rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Стихотворение о Ростове

6367088
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
553
1013
13886
24084
68436
115153
6367088

в среднем в сутки
888


Ваш IP:34.204.194.190
                   «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОВОКАТОРЫ» ПОЛУЧИЛИ ОПЛЕУХУ ОТ РОСТОВСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
 
003
Начальник мастерской Санкт-Петербургского института урбанистики Евгений Юденич

Состоялось первое обсуждение будущего генерального плана Ростова, конкурс на разработку которого выиграл Санкт-Петербургский институт урбанистики. Взгляды на будущее Ростова у питерских гостей и архитектурного сообщества Ростова разошлись.  

Со стороны института Санкт-Петербурга присутствовали главный эксперт Анатолий Дычинский, главный инженер Юрий Перелыгин и начальник мастерской Евгений Юденич. 

Первым яблоком раздора оказались два ростовских аэродрома (военный и гражданский). Питерцы категорично настаивают, чтобы они остались на прежне месте, а архитектурное сообщество Ростова также категорично предлагают их передислоцировать, как того требовал ещё предыдущий генплан Ростова.

Разработчики предложили две модели генплана города с развитием на 50 лет. Как потом они скажут, это была творческая провокация, чтобы взбудоражить общественное мнение. Первый назван «Большой Ростов» и подразумевает развитие связей Ростова со своими городами-соседями Батайском, Аксаем, Новочеркасском с активным освоением новых земель, для чего необходимо придать юридический статус «пригородным районам». Главный аргумент питерцев: немало людей, проживающих в этих городах, работают в Ростове и совершают каждый будний день миграцию в столицу Дона. Они предложили на  этих магистралях развивать сложившиеся населённые пункты, найти лучшие территории и обеспечить их комфортом, то есть «вырубить виноградники и сады, а на их месте построить коттеджи». Видно, что разработчики настроились делать генплан именно с созданием так называемых «спутников» (близлежащих маленьких городов).

Второй вариант – «Большой город» – подразумевает компактное проживание на существующей территории, но при таком уплотнённом развитии, по мнению гостей, добраться из окраины города в центр будет проблематично.

С налёту архитектурное сообщество Ростова оторопело от таких безапелляционных вариантов и лишь спустя два часа фундаментальное слово взял Норальд Нерсесьянц, один из разработчиков предыдущего генплана. Норальд Николаевич подверг тотальной критике предложенные модели развития Ростова, и выразил, по словам собравшихся, общее мнение:

– Я не ожидал, что вы сегодня выставите варианты. На мой взгляд, это преждевременно. Помимо вариантов хотелось бы услышать целый ряд абсолютно необходимых основ, на которых строится генеральный план. В основном вы говорили о стратегическом потенциале Ростова, геополитическом, и это верно. Но здесь не прозвучало никаких доводов и анализа того, что мы увидели на схемах. Нам была бы интересна ваша первая оценка города, а вы предлагаете какие-то варианты. Что хотелось услышать? Во-первых, не прозвучала расчётная численность населения, на которое нацелена программа, – миллион или миллион с половиной? Заложенная модель будет существовать не 20–30 лет, а столетие. Какая оценка масштаба развития территории города? Вы сказали: в два раза Ростов увеличится по территории. У меня на этот счёт есть серьёзные сомнения. Хотелось бы услышать от вас оценку, что в этом городе хорошо, а что плохо (кроме того, что он компактный и это хорошо, – мы это и сами знаем). В компактном городе, несмотря на ряд недостатков, хорошо решаются социально-экономические, инженерные вопросы. Мы понимаем, что такое компактный город. Ну а что в этом плохого? Про загрязнение автомобильным транспортом мы и сами знаем. Третье – отсутствует анализ ресурсного территориального потенциала города. То есть сколько есть свободных территорий, которые можно освоить. Какие есть территории, которые будут осваиваться с большими капитальными затратами, но без ущерба для экологии. Что таит в себе уже застроенная территория? Печальный опыт заселения людей «спутниками» мы уже имеем – это город Зеленоград в Подмосковье. Он был задуман как район Москвы, там была московская прописка. Начали строить и выдохлись, потому-то спальный город и не получился, в итоге Зеленоград зажил как самостоятельный город. Никакого отношения к решению проблемы расселения Москвы он не имел. Поэтому теория «спутников» 1970-х годов затухла, и все крупные города отказались от такой модели. Система такая появляется, если город состоит из 3-4 миллионов жителей. Но дело не в этом. Надо разработать несколько вариантов и альтернатив. Мы в Гаване, например, разработали  8 альтернативных планов.

