ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ - ИЛИ СЕБЕ?
Каким быть памятнику святому Димитрию Ростовскому? - этот вопрос, заданный «Вечерним Ростовом», вызвал взволнованные отклики ростовчан. Некоторые письма уже опубликованы в газете, но они все идут и идут. Разговор еще не закончен...
Еще шесть лет назад злополучная модель, сделанная, как и все, что исполнял ее автор - блестяще и эффектно, «на заказ», - была отвергнута научным советом областного музея краеведения, не нашедшим в ней ни художественной, ни исторической ценности.
Модель памятника святому Димитрию Ростовскому была сработана столь поверхностно, формально, что по содержанию и даже в трактовке лица походила более на автора, чем на подлинную историческую личность, чьи иконописные изображения широко известны. Имперское величие гипсового колосса было под стать предшествующим скульптурным героям А.А.. Скнарина.
Нет у святых, в отличие от деятелей при культуре и государстве, ни гордыни, ни велеречивости, ни властности. Есть только вечная молитва - сердечная, некорыстная, святая. «От похвальбы происходит возношение, от возношения - падение, а падение есть от Бога отлучение», - так писал в «Азбуке духовной» святой Димитрий.
Подумать бы об этом Скнарину, да и пересмотреть свой путь. Что оставил потомкам? На самых высоких пьедесталах - самые твердые и нерушимые (да нет, природа уже их разрушает) идеалы революции, прозванные после столичных фельетонов «каменными гостями». А чем «Преемственность поколений» на площади Стачки не «каменный гость»? Грозен и груб ее черный силуэт, нависший над городом.
Кстати, низкий профессиональный уровень, художественность скнаринских изваяний отмечал в своем решении художественный экспертный совет Худфонда РСФСР, требуя остановить работы по сооружению монументов Скнарина. И все же они были возведены. Как и ныне - по настоянию городских властей.
Не остановить рвущегося к «великому» как в теме, так и в масштабах ваятеля!
Пришло новое время, души людей обратились к церкви, ее святым примерам. Для тех, кто разделял и властвовал в Союзе художников, пришло время реанимировать мертворожденный образ, улучшить, доработать, исправить детали. Осталась та же композиция - ложный пафос многометрового истукана, на высочайшем «ракетном» постаменте. Монумент привязан точнехонько к месту, где находился памятник царю-мученику Александру II, стоявшему в молении у кафедрального собора. И снова - одобрение городских властей и руководства культуры Ростова, и снова модель навязывается на закупку открещивающемуся от нее музею краеведения.
Ну а если культурная общественность требует проведения конкурса на лучшее решение памятника - он устраивается, как в сказке: «исполнить модель скульптуры святому покровителю города за две недели». Без участия деятелей культуры, науки, верующих, священников, не слушая всех, кто успел высказаться в прессе, по телевидению, в книге отзывов, экспертная административная комиссия отметает всех участников, кроме Скнарина и столичного автора.
Вероятно, две неделивсемостальным, кроме А.А. Скнарина, семнадцати участникам конкурса были даны для проформы, как статистам в уже написанной пьесе, где давно решен хозяйственный, но не духовный вопрос о памятнике святому.
Да и успел ли кто из авторов прочесть за этот срок хоть один из томов св. Димитрия? Или пережить духовное содержание его жизни, чтобы взяться за святое дело помолясь, благословясь, трепещущими руками? А зачем? Ведь он казак был - Туптало - запорожский! Вот мы казака и изобразили! Сильного, могучего! Со всеми подробностями святого облачения!
Вот на этом и нужно ставить точку. Ищите святого во всех величественных изваяниях - не найдете. Не было на русской земле помпезного митрополита-императора в те времена. И не потребовал бы он никогда себе памятник за два миллиарда, и не потеснил бы царя-мученика с его исторического исконного места у собора: «Зачем мне памятник, други мои! Памятник мой - книги и молитвы и недописанные рукописи в нетленном гробе. А памятники - их пусть католики себе ставят. В Ватикане...»
С. ВАСИЛЬЕВ - скульптор,
Я. ЗАНИС - архитектор.
4 ноября 1996г. ВР.
|