rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
ГЛАВНЫЙ ХРАМ СТОЛИЦЫ ДОНСКОГО КРАЯ

404История православных храмов на Руси неразрывно свя­зана с историей Российского государства. Они являются неопровержимыми свидетелями тех событий, которые про­исходили вокруг них на протяжении многих человеческих жизней.

История Ростовского кафед­рального собора Рождества Пресвятой Богородицы ведет свое начало с маленькой де­ревянной часовни, выстроен­ной в слободе Полуденка еще до основания здесь крепости Димитрия Ростовского, учреж­денной высочайшим указом императрицы Елизаветы Пет­ровны в 1761 году. Вскоре ча­совня становится храмом и в 1781 году переносится на центральную торговую пло­щадь быстро растущего горо­да, где и стоит ныне собор.

К середине XIX века Рос­тов-на-Дону (таково уже было его официальное название) ук­репился на донских землях как крупный торгово-коммерческий центр, стоящий на важных торговых и стратегических пе­рекрестках. Рожденный эпохой петровских реформ, он являл собой облик новой деловой России: его улицы стали за­страиваться фешенебель­ными зданиями купеческих, коммерческих, банковских фирм. Население города росло с каждым годом, церковь Рождества Богоро­дицы на торговой площа­ди уже не вмещала веру­ющий народ, да и внеш­ним видом она не соответ­ствовала запросам «новых русских». И тогда два ро­стовских купца с надеж­ными капиталами, Семен Кошкин и Федор Михайлов, с согласия городской Думы и по благословению правя­щего архиерея, обратились в начале 1854 года в Свя­тейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за счет их личного финансирования. Просили они также предоставить и соответ­ствующий архитектурный проект будущего главного храма города.

Ответ с разрешением при­шел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового вре­мени. Автором проекта был академик архитектуры Кон­стантин Андреевич Тон (1794-1881 гг.), который в своем творчестве по-новому осмыс­лил достижения русского хра­мового зодчества и мировой архитектуры и выработал свой, «тоновский», стиль, на многие годы украсивший православ­ные храмы России. Именно по его проекту уже началось в эти годы строительство в Мос­кве Храма Христа Спасителя в честь победы России в вой­не с Наполеоном, которое, как мы теперь знаем, велось около сорока лет ввиду гран­диозности замысла - храм строился на века как символ могущества и непобедимости православной России. Храм Христа Спасителя был освя­щен на Вознесение Господне 26 мая 1883 года с необыкновенной торжественностью, не­виданной ранее в Москве.

В отличие от столичного храма кафедральный собор в Ростове-на-Дону по тому же проекту К.А. Тона был постро­ен всего за шесть лет и освя­щен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Ко­нечно, молодому южному го­роду, которому едва исполни­лось сто лет, не по силам был столичный размах, и ростовс­кое купечество и духовенство обратились к автору проекта с просьбой внести некоторые изменения с целью его уде­шевления. В результате реше­но было отказаться от мра­морной облицовки стен храма и многочисленных лепных ук­рашений, золочение глав ку­полов было заменено, по раз­решению Святейшего Синода, на окраску ярь-медью.

Рядом с собором, с его за­падной стороны, была воз­двигнута четырехъярусная ко­локольня высотой 75 метров, строительство которой финан­сировал еще один ростовский коммерсант П.Р. Максимов. Благовест ее 17-тонного коло­кола был слышен на 30 верст по Задонью.

Архитектурный ансамбль Ро­стовского кафедрального собо­ра явился самой красивой и величественной достопримеча­тельностью города, каковой является и поныне.

Перед собором, с северной стороны,  располагалась  просторная площадь, на которой проходили городские праздни­ки, парады, народные гулянья. Посреди Соборной площади в 1890 году был установлен памятник императору Александ­ру II. Обращенный лицом к храму, с поднятым к небесам взором, он словно молился за весь народ предстоящий. Па­мятник, выполненный извест­ным скульптором академиком М.О. Микешиным, исчез с Со­борной площади в 1924 году.

Вместе с памятником за годы советской власти исчез­ло и многое другое, что со­ставляло отличительную осо­бенность историко-архитектурного облика этой части горо­да.

Собор вместе с колокольней был обнесен высокой кирпич­ной оградой, отделившей под­ворье от соборной площади, были разобраны большие мра­морные паперти перед входа­ми в собор и заколочены две­ри, единственный вход был разрешен с западной сторо­ны, т.е. со стороны подворья, от которого осталась лишь третья часть.

С 1932 по 1942 гг. кафед­ральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сня­ты, иконостас и все внутрен­нее убранство было утрачено. Мерзость запустения воцари­лась на святом месте. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зве­ринец. Очевидцы рассказыва­ли, что клетку с львицей-ро­женицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще боль­ше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье. В тот же день она разродилась пря­мо  на паперти. Так сбылось еще одно из пророчеств Вет­хого Завета о тех страшных временах, когда на паперти храма львица будат рожать своих детенышей.

В конце июля 1942 года, во время оккупации Ростова гит­леровцами, верующие люди сами открыли кафедральный собор и стали очищать его от осквернения. Отовсюду несли они в храм иконы, сохранен­ную церковную утварь, столы, стулья, скатерти, т.е. все не­обходимое для того, чтобы на­чать богослужения. Вскоре прибыл сюда архиепископ Ни­колай Амосийский, который вместе с несколькими священ­никами, собравшимися в ка­федральном соборе, отслужил молебен, и с этого времени богослужения здесь стали со­вершаться регулярно.

В начале 1951 года был ус­тановлен главный иконостас - четырехъярусный, выполнен­ный в Москве по проекту ико­ностаса Храма Христа Спаси­теля. Он был необычной фор­мы - в виде часовни, увен­чанной главкой с крестом. В 1955 году такие же ико­ностасы были сооружены в правом Петро-Павловском и левом Преображен­ском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены московс­ким художником К. Волко­вым.

В 60-е годы, когда на­чалась очередная волна гонений на Благославие и были разрушены до основания немногие уцелевшие до сих пор храмы Ростова-на-Дону. Собор Рож­дества Пресвятой Богоро­дицы спасло от уничтоже­ния только заступничество Божией Матери.

Новая и история Ростов­ского кафедрального собо­ра начинается в конце 80-х годов. К 1000-летию Кре­щения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними небесным светом воссияли позолоченные кресты. И ростовчане будто заново увидели свой собор и осознали его духовное пред­назначение. В сумятице и не­устроенности сегодняшней жизни для многих людей он стал единственной опорой, утешением и спасением. Се­годня он поистине является главным духовным центром нашего города.

В ceнтябре 1999 года Рос­тов-на-Дону будет празд­новать свое 250-летие. По­становлением главы (мэра) городской администрации М.А. Чернышева полным хо­дом идут работы по восста­новлению историко-архитектурного облика подворья Ро­стовского кафедрального со­бора Рождества Пресвятой Богородицы, включая воссо­здание колокольни, Соборной площади, установление на ней памятника святителю Димит­рию Ростовскому, Ангелу-Хранителю нашего города. В праздник Дня города 1996 года, в торжественной обста­новке, при большом стечении народа, на Соборной площа­ди Владыка Пантелеймон, гу­бернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и мэр Ростова-на-Дону М.А. Чернышев заложи­ли первые кирпичи в фунда­мент будущего памятника.

Памятник, который будет возведен на восстановленной Соборной площади к 250-летнему юбилею города, завершит единый историко-архитектурный комплекс Собор - Подворье и станет символом православия на Дону.

29 января 1999г., ВР.
.