В представленных моделях направления территориального развития Ростова отсутствует активное отношение к самому главному – наш город называется Ростов-на-Дону, а в двух схемах сохраняется система «Ростов у Дона». Развитие направляется на север.

А между тем все города миллионники, которые стоят на реках, перешагнули на противоположный берег (за исключением Волгограда) – Киев, Саратов, Днепропетровск. Это не случайно. Город, сидящий на реке – это очень важно. Видится ещё одна планировочная система, она существует либо явно, либо подспудно в развитии всех крупнейших городов – это система линейного развития вдоль основных магистралей. В представленных идеях этой системы тоже нет. Я бы обязательно такую альтернативу сделал и посмотрел, что из этого получится. Кстати, в предыдущем генплане два аэродрома (военный и гражданский) и вертолётное поле выведены за черту городу. Вы говорите, это нереально. Должен вам сказать, что в пору разработки проекта реконструкции Ростовского аэропорта приезжали московские специалисты и занимались выбором нового места. И эту территорию они выбрали на так называемой Назаровской площадке, которая великолепно стратегически расположена, потому что захватывался весь «куст» городов – Таганрог, Шахты, Азов, Новочеркасск, а не только Ростов. Сегодня шахтинцу или новочеркассцу проблематично напрямую добраться до аэропорта. Не стоит забывать, что взлёт-посадка идут буквально близ Театральной площади, и это небезопасно. А люди, которые живут там, каково им это соседство? Поэтому нельзя сбрасывать со счетов вариант передислокации аэропортов и на их территории развития мегаполиса.

После совещания главный инженер института Евгений Юденич ответил на вопросы журналистов:

– Расскажите немного о самом конкурсе, как вам удалось его выиграть?

– Конкурс был объявлен осенью 2002 года. До этого мы принимали участие в тендере по Ростовской области (концепция градостроительного развития) и выиграли его. Мы не были уверены на 100 процентов, что выиграем конкурс по Ростову, потому что в самом городе крепкая градостроительная культура, есть архитектурная академия, сохранился авторский коллектив Гражданпроекта, который разрабатывал предыдущий генплан. Это далеко не первый генплан миллионного города, который разрабатывался нашим институтом, а всего мы разработали около 600 генпланов. Сейчас продолжаем заниматься проектированием новой столицы Ингушетии. Градостроительных фирм после десятилетнего периода выживания осталось немного, и вся Россия была поделена на две градостроительные фирмы – московский Гипрогор и санкт-петербургский Гипрогор. Кроме этих фирм градостроительными проектами занимались на местах. Поэтому конкурентов на проектирование Ростова оказалось семь. И мы победили в достойной борьбе, особенно с местными организациями.

– Как по вашему мнению, прошлый генплан оказался удачным или нет? 

– Самое удивительнее, что мало характерно для города-миллионника, этот генплан работал и приносил свои плоды, поэтому Ростов сегодня достаточно упорядоченно выглядит. Многое воплощено в жизнь, начиная с набережной реки Дон, транспортных коммуникаций, сетей инженерного обеспечения. В Ростове очень сложные грунтовые условия, геологическая ситуация, поэтому это дорогостоящие мероприятия. Но и многое необходимо сделать. В той же транспортной инфраструктуре Ростов отстал и надо догонять. Автомобилизация надвинулась неожиданно и ударила по всем городам-миллионникам и создала экологические проблемы.

