ПАМЯТНИК ЛОМАЕТ КАНОНЫ. МОЖЕТ - ЭТО ХОРОШО?
С большим вниманием ознакомился с открытым письмом, опубликованным в «Вечернем Ростове» относительно объявленного в городе конкурса на памятник святому Димитрию Ростовскому. Его подписало необычайно большое количество человек (147).
Точка зрения уважаемых и авторитетных людей заслуживает внимания и детального изучения. Однако хотелось бы предложить иной взгляд, иную логику на вопросы, поднимаемые в «Вечернем Ростове» относительно памятника.
Коротко моя позиция состоит в следующем: эту скульптуру необходимо возвести на площади у собора Рождества Пресвятой Богородицы, тем самым материализовав символ общегородской консолидирующей идеи.
Позиция же авторов открытого письма, по моему мнению, носит односторонний характер. Она отражает мнение верующих людей, находящихся в лоне Русской Православной Церкви, причем радикального крыла церковной общественности. Например, тезис о «ереси католицизма». Ведь он является специфическим религиозным вопросом.
Между тем возведение памятника святому Димитрию Ростовскому имеет огромный современный смысл. Он, по сути, должен олицетворять явление этого святого в нашу сегодняшнюю жизнь. Святой Димитрий имеет полное право спросить сегодня у нас: во что мы верим, куда идем, как строим Россию? Словом, задать те же вопросы, какие он задавал и при жизни своим современникам.
Позиция авторов письма носит в целом ретроспективный характер. В советский период мы жили светлым будущим, сейчас нас ориентируют на догматы прошлого. Наверное, для того, чтобы не оставалось времени заниматься настоящим.
Мне же кажется, что сооружение памятника святому Димитрию Ростовскому носит более светский, чем религиозный характер. Это следует из замысла устроителей конкурса: монумент будет сооружен в центре города на деньги всех горожан. Поэтому он обязан отражать и символизировать единение и покровительство всех жителей Ростова. Тем более, что русской культуре более присуща идея объединения, сотрудничества, мирного уважительного отношения к людям и природе, чем концепция разделения на отдельные народы, группы, партии и так далее.
Вспомним наш любимый город: сколько скульптур украшает Ростов, радует глаз и сердце, а не занимает «место» в городской среде? Их единицы!
Если же начинать с отрицания, то вполне возможно, что нам «светит» невеселая перспектива: ростовчане не получат ни памятника святому Димитрию Ростовскому, ни памятника Александру II, который стоял прежде на Соборной площади. В память о нас потомкам останутся лишь склоки и недовольства.
Памятник позволит превратить отрезок городского пространства, насыщенного движением транспорта, людской суетой, в организованный. Это шанс для данного места города стать архитектурным комплексом.
Авторы письма, делая акцент на знаменитости скульптора М.О. Микешина, как бы намекают, что в Ростове нет способных художников, которым по силам задача конкурса. Это утверждение по крайней мере парадоксально, ибо его подписывали сами же ростовские скульпторы и художники.
История архитектуры отмечает, что гениальность художника определяется тем, как он (в отличие от большинства людей) видит пути преодоления сложившихся стереотипов. Хрестоматийны примеры с возведением Эйфелевой башни и Центра искусств имени Ж. Помпиду в Париже, оперного театра в Сиднее, мемориала на Поклонной горе в Москве. А ведь и там вначале общественность вставала на защиту традиций. Позднее эти объекты становились местом паломничества туристов, визитной карточкой города. Поэтому не существенней ли определить качество проектов, а не искать традиционные формы. Нельзя также всерьез отрицать влияние западной цивилизации на Россию.
Справедливое утверждение о том, что «нельзя допустить совершения еще одной исторической ошибки», в контексте письма выглядит скорее как психологическая установка читателям газеты, формирующая до выставки негативное отношение к многотрудной работе ростовских художников (на второй тур было представлено более 20 работ), чем как обращение к руководству области и города. Авторские коллективы, между прочим, решили делом, участвуя в конкурсе, а не словами высказать свое отношение к сложной и неоднозначной теме. Конкурс для того и проводится, чтобы не прошли «величественные колоссы», но были поощрены художественно ценные работы, вносящие вклад в культуру Ростова на рубеже тысячелетий.
Предлагаю перевести обсуждение из области политики, разделяющей ростовчан, в сферу архитектурно-художественную.
Мне хотелось бы узнать мнение творческой интеллигенции по таким вопросам: может ли истинный художник представлять на суд жюри 5-7 работ одновременно, отражает ли высокий творческий потенциал авторов представление на три тура конкурса одной и той же работы без изменения, правомерно ли рассматривать работы, выполненные наперекор условиям конкурса?
В заключение приглашаю всех ростовчан посетить выставку конкурсных проектов, которую намечено открыть в ближайшее время в павильоне, что на Береговой. Судьбу памятника святому Димитрию Ростовскому должны решать мы сами - горожане.
В. МОЛЧАНОВ. Зав. кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий Ростовского государственного архитектурного института, кандидат архитектуры.
31 июля 1997г., ВР.
|