rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
КОМИССИЯ УТВЕРДИЛА ПРОЕКТ СТАТУИ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО. ОДОБРИЛ ЛИ ЕГО САМ СВЯТОЙ?

404Тихо, кулуарно, не сильно распространяясь о своем решении, участ­ники комитета по проведению конкурса на лучший проект памятника Димитрию Ростовскому выбрали победителя. Авторы лучшего, по мне­нию жюри, проекта - Владимир Беляков (зав. секцией скульптуры Союза художников) и архитектор Николай Гмыря. Перипетии и дискуссии во­круг установки памятника Димитрию Ростовскому длились без малого десять лет. Сейчас все силы брошены на то, чтобы бронзовая статуя святого (высота - под десять метров, из коих четыре с лишним метра занимает постамент и три с лишним метра сам Димитрий Ростовский) была установлена к двухсотпятидесятилетию города. «Мы будем рабо­тать по четырнадцать часов в сутки», - заявил в интервью N Владимир Беляков. Но почему-то вокруг святого до сих пор продолжаются какие-то неблагообразности, самая громкая из которых - обвинение авторов проекта-победителя в плагиате. А многие независимые искусствоведы, художники и просто люди, задумывающиеся об эстетике и художест­венных достоинствах памятников, украшающих город, и сейчас продол­жают думать, что проект-победитель отличается нарочитой напыщен­ностью и помпезностью. Если определять его стиль, то это самый что ни на есть социалистический реализм. В этом стиле раньше делали вождей пролетариата. Теперь, в конце двадцатого века, - святых. Воз­можно, это происходит потому, что авторы остались прежними и их цели сводятся не только к тому, чтобы сделать произведение искусства, но и чтобы получить хороший заказ.

КОНКУРС РАСТЯНУЛСЯ НА ТРИ ГОДА

А начиналось все с того, что в 1989 году архитектор Юрий Солнышкин на засе­дании научно-реставрацион­ного совета в Москве высту­пил с предложением воссо­здать колокольню и устано­вить памятник Димитрию Ростовскому на месте разру­шенного памятника Александ­ру II. Предложение было одобрено. Создается группа авторов - тогда еще пред­седатель Союза художников скульптор Анатолий Скнарин, художник Игорь Жуков и ар­хитектор Юрий Солнышкин. Они работают над проектом скульптуры, и их проект по­лучает благословение митро­полита Владимира.

18 марта 1996 года вышло постановление главы горадми­нистрации об установке памятни­ка святому Димитрию Ростовско­му. В июле уже было утвержде­но задание на проектирование. Но городская администрация по­лучает письмо от нового председателя Союза художников Геннадия Запечного об изменении места расположения памятника и о проведении конкурса. На двух листах стоят подписи ростовских художников и деятелей искусства о поддержке инициативы пред­седателя союза. Правда, потом многие будут отрицать, что под­писывались под этим письмом. Якобы им подсунули чистые лис­ты и попросили подписаться со­всем за другое. 6 сентября по­является распоряжение главы ад­министрации о конкурсе. Почему-то одним из членов жюри стано­вится самое заинтересованное в результатах конкурса лицо - Геннадий Запечный.

   Работа над скнаринским про­ектом приостанавливается. Три тура конкурса, который растянул­ся на три года, к определенно­му решению не привели. Общес­твенность и СМИ ведут дискус­сии о том, стоит ли вообще ус­танавливать памятник святому (главный аргумент - такая прак­тика не часто встречается в пра­вославии), не лучше ли устано­вить памятный знак, не слишком ли монументален и грандиозен памятник Димитрию Ростовскому, известному монашеским аскетич­ным образом жизни.

Никаких официальных решений, кроме постоянных продлений кон­курса, не появляется. К слову, в протоколе заседания комиссии по определению лучшего проекта памятника Димитрию Ростовско­му от 6 ноября 1996 года есть высказывания об исключении па­радности, помпезности и гранди­озности замысла проекта и о том, что ни одна из представленных на конкурс скульптур не отвечает высоким художественным требо­ваниям. После долгого затишья, когда многие и думать забыли о конкурсе (а место-то освящено, и три кирпича в основание буду­щей статуи отцами города и об­ласти заложено), в феврале сего года авторов спешно собирают снова, чтобы принять окончатель­ное решение.

