rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Димитрий любил свой Ростов…

Но это был Ростов Великий!

    404«Се покой мой: здесь вселюся во век века», - так сказал Димитрий, только что назначенный митрополитом Ростовским, после первого моления в соборе Зачатия Божией Матери и назначил для себя могилу в правом углу собора, уверенный, что земной путь его завершится здесь, в Ростове Великом.

Не знал еще тогда Димитрий, что его ждет великая посмертная слава, что в 1757 году он будет причислен к лику святых, что четыре года спустя именем «новоявленного святого» будет названа крепость, заложенная на высоком донском берегу, а затем частица его сана станет именем города Ростова-на-Дону и все это, оказывается, даст основание нам, живущим в конце XX столетия, считать святого Димитрия покровителем нашего города, его ангелом.

     Как-то не укладывается в нынешнем праг­матическом размышлении: оказывается, и ангелов могут назначать? К тому же - произ­вольно, по воле случая? Не знаю. Хотите -верьте! Вольному воля!

Но вот уж чего вовсе не мог предвидеть Димитрий, так это споров, которые разго­рятся вокруг неожиданно возникнувшей идеи установить ему памятник в городе, о возникновении которого он не ведал.

Смею думать, что дискуссия, развернув­шаяся на страницах «Вечернего Ростова», уже сейчас дала некоторые результаты. Так, не возник впопыхах памятник, конкурс на него неоднократно продлевался. Сторонники уста­новления памятника вынуждены искать иные обоснования своего предложения, чем пре­жде. Слава Богу, святого Димитрия теперь никто не называет основателем нашего го­рода. Митрополит Ростовский не нуждается в услугах недобросовестных людей, припи­сывавших ему то, что он не мог совершить. Несколько по-иному об этом пишет теперь и Г.В. Нефедов - достаточно сравнить его публикации в прошлом году с письмом, которое опубликовано выше.

    А мысль о том, что, возможно, в первом, неупрощенном проекте ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы на одном из барельефов могла быть и фигура святи­теля Димитрия, кажется мне весьма продук­тивной: именно в этом вижу верный путь к увековечению в нашем городе памяти мит­рополита Ростовского.

      Напомню, о чем уже писал в «Вечернем Ростове».

   Я люблю и уважаю святого Димитрия, мит­рополита Ростовского. В течение многих лет собираю о нем документы, малейшие публи­кации, с глубоким интересом читаю все, со­чиненное им, что удается добыть - и вели­кое его творение «Четьи-Минеи» (к сожалению, попались не все тома), «Собрание нра­воучительных слов» и «Апологию для утоле­ния печали». С радостью смотрел в постановке нашего молодежного театра его «Рож­дественскую драму». Хотел и хочу написать о нем художественно-документальную повесть. Но для этого нужно понять великого челове­ка умом и сердцем. Что совсем нелегко...

   Димитрий любил свой Ростов Великий. Он завещал ростовцам, где бы они ни находились, куда бы ни переехали, заботиться о городе, «иначе не будет успеха в делах, и захиреет род ваш».

   Димитрий считал веру, надежду, любовь «первыми, и нужными добродетелями человека», подчеркивая: «Надежда есть доброде­тель, свыше влиянная, через которую... ожи­дается благая вечная жизнь»...

    Димитрий был бессребреником. Его до глу­бины души взволновало то, что из-за отсутствия средств могло закрыться известное ро­стовское училище. Он пишет жалобу на главу Монастырского приказа, «питающего нас». А сам, не ожидая решения, отдает училищу все свои сбережения, не оставив ничего даже на погребение - «чтобы алчущие злата не искали его в моих хранилищах».

    Все это я говорю для тех, кто мог бы поду­мать, что святой Димитрии мне не дорог, не интересен. Дескать, потому я пишу: памятник этому человеку в нашем городе не нужен.

      Да, повторяю - не нужен.

    Он был бы уместен в Киево-Печерской лав­ре, где Димитрий монашествовал, в Ростове Великом, где правил высокую службу, где скончался и где, как мы уже знаем, сам назначил себе могилу.

   А нам, жителям Ростова-на-Дону, - достаточ­но знать как можно больше об этом человеке (ежегодные Димитриевские чтения - хо­рошее тому подспорье) и помнить его дея­ния на благо России. Подтверждением тому мог бы стать скромный, изящный памятный знак (скажем, стела с барельефом) в Киров­ском сквере, на месте, где был в начале века посвященный святому Димитрию при­дел Покровской церкви...

Конечно, это всего одно из многих воз­можных предложений…

   В «Вечернем Ростове» уже публиковались предложения о создании в городе библиотеки имени святого Димитрия Ростовского, где была бы собрана религиозная литература всех конфессий, действующих у нас. Были и другие интересные предложения сделать па­мять об этом прекрасном человеке живой и действенной.

   Но для этого вовсе не нужны мрамор и бронза монумента, который будет стоить городу и горожанам миллиарды рублей. Им сейчас можно и нужно найти более эффективное применение. Чему, думаю, был бы рад и сам святитель Димитрий. Он был сто­ронником конкретных дел и очень огорчался отсутствием таковых. В одном из своих по­учений он говорил: «Сеятель не сеет, земля не приемлет; иереи не учат, а людие невежествуют...»

     Так не будем же огорчать великого святи­теля надуманностью и помпезностью своих решений, не будем искать столь простого выражения покаяния. Оно, если необходимо, должно быть в душах и делах, а не в том, что еще совсем недавно называлось очень точно - монументальной пропагандой.

2 октября 1997 года.
.