ЧЁРНЫЙ СПИСОК СУЗИЛСЯ
Директора ростовских предприятий пригрозили местным властям социальным взрывом, если их предприятия вынесут за черту города.
Тема передислокации промышленных предприятий из центра Ростова в промышленную зону поднималась не раз. Проблему пытались решить ещё тридцать лет назад, но на сегодняшний день только два предприятия - «Донской табак» и «Тавр» - ведут подобную серьёзную работу.
Вот и теперь разрабатывается новая программа выноса вредных производств из центральной части Ростова-на-Дону. Пока это своего рода рекомендации комитета архитектуры и градостроительства Ростова. Именно под таким соусом заместитель главы администрации Ростова Виталий Золотухин представил проект на очередном президиуме Совета директоров предприятий Ростова.
Теперь речь идёт прежде всего с позиции изменения «интерьера» города и его стратегического развития: на освободившихся площадях планируется построить ультрасовременные социальные комплексы с супермаркетами, подземными автостоянками.
Около 60 предприятий когда-то попали в своеобразный чёрный список переселенцев. Со временем изменились экономические условия, и круг их постепенно сузился: кто-то добился индивидуальных разрешений, произвёл комплексную реконструкцию. Теперь проблемных объектов осталось 15. Они однозначно должны покинуть центральную часть города.
Те предприятия, которые смогут привлечь инвестора, будут иметь большой плюс. В этом случае прежняя земля останется в их собственности и предприятие вправе распоряжаться ею на своё усмотрение -то ли продавать её, то ли самостоятельно строить офисы с жильём или другими социальными объектами. Кто не в силах самостоятельно привлечь инвестора, того будут отселять «добровольно-принудительно». Рычагов у властей для этого предостаточно, хотя заместитель главы администрации Ростова Виталий Золотухин сказал, что решаться вопрос о передислокации будет в каждом случае индивидуально. На самом деле кое-кому переезжать придётся уже в ближайшее время, к ним относятся четыре предприятия: ОАО «РИКОС», «Мехзавод № 5», «Ростовский порт» и завод «Красный Дон».
Безусловный первый кандидат - это «Мехзавод № 5». Само предприятие найти инвесторов пока не в силах. Зато, говорят, уже есть желающие на освободившейся территории построить крупный комплекс городского значения. За право обладания этим участком планируется провести конкурс. С перемещением «Мехзавода № 5» улицу Пушкинскую «пробьют» к главному автовокзалу и, далее, облагородят участок от Гвардейской площади на юг, вдоль улицы Сиверса.
- В своё время мы освободили часть территории завода для муниципалитета, - прокомментировал ситуацию гендиректор «Мехзавода № 5» Георгий Арутюнов, - и что из этого вышло? Поставили гаражи.
ОАО «РИКОС». Психологически руководство согласно на переезд, правда, при условии, что «Роснефть» найдёт на проект 40 миллионов долларов. Этот завод находится между Кировским проспектом и улицей Журавлёва.
«Ростовский порт». Ему предстоит переезд на левобережье реки Дон по двум причинам. Проблема в том, что крупнотоннажные судна из-за железнодорожного моста через реку Дон не всегда могут войти в порт. Второе - реконструируемую набережную, которую хотят превратить в современную зону отдыха, планируют удлинить к Театральному спуску. На пути этой идеи встаёт завод «Красный Дон». Куда его девать, ещё не решили.
Далее следует ряд предприятий с так называемой далёкой перспективой переезда. «Ростовбумага». Мнения экспертов сводятся к тому, что предприятие может найти инвестора и безболезненно переехать.
«Моррос». Частичная передислокация. Холодильники, скорее всего, останутся на прежнем месте. Дело в том, что в этом районе планируется строительство нового моста через реку Дон. И судьба расположения фирмы будет зависеть от претворения в жизнь этого дорогого проекта.
В подвешенном состоянии остаются следующие предприятия: Фабрика головных уборов, швейно-трикотажная фабрика «Динамо», Ростовский часовой завод, «Киноавтоматика». Снят вопрос по перемещению «Посейдона», «Виктории», «Рубина». У «Эмпилса» часть вредного производства уже выведена за город, поэтому возможно сохранение существующих мощностей.
Директора, естественно, не согласны с архитектурными планами. На заседании президиума Совета директоров предприятий выявилось несоответствие между социальными и коммерческими интересами. Антиаргументы директоров сводились к следующему. Во-первых, архитекторы лоббируют интересы строителей (в комитете по архитектуре на это жмут плечами с недоумением) и сама власть преследует корпоративные интересы, во-вторых, строить жилые дома в центре города на месте промышленных предприятий - это небезвредно, и, наконец, необходимо развивать не строительство, а городские транспортные развязки.
С чем, похоже, согласны обе стороны - это то, что властям легче переселить предприятие, нежели снести ветхое жильё, освободив таким образом строительное пятно. За это руководители крепко зацепились и призвали власти сначала решитьпроблему трущоб, а потом заняться предприятиями. В противном случае, намекнули они, возможен социальный взрыв.
Власти считают, что заводы перестанут диктовать условия, если привести в соответствие арендную плату на землю (конечно, в плане увеличения цены). Переселить сегодня могут и вовсе не спрашивая - по Земельному кодексу: если предприятие (независимо от формы собственности) не соответствует градостроительным нормам. Подобное зонирование в городе ведётся.
Для передислокации предназначено 12 гектаров промзоны с подведёнными инженерными коммуникациями. Есть ещё около 100 земельных пятен в северо-западной части промзоны, которые числятся за различной собственностью, но одна треть их не используется. Беспризорные площади муниципалитет собирается вернуть себе обратно.
15 мая 2002г., РО.
|