Рождество
В Евангелии не указана точная дата рождения Христа. Не указано даже время года, и, судя по тому, что в евангельском повествовании говорится о пастухах, пасущих ночное стадо, можно подумать, что событие это произошло летом. Отсюда вопрос: откуда и как возникла христианская дата Рождества - 25 декабря (церковный стиль)?
Дело в том, что одновременно с распространением в начале нашей эры христианства, происходило в греко-римском мире столь же быстрое распространение последней большой языческой религии, культа солнца. В 70-х годах III века римский император Аврелиан сделал даже ту религию солнца официальной религиией всей Римской империи. Она прославляла солнце как источник жизни и потому - как высшую божественную силу. Это было обожествление природы, природных живоносных сил. Главным же праздником религии солнца были дни декабря, когда после наибольшего отдаления земли от солнца снова начинается наше приближение к нему, и, соответственно - возрастание тепла и света, приближение к весеннему воскресению природы и торжеству жизни над зимним умиранием. Астрономических законов вращения земли вокруг солнца, конечно, не знали люди той эпохи. Для них эта победа света над тьмой, это воскресение природы - было божественным чудом. А в центре чуда - солнце - источник света, источник жизни. Культ солнца и стал последней великой религией приговоренного уже к смерти язычества, а праздник зимнего солнцестояния в декабре - последним большим языческим праздником. Поэтому именно этот культ был для христианства главным противником и соперником, именно он дал христианству последний бой.
В начале IV века римский император Константин, сам бывший сначала солнцепоклонником, обратился в христианство. Кончилась эпоха гонений, христианская Церковь получила возможность открыто и беспрепятственно устраивать свою жизнь, строить храмы и, главное, проповедовать свою веру. По вычислениям историков, в момент обращения Константина в христианство христиане составляли не больше 10 процентов всего населения империи, причем принадлежали они почти целиком к городскому населению. Слой земледельческий был почти не затронут христианством. И стало необходимым проповедовать о Христе как о Спасителе, донести до этих 90 процентов, обратить их в новую веру. А для этого нужно было победить язычество, и не внешними, принудительными мерами, а изнутри, т.е. явив человеку не только превосходство христианства над язычеством, но и заключенную в нем универсальную и спасительную истину.
Главным методом обращения и стало использование христианами самих языческих верований, их как бы "сублимации", очищение и наполнение христианским смыслом. В декабре язычники праздновали рождество солнца, и вот в этот день стали христиане праздновать рождество Иисуса Христа, праздновать его как рождение подлинного, духовного солнца, вхождение в мир подлинного, духовного света... Ведь вот даже и сейчас в день рождества Христова в главном песнопении этого праздника мы слышим: "Рождество Твое Христе, Боже наш, воссиял миру свет разума... научил нас кланяться Тебе, Солнцу правды..." Как видим, христианство приняло привычную для язычников, для всей дохристианской культуры тему солнца как света и жизни. "Вы верите в солнце, - как бы скзала Церковь миру, но ведь само это природное, физическое солнце - символ, отблеск, орудие другого, высшего, духовного, Божественного солнца - и в нем жизнь, свет, победа... Вы прославляете рождение солнца физического, мы зовем вас от физического, видимого возвести ваш ум к духовному и невидимому.
Так праздник рождества Христова стал как бы исполнением того, что праздновало язычество: праздником события, завершающего, исполняющего чаяния, ожидания, верования всех людей. Всему, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу: вере человека в смысл мира, в его светоносность, в его разумность и божественность. Всему этому христианство как бы дало имя - Христос. Так возник праздник Рождества Христова как одновременно и увенчание всех человеческих предчувствий и чаяний, всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра, и в то же всемя - как начало новой религиозной эпохи. Эпохи уже не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, кто над природой, хотя и отражен в ней. Кто - сам источник всей жизни, содержание ее и цель. Так изнутри было преодолено язычество, то есть поклонение твари, а не Творцу, так освобожден был человек от порабощения миру и природе принятием от Христа "света разума".
Протоиерей Александр Шмеман.
"Молот". 4 января 2002 г., NN1-2 (22815-22816).
|