– По каким направлениям сейчас работаете в Ростове?

– Наша фирма имеет целый комплекс специалистов, которые занимаются планировочными градостроительными проблемами, начиная с экологии и заканчивая планировкой архитектуры. Профессия планировщика – это не свободное рисование, необходимо учитывать историю, традиции города, имеющиеся мощности коммуникаций, всю генетику города. Полгода надо заниматься изучением городов Ростовской области.

Около 18 специалистов различного направления сейчас занимаются изучением организма города и прилегающих территорий. Мы только приступаем к моменту изучения Ростова,  сбору исходных материалов. Сегодня прошла структурная консультация. Не мы консультируем, а городское сообщество даёт нам импульс и заряд для проектирования, чтобы понять индивидуальное лицо города. Сегодня мы получили этот импульс.

20 марта 2003г., "Ростов Официальный".
 
 
        БУДУЩЕЕ РОСТОВА В РУКАХ РОСТОВЧАН

  Учреждённая в 1749 году указом императрицы Елизаветы Петровны Темерницкая таможня контролировала торговлю в Приазовье, что способствовало притоку купечества в этот регион. В 1761 году для защиты южных российских границ была построена крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского - Димитрия. Выгодное географическое положение способствовало экономическому развитию этого места.

До тех пор пока в 1797 году не был образован Ростовский уезд с центром в крепости Дмитрия Рос­товского, можно сказать, власти всерьёз не задумы­вались над строительством города. Только стреми­тельный для того времени рост числа жителей уезда заставил местную элиту всерьёз задуматься о зак­ладке городских стен на месте крепостных. В 1811 году был составлен первый городской план и началось непосредственно городское строитель­ство.

Каждый новый этап в жизни Ростова сопровож­дался изменениями в его архитектуре и принципах застройки. К 100-летнему юбилею Ростов насчиты­вал уже около 15 тысяч жителей. Градостроители всерьёз подошли к обустройству нового города, уже тогда были проложены первые коммуникационные магистрали. Улицы были вполне широкими для того времени. С учетом социального статуса жителей Ро­стова, немалую часть которого составляло купече­ство, строилось большое количество доходных до­мов, банков, церквей. Первый городской проект в той или иной мере предусматривал увеличе­ние численности населения и возникающую в связи с этим не­обходимость в расширении тер­ритории города. Центральная часть Ростова построена в ос­новном при участии архитекто­ров и зодчих Москвы и Санкт-Петербурга. Наибольший инте­рес к Ростову столичные мастеровые начали проявлять к середине XIX - началу XX вв., когда в Ростове уже проживало свыше 110 тысяч человек и он был крупным коммерческим центром Но, к великому сожа­лению, на протяжении всей истории яркий и пышный облик центра города резко контрасти­ровал с нищетой и заброшен­ностью его окраин.

Время ставило перед градо­строителями все более сложные задачи. В начале XX века чис­ло ростовчан, нуждавшихся в жилплощади, стало резко рас­ти, и вопросы архитектурной эс­тетики в строительстве отошли на второй план.

Особенно ярко проявилось это в период установ­ления на Дону советской власти, когда горожане произвольно захватывали территории под строитель­ство.

В период Великой Отечественной войны, когда город заняли фашисты, центральные районы города были развалены, взорваны и сожжены здания теат­ров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фаб­рик и заводов уцелело только шесть. Исчезло с лица земли множество архитектурных памятников, а вза­мен не было построено ничего равноценного.

В 70-е годы XX века был разработан гене­ральный план развития Ростова на последние 30 лет. За время его действия были построены спальные районы - Северный и Западный. Перед градостроителями стояла задача в кратчайшие сроки решить проблему нехватки жилья. С целью сокраще­ния затрат большинство зданий было построено с использованием наиболее дешёвых стройматериалов, а чтобы не привлекать дорогостоящую наёмную силу, зачастую использовался метод народной стройки. О повышенной комфортности и улучшенных планиров­ках речь шла в исключительных случаях.

