rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
ПАМЯТНИК ЛОМАЕТ КАНОНЫ. МОЖЕТ - ЭТО ХОРОШО?

404С большим вниманием ознакомился с открытым письмом, опуб­ликованным в «Вечернем Ростове» относительно объявленного в городе конкурса на памятник святому Димитрию Ростовскому. Его подписало необычайно большое количество человек (147).

Точка зрения уважаемых и авторитетных людей заслуживает внимания и детального изучения. Однако хотелось бы предло­жить иной взгляд, иную логику на вопросы, поднимаемые в «Вечернем Ростове» относительно памятника.

Коротко моя позиция состоит в следующем: эту скульптуру необходимо возвести на площа­ди у собора Рождества Пресвя­той Богородицы, тем самым ма­териализовав символ общего­родской консолидирующей идеи.

Позиция же авторов открыто­го письма, по моему мнению, носит односторонний характер. Она отражает мнение верующих людей, находящихся в лоне Рус­ской Православной Церкви, при­чем радикального крыла церков­ной общественности. Например, тезис о «ереси католицизма». Ведь он является специфичес­ким религиозным вопросом.

Между тем возведение памят­ника святому Димитрию Ростов­скому имеет огромный совре­менный смысл. Он, по сути, должен олицетворять явление это­го святого в нашу сегодняшнюю жизнь. Святой Димитрий имеет полное право спросить сегодня у нас: во что мы верим, куда идем, как строим Россию? Словом, за­дать те же вопросы, какие он за­давал и при жизни своим совре­менникам.

Позиция авторов письма носит в целом ретроспективный харак­тер. В советский период мы жили светлым будущим, сейчас нас ориентируют на догматы прошло­го. Наверное, для того, чтобы не оставалось времени заниматься настоящим.

Мне же кажется, что сооружение памятника святому Димитрию Ростов­скому носит более светский, чем ре­лигиозный характер. Это следует из замысла устроителей конкурса: мо­нумент будет сооружен в центре го­рода на деньги всех горожан. Поэто­му он обязан отражать и символизи­ровать единение и покровительство всех жителей Ростова. Тем более, что русской культуре более присуща идея объединения, сотрудничества, мир­ного уважительного отношения к лю­дям и природе, чем концепция раз­деления на отдельные народы, груп­пы, партии и так далее.

Вспомним наш любимый город: сколько скульптур украшает Ростов, радует глаз и сердце, а не занимает «место» в городской среде? Их еди­ницы!

Если же начинать с отрицания, то вполне возможно, что нам «светит» невеселая перспектива: ростовчане не получат ни памят­ника святому Димитрию Ростов­скому, ни памятника Александ­ру II, который стоял прежде на Соборной площади. В память о нас потомкам останутся лишь склоки и недовольства.

Памятник позволит превратить отрезок городского пространства, насыщенного движением тран­спорта, людской суетой, в орга­низованный. Это шанс для дан­ного места города стать архитек­турным комплексом.

Авторы письма, делая акцент на знаменитости скульптора М.О. Микешина, как бы намекают, что в Ростове нет способных ху­дожников, которым по силам за­дача конкурса. Это утверждение по крайней мере парадоксально, ибо его подписывали сами же ростов­ские скульпторы и художники.

История архитектуры отмечает, что гениальность художника оп­ределяется тем, как он (в отли­чие от большинства людей) ви­дит пути преодоления сложив­шихся стереотипов. Хрестоматийны примеры с возведением Эйфелевой   башни   и   Центра   ис­кусств имени Ж. Помпиду в Па­риже, оперного театра в Сиднее, мемориала на Поклонной горе в Москве.  А  ведь  и там  вначале общественность вставала на за­щиту традиций.   Позднее  эти объекты  становились  местом паломничества туристов, визит­ной карточкой города. Поэтому не существенней ли определить качество проектов, а не искать традиционные  формы.   Нельзя также всерьез отрицать влия­ние западной цивилизации на Россию.

Справедливое утверждение о том, что «нельзя допустить совер­шения еще одной исторической ошибки», в контексте письма вы­глядит скорее как психологическая установка читателям газеты, фор­мирующая до выставки негативное отношение к многотрудной работе ростовских художников (на второй тур было представлено более 20 работ), чем как обращение к руко­водству области и города. Авторс­кие коллективы, между прочим, ре­шили делом, участвуя в конкурсе, а не словами высказать свое отно­шение к сложной и неоднозначной теме. Конкурс для того и проводит­ся, чтобы не прошли «величествен­ные колоссы», но были поощрены ху­дожественно ценные работы, внося­щие вклад в культуру Ростова на ру­беже тысячелетий.

Предлагаю перевести обсужде­ние из области политики, разде­ляющей ростовчан, в сферу ар­хитектурно-художественную.

Мне хотелось бы узнать мне­ние творческой интеллигенции по таким вопросам: может ли истин­ный художник представлять на суд жюри 5-7 работ одновременно, отражает ли высокий творческий потенциал авторов представление на три тура конкурса одной и той же работы без изменения, пра­вомерно ли рассматривать рабо­ты, выполненные наперекор усло­виям конкурса?

В заключение приглашаю всех ростовчан посетить выставку кон­курсных проектов, которую наме­чено открыть в ближайшее время в павильоне, что на Береговой. Судьбу памятника святому Димит­рию Ростовскому должны решать мы сами - горожане.

В. МОЛЧАНОВ. Зав. кафедрой архитектуры жилых и общественных зда­ний Ростовского государствен­ного архитектурного института, кандидат архитектуры.
31 июля 1997г., ВР.
.