rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ - ИЛИ СЕБЕ?

    Каким быть памятнику святому Димитрию Ростовско­му? - этот вопрос, заданный «Вечерним Ростовом», вызвал взволнованные отклики ростовчан. Некоторые письма уже опубликованы в газете, но они все идут и идут. Разговор еще не закончен...

       Еще шесть лет назад злопо­лучная модель, сделанная, как и все, что исполнял ее автор - блестяще и эффектно, «на за­каз», - была отвергнута науч­ным советом областного музея краеведения, не нашедшим в ней ни художественной, ни ис­торической ценности.

      Модель памятника святому Димитрию Ростовскому была сработана столь поверхностно, формально, что по содержанию и даже в трактовке лица похо­дила более на автора, чем на подлинную историческую лич­ность, чьи иконописные изобра­жения широко известны. Импер­ское величие гипсового колос­са было под стать предшествующим скульптурным героям А.А.. Скнарина.

     Нет у святых, в отличие от деятелей при культуре и госу­дарстве, ни гордыни, ни велеречивости, ни властности. Есть только вечная молитва - сер­дечная, некорыстная, святая. «От похвальбы происходит воз­ношение, от возношения - па­дение, а падение есть от Бога отлучение», - так писал в «Азбуке духовной» святой Димитрий.

Подумать бы об этом Скнарину, да и пересмот­реть свой путь. Что оста­вил потомкам? На самых высоких пьедесталах - са­мые твердые и неруши­мые (да нет, природа уже их разрушает) идеалы ре­волюции, прозванные пос­ле столичных фельетонов «каменными гостями». А чем «Преемственность по­колений»  на площади Стачки  не  «каменный гость»? Грозен и груб ее черный силуэт, нависший над городом.

    Кстати, низкий профес­сиональный уровень, художес­твенность скнаринских изваяний отмечал в своем решении ху­дожественный экспертный совет Худфонда РСФСР, требуя оста­новить работы по сооружению монументов Скнарина. И все же они были возведены. Как и ныне - по настоянию городс­ких властей.

      Не остановить рвущегося к «великому» как в теме, так и в масштабах ваятеля!

   Пришло новое время, души людей обратились к церкви, ее святым примерам. Для тех, кто разделял и властвовал в Союзе художников, пришло время ре­анимировать мертворожденный образ, улучшить, доработать, исправить детали. Осталась та же композиция - лож­ный пафос многометрово­го истукана, на высочай­шем «ракетном» постамен­те. Монумент привязан точнехонько к месту, где находился памятник царю-мученику Александру II, стоявшему в молении у кафедрального собора. И снова - одобрение город­ских властей и руководст­ва культуры Ростова, и снова модель навязывает­ся на закупку открещива­ющемуся от нее музею краеведения.

    Ну а если культурная общественность требует проведения конкурса на лучшее решение памятника - он устраивается, как в сказке: «исполнить мо­дель скульптуры святому  покровителю города за две недели». Без участия деятелей культуры, науки, верующих, священников, не слушая всех, кто успел высказаться в прессе, по телевидению, в кни­ге отзывов, экспертная адми­нистративная комиссия отмета­ет всех участников, кроме Скнарина и столичного автора.

Вероятно, две неделивсемостальным, кроме А.А. Скнарина, семнадцати участникам кон­курса были даны для профор­мы, как статистам в уже напи­санной пьесе, где давно решен хозяйственный, но не духовный вопрос о памятнике святому.

     Да и успел ли кто из авторов прочесть за этот срок хоть один из томов св. Димитрия? Или пе­режить духовное содержание его жизни, чтобы взяться за святое дело помолясь, благословясь, трепещущими руками? А зачем? Ведь он казак был - Туптало - запорожский! Вот мы казака и изобразили! Сильного, могучего! Со всеми подробнос­тями святого облачения!

     Вот на этом и нужно ставить точку. Ищите святого во всех величественных изваяниях - не найдете. Не было на русской земле помпезного митрополита-императора в те времена. И не потребовал бы он никогда себе памятник за два миллиарда, и не потеснил бы царя-мученика с его исторического исконного места у собора: «Зачем мне па­мятник, други мои! Памятник мой - книги и молитвы и недо­писанные рукописи в нетленном гробе. А памятники - их пусть католики себе ставят. В Вати­кане...»

С. ВАСИЛЬЕВ - скульптор,
   Я. ЗАНИС - архитектор.
4 ноября 1996г. ВР.
.