ГЛАВНЫЙ ХРАМ СТОЛИЦЫ ДОНСКОГО КРАЯ
История православных храмов на Руси неразрывно связана с историей Российского государства. Они являются неопровержимыми свидетелями тех событий, которые происходили вокруг них на протяжении многих человеческих жизней.
История Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы ведет свое начало с маленькой деревянной часовни, выстроенной в слободе Полуденка еще до основания здесь крепости Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году. Вскоре часовня становится храмом и в 1781 году переносится на центральную торговую площадь быстро растущего города, где и стоит ныне собор.
К середине XIX века Ростов-на-Дону (таково уже было его официальное название) укрепился на донских землях как крупный торгово-коммерческий центр, стоящий на важных торговых и стратегических перекрестках. Рожденный эпохой петровских реформ, он являл собой облик новой деловой России: его улицы стали застраиваться фешенебельными зданиями купеческих, коммерческих, банковских фирм. Население города росло с каждым годом, церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ, да и внешним видом она не соответствовала запросам «новых русских». И тогда два ростовских купца с надежными капиталами, Семен Кошкин и Федор Михайлов, с согласия городской Думы и по благословению правящего архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за счет их личного финансирования. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.
Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры Константин Андреевич Тон (1794-1881 гг.), который в своем творчестве по-новому осмыслил достижения русского храмового зодчества и мировой архитектуры и выработал свой, «тоновский», стиль, на многие годы украсивший православные храмы России. Именно по его проекту уже началось в эти годы строительство в Москве Храма Христа Спасителя в честь победы России в войне с Наполеоном, которое, как мы теперь знаем, велось около сорока лет ввиду грандиозности замысла - храм строился на века как символ могущества и непобедимости православной России. Храм Христа Спасителя был освящен на Вознесение Господне 26 мая 1883 года с необыкновенной торжественностью, невиданной ранее в Москве.
В отличие от столичного храма кафедральный собор в Ростове-на-Дону по тому же проекту К.А. Тона был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Конечно, молодому южному городу, которому едва исполнилось сто лет, не по силам был столичный размах, и ростовское купечество и духовенство обратились к автору проекта с просьбой внести некоторые изменения с целью его удешевления. В результате решено было отказаться от мраморной облицовки стен храма и многочисленных лепных украшений, золочение глав куполов было заменено, по разрешению Святейшего Синода, на окраску ярь-медью.
Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров, строительство которой финансировал еще один ростовский коммерсант П.Р. Максимов. Благовест ее 17-тонного колокола был слышен на 30 верст по Задонью.
Архитектурный ансамбль Ростовского кафедрального собора явился самой красивой и величественной достопримечательностью города, каковой является и поныне.
Перед собором, с северной стороны, располагалась просторная площадь, на которой проходили городские праздники, парады, народные гулянья. Посреди Соборной площади в 1890 году был установлен памятник императору Александру II. Обращенный лицом к храму, с поднятым к небесам взором, он словно молился за весь народ предстоящий. Памятник, выполненный известным скульптором академиком М.О. Микешиным, исчез с Соборной площади в 1924 году.
Вместе с памятником за годы советской власти исчезло и многое другое, что составляло отличительную особенность историко-архитектурного облика этой части города.
Собор вместе с колокольней был обнесен высокой кирпичной оградой, отделившей подворье от соборной площади, были разобраны большие мраморные паперти перед входами в собор и заколочены двери, единственный вход был разрешен с западной стороны, т.е. со стороны подворья, от которого осталась лишь третья часть.
С 1932 по 1942 гг. кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Мерзость запустения воцарилась на святом месте. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье. В тот же день она разродилась прямо на паперти. Так сбылось еще одно из пророчеств Ветхого Завета о тех страшных временах, когда на паперти храма львица будат рожать своих детенышей.
В конце июля 1942 года, во время оккупации Ростова гитлеровцами, верующие люди сами открыли кафедральный собор и стали очищать его от осквернения. Отовсюду несли они в храм иконы, сохраненную церковную утварь, столы, стулья, скатерти, т.е. все необходимое для того, чтобы начать богослужения. Вскоре прибыл сюда архиепископ Николай Амосийский, который вместе с несколькими священниками, собравшимися в кафедральном соборе, отслужил молебен, и с этого времени богослужения здесь стали совершаться регулярно.
В начале 1951 года был установлен главный иконостас - четырехъярусный, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Он был необычной формы - в виде часовни, увенчанной главкой с крестом. В 1955 году такие же иконостасы были сооружены в правом Петро-Павловском и левом Преображенском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены московским художником К. Волковым.
В 60-е годы, когда началась очередная волна гонений на Благославие и были разрушены до основания немногие уцелевшие до сих пор храмы Ростова-на-Дону. Собор Рождества Пресвятой Богородицы спасло от уничтожения только заступничество Божией Матери.
Новая и история Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80-х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними небесным светом воссияли позолоченные кресты. И ростовчане будто заново увидели свой собор и осознали его духовное предназначение. В сумятице и неустроенности сегодняшней жизни для многих людей он стал единственной опорой, утешением и спасением. Сегодня он поистине является главным духовным центром нашего города.
В ceнтябре 1999 года Ростов-на-Дону будет праздновать свое 250-летие. Постановлением главы (мэра) городской администрации М.А. Чернышева полным ходом идут работы по восстановлению историко-архитектурного облика подворья Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, включая воссоздание колокольни, Соборной площади, установление на ней памятника святителю Димитрию Ростовскому, Ангелу-Хранителю нашего города. В праздник Дня города 1996 года, в торжественной обстановке, при большом стечении народа, на Соборной площади Владыка Пантелеймон, губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и мэр Ростова-на-Дону М.А. Чернышев заложили первые кирпичи в фундамент будущего памятника.
Памятник, который будет возведен на восстановленной Соборной площади к 250-летнему юбилею города, завершит единый историко-архитектурный комплекс Собор - Подворье и станет символом православия на Дону.
29 января 1999г., ВР.
|