Средства массовой информа­ции и общественность свидете­лями сего важнейшего во всей истории с конкурсом события не делают. Очевидно, чтобы спокой­ней было. На последнем этапе конкурса появляется скульптура, похожей на которую в предыду­щих турах не было. Ее авторы - Беляков и Гмыря - с учетом по­желаний Церкви кардинально из­менили свой предыдущий про­ект с идущим по полю монахом. Эта-то скульптура и занимает первое место по единогласному мнению жюри. Проект группы ав­торов идеи - Солныщкина, Скнарина и Жукова - занимает вто­рое место.

КРИТЕРИИ   ЖЮРИ

Иеромонах Амвросий, ответ­ственный редактор епархиальной газеты «Церковный вестник», в интервью N сказал, что авторы-победители создали требуемый образ подвижника, аскета, уче­ного, что в иконописи присут­ствует некое обобщение образов святых, и поэтому персональные черты были специально сглаже­ны. «В истории православия есть примеры установки памятников святым, к примеру, Георгию Победоносцу в Москве. Памятник Святому Димитрию будет свиде­тельствовать о том, что право­славная церковь сформировала сознание русского народа, что мы не иваны, не помнящие родства, и что православие на Руси возрождается», - сказал отец Амвросий в интервью корреспонденту N. Мнение светских властей пол­ностью схоже с мнением церкви. Юрий Балахнин, заместитель мэра города, считает, что данная фигура максимально приближена к требованиям православной цер­кви, а также отличается динами­кой, чего не было у других авто­ров. И только один член жюри - главный архитектор города Вени­амин Кравченко - считает, что более целесообразно было бы установить памятный знак. «Но к моему мнению никто не прислу­шивался», - сказал г-н Кравчен­ко в интервью N. Авторы проек­та-победителя также сообщили в интервью корреспонденту, что их предыдущий проект с идущим по полю монахом был существенно подкорректирован представителя­ми Епархии. Итак, критерии жюри основаны главным образом на пожеланиях Церкви, на них же ориентировались и авторы. Мо­жет, в таком случае следовало привлечь к созданию скульптуры церковного иконописца, который творил бы по церковным кано­нам. Тогда памятник был бы бо­лее одухотворенным и вызывал бы чувство благоговения. Но раз уж статую делают светские скуль­пторы и она будет стоять в свет­ском месте, хоть и перед Собо­ром, то, наверное, нужно как-то учитывать законы как современ­ного искусства, так и искусства вообще. Сплав же соцреалистической закалки авторов со стрем­лением церкви определить рам­ки и каноны привел к плачевно­му результату. На Соборной пло­щади может воцариться не свя­той, а бронзовое изваяние, да­вящее на людей своей массой.