В «перестроечный» период темпы городского строительства заметно снизились. Появились первые большие долгострои, не уделялось внимание строи­тельству инфраструктуры, так и не были завершены проекты нескольких больниц, культурно-досуговых центров,   спортивно-оздоровительных комплексов, библиотек, кинотеатров. Но, несмотря на это, одна из основных задач, поставленных в старом генераль­ном плане, в какой-то мере была решена: тысячи людей получили кров, были освоены колоссальные площади, появились новые районы - город значи­тельно разросся вширь. Благодаря этому нынешний Ростов мало похож на донскую столицу хотя бы пятидесятилетней давности.

Время и сегодня не стоит на месте, и начало XXI века ознаменовано появлением инновационных тех­нологий, активно используемых в строительстве элит­ного жилья и реконструкции старого жилищного фон­да нашего города. Для придания логики этому про­цессу Ростову сегодня нужен новый генплан, кото­рый бы позволил продуктам современной архитек­турной мысли гармонично влиться в городской ландшафт, созданный на протяжении предыдущих столе­тий.

004В феврале 2003 года городские власти объя­вили о том, что победителем открытого конкурса на разработку нового генерального плана города стал Санкт-Петербургский институт урбанистики. По мнению городской администрации, после разра­ботки в Санкт-Петербурге концепция нового плана должна быть вынесена на рассмотрение и обсужде­ние широкой общественности. Город должен нра­виться прежде всего его жителям, им в нем жить, поэтому, в отличие от предыдущего генплана, нынешний будет максимально прозрачным и при его составлении будет учитываться мнение ростовчан. В настоящее время ведется большая работа по созда­нию механизмов взаимодействия власти с граждана­ми в благоустройстве города.

Свою заинтересованность в данном вопросе про­являют также и предприниматели. Так, например, в ближайшем будущем под патронатом руководства строительной компании «Фирма Чернявский и К» будет основан Комитет общественного содействия программам строительства и развития Ростова.

Цель этой организации - сделать генеральный план города максимально согласованным с горожанами, а после его согласования и утверждения контролиро­вать, чтобы выделяемые бюджетные средства и инве­стиции равномерно распределялись на благоустрой­ство как центра, так и окраинных районов города. В соответствии с намеченной целью комитет параллель­но будет решать сразу несколько задач:

1. Обсуждение нового генплана и разъяснение его значимости для будущего города. Проведение меро­приятий, вовлечение ростовчан в обсуждение концеп­ции нового генерального плана.

2. Тесная работа по решению вопросов благоуст­ройства как с частными лицами, так и с кооператив­ными собственниками жилья: ТСЖ и ЖСК.

3. Внедрение передовых технологий в строитель­стве и прокладке коммуникаций.

4. Создание повсеместно потребительских узлов учёта потребляемой энергии с целью оптимизации расходов в коммунальной сфере. Коммунальные хо­зяйства новостроек уже полным ходом оснащаются подобными узлами.

    5. Разработка и реализация программы «Чистый город». Программно-целевой подход к этой задаче позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых мо­жет обеспечить комфортные и безопасные условия проживания всего населения города. К этим условиям относятся чистые улицы и дома, чистый воздух и вода, благоустроенные районы и дворы, зеленые на­саждения, необходимый уровень освещенности горо­да, отремонтированные фасады зданий и современ­ная реклама. В рамках программы будет также ре­шаться вопрос экологически безопасной переработки мусорных отходов, и как следствие, ликвидации го­родских свалок.

Как отмечают руководители компании «Фирма Чернявский и К», «сегодня мы, ростовчане, долж­ны приложить много усилий к тому, чтобы сделать Ростов красивым городом, в котором будет комфортно и интересно жить и нам самим, и нашим потомкам».

14 мая 2003г., "Ростов Официальный".
.