью разрушено. Период реконструкции пришелся на середину пятидесятых годов.
- Поначалу рассматривались варианты реконструкции с мощным декором, колоннадами в духе Древней Греции. Но потом все же решили оставить прежний облик театра, но уменьшить его вдвое. В результате "трактор" лишился "кабины", но появился маленький внутренний дворик и место для нынешнего Зеленого театра.
Сталин ростовчанам не указ Знаменитые ростовские кони на площади рядом со зданием областной администрации появились, в общем-то, случайно.
Согласно первоначальному замыслу архитектора Голосова, в центре площади должна была возвышаться башня административного здания. Ее так и не построили - помешала война. При восстановлении Дома Советов уже само здание должно было обрести башню со шпилем в духе сталинской архитектуры.
- Я сам видел этот проект, - рассказывает Норальд Нерсесьянц. - В правом верхнем углу стояла роспись: "Одобряю. Сталин".
Однако впоследствии первоначальный проект здания претерпел значительные изменения. Большая часть комплекса так и не была построена. Вместо офисной башни и купольного зала для совещаний разбили сквер. Там и нашлось место для коней. Музей с рестораном Еще одна несбывшаяся мечта ростовских архитекторов - русско-армянский культурный центр, который должен был быть построен в районе нынешнего музея Сурб-Хач.
Проект был разработан архитектором Григоряном, уроженцем Ростова.
- Проект Григоряна интересен тем, что рассматривал объект в целом - храм, прилегающую к нему территорию, спуск, водоем, остров, - считает потомок основателя музея Сурб-Хач, ростовский краевед Эдуард Вартанович Чинчан. - Согласно проекту, здание храма должно было быть использовано по назначению - в качестве церкви. Рядом с Сурб-Хачем планировали построить культурный центр. На небольшом островке напротив монастыря предполагалось построить ресторан армянской кухни.
В семидесятые годы правительство Армении взяло на себя все финансовые расходы по восстановлению монастыря Сурб-Хач. Политико-экономические катаклизмы не позволили реализовать проект в полной мере и построить здание музея.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 01(317) от 05-01-2005
|