ПАМЯТНИК СВЯТОМУ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ: КАКАЯ СВЯТОСТЬ БЕЗ ГЛАСНОСТИ?
КАК УЖЕ СООБЩАЛ «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ», В НАШЕМ ГОРОДЕ ПРОВОДИТСЯ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ.
Итоги конкурса должны были быть подведены 10 октября. Однако в силу того, что комиссия не смогла в объявленный день вынести окончательного решения, конкурс был продлен до 5 ноября. Из семнадцати предложенных к первому туру работ были допущены во второй только две.
Это, так сказать, фактическая сторона дела. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. В среде творческой интеллигенции города накопились претензии как к самому конкурсу, так и к форме его проведения.
Полагаем, что в любом деле общегородского масштаба должна быть предельная ясность. В этом же - особенно. Ведь речь идет о памятнике не просто великому гражданину России, а святому, давшему имя нашему городу!
Вот отчего «Вечерний Ростов» счел возможным предоставить право высказать свое мнение о том, как проводится в городе конкурс на памятник святому Димитрию Ростовскому, ростовским художникам.
КОНКУРС БЕЗ ГЛАСНОСТИ - ПСЕВДОКОНКУРС?
По моему мнению, не власти города, а ее общественность - историки, архитекторы, художники - должна решать, каким образом увековечивать в Ростове память о преподобном митрополите Димитрии Ростовском, именем которого был наречен наш город.
Необходимо было выработать конкретное проектное задание, включающее архитектурные идейные аспекты, канонические религиозные нормы, коль памятник решено поставить перед собором, а потом уже объявить конкурс.
Вот тогда бы нашлись действительно интересные решения, были бы выявлены лучшие авторы оригинальных проектов и идей. Наконец, это было бы справедливо. Ведь каждому хочется участвовать в таком ответственном предприятии.
На деле же все получилось не так. Вновь, как прежде в советское время, поручается работа над проектом — замыслом администрации города (и области) - художнику А. Скнарину. Параллельно власти обязуют музей краеведения приобрести макет этого проекта, заплатив за него автору.
И только после всего объявляется конкурс. Да и то под напором общественности, по настоянию Союза художников. Причем конкурс проводится без материального стимула авторов, без премий, а главное - за небывалый доселе короткий срок - 20 дней.
Однако на конкурс было все-таки представлено 17 вариантов памятника, где были выдвинуты новые, в альтернативу скнаринскому, решения.
Нас, художников Ростова, возмущает то, что А. Скнарин, будучи председателем ростовской организации Союза художников России, умолчал перед коллегами овозможности проведения проектных работ над памятником Димитрию Ростовскому. Ведь ему первому стало известно о желании властей города соорудить его в Ростове. Таким образом, только у одного художника было достаточно времени и средств, чтобы поработать над проектом. Однако к сожалению, проект его не отличается оригинальностью: примерно такие памятники были и в царской России, и в СССР. В нем не отражена историческая сущность личности. Он холодно-помпезен.
Вопреки всем и всему кампания по проведению конкурса зачитала протокол решения, где выбран именно проект Скнарина. А для проформы - еще одного автора. Проект такого же примерно содержания.
Объявлено было о проведении еще одного конкурса с участием только двух этих проектов.
Общественного обсуждения конкурсных работ не было, несмотря на то, что его очень ждали собравшиеся в день подведения итогов историки, работники музеев, архитекторы, писатели, корреспонденты и мы - ростовские скульпторы.
Все это и побудило меня обратиться в редакцию уважаемой в нашем городе газеты «Вечерний Ростов». Пусть она оповестит о ситуации городские власти, в том числе и управление культуры. Нельзя обходить вниманием мнение общественности. Конкурсные проекты следовало обсуждать гласно! Иначе происшедшее можно назвать псевдоконкурсом...
А. ХАРЬКОВ.
Член Союза художников России, дипломант нескольких всесоюзных и международных конкурсов, автор композиции «Донские жеребята» - подарка Ростова породненному городу Дортмунду (ФРГ).
А ЕСЛИ БЕЗ ПОМПЕЗНОСТИ И ЧЕСТНО...
Полагая, что конкурс на памятник святителю Димитрию Ростовскому - единственно верный путь для выявления максимально правильного замысла будущего произведения, я в числе семнадцати претендентов принял участие в нем.
В назначенное время собрались для обсуждения эскизов-проектов памятника святителю Димитрию Ростовскому искусствоведы, архитекторы, художники, краеведы, писатели. Однако, очевидно, обсуждение ответственным за проведение конкурса было нежелательным.
К нам, ожидавшим начала беседы более двух часов, вышел начальник городского управления культуры В.Н. Епифановский и прочитал протокол комиссии. На вопрос «Почему не было обсуждения?» последовал ответ: «Оно нам не нужно»...
Так были исключены из процесса обсуждения и конкурса пятнадцать проектов-эскизов будущего памятника святителю Димитрию Ростовскому.
Таким образом, был «за уши» вытянут ко второму туру эскиз, противоречащий традиционным изображениям святых в русском зодчестве и. в Православной Церкви. Между тем среди отвергнутых были работы, решавшие заданную тему минимальными средствами, без помпезности и излишеств, не требующие колоссальных затрат (что немаловажно в нашем нынешнем бедственном финансовом положении).
Надеюсь, что власти города найдут правильное решение этого вопроса, чем помогут ростовским художникам создать в нашем городе высокохудожественное произведение.
Прошу поддержки газеты в организации объективного открытого обсуждения всех вариантов эскизов с привлечением специалистов и общественности.
В. БАТЯЙ.
Член Союза художников России, участник Великой Отечественной войны, автор серии памятников погибшим советским воинам.
24 октября 1996г., ВР.
|