«ВПЕРИТЕ В МЫСЛЬ, ЧЕМУ УЧИТЕЛЬ СЕЙ УЧИЛ...»
СВЯТОЙ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ В ПАМЯТНИКЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ. А МЫ?
Строка, которую вынес я в заголовок, принадлежит Михаиле Ломоносову. Она - из сочиненной им эпитафии на могильном камне Димитрия Ростовского в Яковлевском монастыре, что в Ростове Великом. Уже это говорит о роли митрополита в духовной жизни России конца XVII - начала XVIIIвека.
Несомненно, то был удивительный человек, намного обогнавший свое время, искренне и требовательно любивший людей, стремившийся сделать их высоконравственными, верящими в свои душевные силы. Димитрий был достойным сыном «гнезда Петрова», ведь и на высокую митрополичью кафедру в Ростове он попал по воле самого Петра Великого...
Но то, что творится вокруг имени святого Димитрия сейчас у нас в Ростове-на-Дону, честно говоря, вызывает недоумение. Хотелось бы сказать даже более жестко, чтобы «вперили в мысль, чему учитель сей учил» и руководители администрации города, и депутаты городской Думы, и ученые-историки, согласившиеся с амбициями властей и художественно-архитектурной интеллигенции сделать Ростов-на-Дону заложником памяти о человеке, даже не подозревавшем о существовании нашего города.
Известно, что Ростов, вернее, Темерницкая таможня, от которой мы ведем свою историю, была основана 40 лет спустя после смерти Димитрия. По прихоти истории частица даже не имени, а сана этого прекрасного человека дала название нашему городу.
Так произошло по воле царя Александра I в 1806 году - и вряд ли стоит сейчас ставить под сомнение правоту монаршего решения, требовать переименования, как это делают некоторые горячие головы.
Есть Ростов Великий, давший Димитрию частицу сана - «митрополит Ростовский».
Есть Ростов-на-Дону, получивший свое название от крепости Димитрия Ростовского, нареченной так в честь «новоявленного святого» (каковым Димитрий стал 43 года спустя после смерти - в 1752 году, за 9 лет до начала строительства новой русской крепости на Дону).
Когда несколько лет назад в печати появилось впервые предложение поставить в Ростове памятник «основателю нашего города Димитрию Ростовскому», это было поначалу воспринято как неловкая ошибка некомпетентных людей. Кто горько, кто саркастически улыбнулся. Но в газетах стали чаще поминать святого Димитрия, уточняя: «Он дал свое имя названию города», - что, как видим, тоже не совсем верно.
Казалось бы, чем больше мы узнаем о жизни и делах святого Димитрия, тем точнее понимаем его косвенное отношение к истории нашего города. Свидетельство тому - недавно состоявшиеся Димитриевские чтения, которые решено сделать ежегодными.
Тем не менее мысль о необходимости памятника крепла, пока не получила и материальное выражение: торопливо объявили конкурс на проект памятника, столь же стремительно нашли место для монумента.
Обо всем этом газета «Вечерний Ростов» писала неоднократно и подробно, подчеркивая необходимость широкой гласности при обсуждении проекта. Повторю, что памятник святителю обойдется налогоплательщикам в два с половиной миллиарда рублей. И они вправе знать все об этом начинании.
Я люблю и уважаю святого Димитрия, митрополита Ростовского. В течение многих, лет собираю о нем документы, малейшие публикации, с глубоким интересом читаю все сочиненное им, что удается добыть, - и великое его творение «Четьи-Минеи» (к сожалению, попались не все тома), и «Собрание нравоучительных слов», и «Апологию для утоления печали». С радостью смотрел в постановке нашего молодежного театра его «Рождественскую драму». Признаюсь, хотел и хочу написать о нем художественно-документальную повесть. И сделаю задуманное, если позволят время, силы и способности. Но для этого нужно понять великого человека умом и сердцем. Что совсем не легко... Димитрий любил свой Ростов Великий. Он завещал ростовцам, где бы они ни находились, куда бы ни переехали, заботиться о городе, «иначе не будет успеха в делах и захиреет род ваш».
Димитрий считал веру, надежду, любовь «первыми и нужными добродетелями человека», подчеркивая: «Надежда есть добродетель, свыше влиянная, через котирую... ожидается благая вечная жизнь»... Димитрий был бессребреником. Его до глубины души взволновало то, что из-за отсутствия средств могло закрыться известное ростовское училище. И он шлет жалобу на главу Монастырского приказа, «питающего нас», но, не ожидая решения свыше, отдает училищу все свои сбережения, не оставив ничего даже на погребение - «чтобы алчущие злата не искали его в моих храминах».
Все это я говорю для тех, кто мог бы подумать, что святой Димитрий мне не дорог и не интересен. Дескать, потому я пищу: памятник этому человеку в нашем городе не нужен. Да, повторяю - НЕ НУЖЕН. Он был бы уместен в Киево-Печерской лавре, где Димитрий монашествовал, в Ростове Великом, где правил высокую службу и где скончался.
А нам, жителям Ростова-на-Дону, достаточно знать как можно больше об этом человеке и помнить его деяния на благо России. Подтверждением тому мог бы стать скромный, изящный памятный знак (скажем, стела с барельефом) в Кировском сквере, на месте, где был в начале века посвященный святому Димитрию придел Покровской церкви.
Конечно, это всего одно из многих возможных предложений... Не будем уподобляться известному градоначальнику из щедринского города Глупова, который разместил улицы и из добытого камня настроил монументов.
Образумьтесь, господа, пока не поздно отказаться от дорогостоящего проекта! Истратьте деньги, выделяемые на монумент, для охраны существующих памятников и музеев, на пропаганду светлых и разумных заветов, оставленных нам святым Димитрием, митрополитом Ростовским!
■
Сегодня воспроизводим одно из редких изображений святители Димитрия, митрополита Ростовского.
Парсуна работы живописца Федосея Соколова. 1793 г.
1 ноября 1996г., ВР.
|