КОМУ ПАМЯТНИК - СВЯТОМУ ДИМИТРИЮ ИЛИ «КАТЬКЕ»?
Позволим себе короткое самоцитирование. В недавней публикации «Вечернего Ростова» о том, что ростовской городской администрацией объявлен конкурс на лучший проект памятника святому Димитрию Ростовскому, говорилось: «Теперь очень важно, чтобы эта задача не обернулась вновь шуткой, насмешкой по отношению к тем, кто всерьез поверил: в Ростове отныне и навсегда вопросы, касающиеся всех горожан, будут решаться всенародно, а значит честно и открыто». («Памятник Димитрию Ростовскому», 17 сентября).
Теперь, когда пришло время подводить некоторые итоги этого конкурса, мы вынуждены признать - оправдались наши опасения...
Опустим тот факт, что сроки, предложенные конкурсантам, были назначены, до смешного короткие (две недели). Закроем глаза и на то, что соискателям не были предложены (как это принято делать) денежные премии или хотя бы звания дипломантов.
Допустим, произошло подобное по неопытности. По незнанию. По забывчивости... Но если так, то хотелось бы напомнить вновь: сооружение в городе памятника вообще - кому бы и чему бы то ни было -дело ответственное! Этого же - посвященного святому, да еще именем которого назван наш город - особенно.
Ведь, согласитесь, во многом мы идем на риск, задумывая осуществить этот проект на одной из главных площадей Ростова. В среде творческой интеллигенции города скопилось множество аргументов ПРОТИВ сооружения этого памятника. Большинство из них достойны того, чтобы стать достоянием гласности. Перечислим некоторые:
- Не зря же переулок, ведущий к храму Рождества Пресвятой Богородицы, назвали Соборным. Он, если идти от Большой Садовой, ведет нас к храму, но никак не к памятнику. Он встанет на пути...
- По канонам православной церкви, памятники святым не ставят. Это скорее в традициях западноевропейской церкви.
- Нельзя занимать под новую скульптуру место, на котором стоял уже однажды памятник другому человеку - в данном случае Александру II. Ошибочно это. Нехорошо. Ведь если один признан святым, то другой вошел в историю нашего народа как не винно убиенный.
- При всем уважении к святому Димитрию Ростовскому следует напомнить: он жизнью своей не был связан с нашим городом.
И прочее, и тому подобное...
Но оставим эти разговоры. Что сделано - то сделано. Выделено (и даже освящено) место под будущий памятник. Наша обязанность сейчас - «семижды семь раз отмерить», прежде чем однажды «отрезать» - отдать предпочтение кому-либо из соискателей. И тут вновь как не вспомнить о тех нестыковках, неувязках, что выявил конкурс!..
Что скрывать - авторство одного из 17 предложенных изначально конкурсных вариантов было хорошо и давно известно. Он принадлежал скульптору А. Скнарину, недавно исключенному из членов Союза художников России. За, как сказано в постановлении, «нанесение имущественного ущерба Союзу и его предприятию «Донской художественный фонд»...
Сейчас в Союзе идет жестокая борьба. А.А. Скнарин через суды оспаривает справедливость и правомочность действий своих коллег.
Однако нам приходится констатировать: вспыхнувший в мае нынешнего года «костер» - это лишь следствие того, что тлело и зрело уже давно в недрах художественных и архитектурных кругов Ростова.
Редакция «Вечернего Ростова» располагает копиями протоколов, писем, статей прошлых лет, в которых ростовские скульпторы тщетно пытались предупредить общественность города о тех «методах», с помощью которых в городе сооружались некоторые памятники. К примеру, «Стачка 1902 года» (автор скульптурной группы - все тот же А. Скнарин).
Но вернемся к памятнику святому Димитрию Ростовскому. В оценках, что прозвучали в октябре вДонской государственной публичной библиотеке во время спонтанно возникшего обсуждения представленных на конкурс проектов памятника святому Димитрию Ростовскому, было высказано много справедливых замечаний. В частности, говорилось о той вычурности и помпезности, что заложены впроекте Скнарина и что не подобают облику монаха-просветителя, коим был митрополит Димитрий Ростовский.
Не случайно же один из ростовских архитекторов невольно воскликнул, увидев проект Скнарина:
- Ну Катька, чистая Катька!..
(Имеется в виду памятник императрице Екатерине II, что стоял некогда на месте нынешнего памятника Карлу Марксу.)
А ведь действительно - макет этот чем-то неуловимо напоминает те скульптуры, что ставили в конце прошлого - начале нынешнего столетия в Ростове и в других крупных российских городах вчесть их императорских величеств!
Будто и не было этого сурового, часто доводящего до первобытного варварства «опыта» разрушения духовных и материальных ценностей нашего народа партдеятелями советской поры... Будто памятник этот ставится не вконце нашего, во многом трагического, столетия...
Да и вообще - неужели мы вновь хотим соорудить в городе нечто такое, чему острые на язык ростовчане придумают, как бывало, прозвище? Ведь есть же у нас «Самое большое копыто Ростова», есть «Два подвыпивших «тормозят» такси», есть, наконец, просто - «Каменные гости»...
И нет вины горожан в том, что скульптуры эти вызывают у них подобные ассоциации...
Но, смирившись однажды с одними (что и говорить, весьма спорными сооружениями), позволительно ли вновь необдуманно воздвигать другие?
Тем более что речь идет о памятнике святому, давшему имя нашему городу!
В заключение хотелось бы привести слова одной мудрой ростовчанки:
- В администрации города не скрывают того, что памятник обойдется налогоплательщикам в два с половиной миллиарда рублей. (Для сравнения - на ремонт крыши областного музея краеведения требуется около девяти миллионов рублей. Их у музея нет. - Н.М.). Известно нам и то, что Скнарин уже начал лепить свой вариант памятника в натуральную величину. Понятно, что это заказ.
Но чей? Церкви? Вряд ли. Священники заняты заботами своей паствы, им не до мирских дел. Города? Но тогда почему у нас - горожан - не спросят, каким мы хотим видеть памятник, который должен стать символом Ростова?
Почему бы не опубликовать в наиболее читаемой городской газете - в «Вечернем Ростове», к примеру, - проекты всех соискателей, представивших свои работы на конкурс?
Действительно - почему бы не опубликовать?
Это избавит многих чиновников Ростова от ненужных подозрений внеобъективности и ангажированности...
25 октября 1996г., ВР.
|