ИСКУССТВОВЕДЫ   ПРОТИВ

Занявший второе место коллек­тив авторов (Скнарин, Солнышкин, Жуков) подал жалобу в на­циональное агентство по автор­ским и смежным правам о том, что победители просто скопиро­вали их проект. Комитет наличие контрфактности признал и соби­рается подавать иск в суд в со­ответствии со статьей 146 УК РФ и статьями 48-50 Закона РФ «Об авторском праве и смежных пра­вах» для привлечения виновных к гражданской и уголовной ответ­ственности. А значит, вокруг па­мятника неминуем громкий скан­дал, который может отвлечь от основного вопроса - художес­твенных достоинств памятника. Желая понять, есть ли они вооб­ще, а заодно и задать вопросы о возможном плагиате, коррес­пондент N обратился к старшему научному сотруднику музея изо­бразительных искусств искусство­веду Галине Долгушевой, старше­му хранителю музея искусствове­ду Ларисе Цымбаловой и славя­щемуся своей объективностью и независимостью известному ху­дожнику Вадиму Махницкому, участнику многих городских и региональных выставок, предста­вителю творческого объединения «Зеленый остров». Все три эк­сперта наличие плагиата не при­знали. По их единодушному мне­нию, впечатление похожести воз­никает благодаря тому, что авто­ры отталкивались от одних и тех же источников, от одной иконо­графии, от одних житий святых. А поскольку пожеланием церкви было установление фигуры свя­того в полный рост, то авторы попали в одну и ту же форму. Но сошлись собеседники коррес­пондента N не только во мнении об отсутствии плагиата. Галина Долгушева, которая, к слову, за­нимается иконографией Димит­рия Ростовского, утверждает, что ей не нравится ни проект-побе­дитель, ни проект Скнарина: «Ди­митрий Ростовский, по имею­щимся воспоминаниям, был ма­леньким, щупленьким человеком в очках. Ни один из двух пред­ставленных проектов не отвечает этому образу. К созданным скульптурам можно прикре­пить имя любого благооб­разного старца. Они слиш­ком обобщающи. И вообще, в православной традиции не принято ставить памятники святым. Мне кажется, хоро­шим выходом был бы памят­ный знак». А вот слова Вадима Махницкого: «С худо­жественной точки зрения ни проект Белякова, ни проект Скнарина не выдерживают критики. Это холодные и от­страненные изображения. Когда смотришь на них, чув­ствуешь, что у авторов не было яркого чувства необхо­димости создания этого па­мятника, нет энергии, кото­рая показывала бы, что свя­той должен выглядеть толь­ко так, и иначе быть не мо­жет. Это чистейший соцреа­лизм. Даже памятник Лени­ну возле парка Горького вы­полнен более талантливо. Что скажут наши потомки лет через пятьдесят - сто об этом соору­жении, созданном в конце двад­цатого века, без всяких призна­ков современного стиля? Мы не успели забыть то время, когда навязчивая потребность создавать в той же стилистике памятники новым героям. У нас отсутствует собственная идеология, не выра­ботан новый художественный стиль, а сами памятники создают люди, которые творили в советс­кое время. И они бьются не над эстетической и художественной задачами, а над тем, чтобы по­лучить заказ. Для постановки па­мятника должна создаться благо­приятная ситуация, городская об­щественность должна этого захо­теть. Идеальный пример из про­шлого Ростова - памятник Екате­рине в Нахичевани от благодар­ных армян. Сейчас нужно зани­маться благоустройством города, культурно облагораживать город­скую среду. В нынешнем небла­гоустроенном городе ставить па­мятники просто неактуально».

МОЖЕТ, НЕ   СТОИТ   СПЕШИТЬ?

То, что памятники похожи, как близнецы-братья, скорее всего, объясняется не плагиатом, а отно­шением авторов к своей работе. Авторы просто стремились учесть все пожелания жюри. Потому и святой в их изображении чувства благоговения не вызывает.

Сумму, которая пойдет на со­здание памятника, авторы и жюри тщательно скрывают. О том, что она получится космической, сви­детельствует уже тот факт, что памятник в два человеческих ро­ста будет вылит из бронзы. Это вполне соответствует купеческому размаху нашего города. К счастью, ни одна копейка из бюджета не будет потрачена. Как сообщил корреспонденту N скульптор Бе­ляков, к финансированию проекта будут активно привлекаться ком­мерческие структуры. Но что зна­ют коммерсанты об этом проек­те? Правда, администрация может просто порекомендовать им фи­нансировать проект, и они этой рекомендации последуют.

Но не обернется ли грандиоз­нейший и благородный по замыс­лу проект грандиознейшим же провалом? Не будут ли со сты­дом верующие люди взирать на громадного бронзового святите­ля, в облике которого не будет ничего от святого? «Город N», как и многие ростовчане, считал и считает, что памятник должен быть скромным и благообразным. Лучше, если бы все же это был памятный знак. Может, еще есть время, членам жюри приостано­вить установку монумента и при­влечь к работе комиссии пред­ставителей широкой обществен­ности, уважаемых и независимых искусствоведов. Святым, как из­вестно, присущи скромность и ас­кетизм. Думается, что если и мы последуем их примеру в созда­нии памятника, то действительно совершим благое дело. Можно с большой долей уверенности предположить, что подобный под­ход одобрил бы и сам Святой Димитрий.

Дискуссии и битвы вокруг па­мятника очень точно отражают наше нынешнее состояние. Будет обидно, если именно это состоя­ние мы отольем в бронзе.

«Город N» 31  марта - б апреля 1999 г.
15 апреля 1999г., ВР.
.