rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Рождество

В Евангелии не указана точная дата рождения Христа. Не указано даже время года, и, судя по тому, что в евангельском повествовании говорится о пастухах, пасущих ночное стадо, можно подумать, что событие это произошло летом. Отсюда вопрос: откуда и как возникла христианская дата Рождества - 25 декабря (церковный стиль)?

Дело в том, что одновременно с распространением в начале нашей эры христианства, происходило в греко-римском  мире столь же быстрое распространение последней большой языческой религии, культа солнца. В 70-х годах III века римский император Аврелиан сделал даже ту религию солнца официальной религиией всей Римской империи. Она прославляла солнце как источник жизни и потому - как высшую божественную силу. Это было обожествление природы, природных живоносных сил. Главным же праздником религии солнца были дни декабря, когда после наибольшего отдаления земли от солнца снова начинается наше приближение к нему, и, соответственно - возрастание тепла и света, приближение к весеннему воскресению природы и торжеству жизни над зимним умиранием. Астрономических законов вращения земли вокруг солнца, конечно, не знали люди той эпохи. Для них эта победа света над тьмой, это воскресение природы  - было божественным чудом. А в центре чуда - солнце - источник света, источник жизни. Культ солнца  и стал последней великой религией приговоренного уже к смерти язычества, а праздник зимнего солнцестояния в декабре  - последним большим языческим праздником. Поэтому именно этот культ был для христианства главным противником и соперником, именно он дал христианству последний бой.

В начале IV века римский император Константин, сам бывший сначала солнцепоклонником, обратился в христианство. Кончилась эпоха гонений, христианская Церковь получила возможность открыто и беспрепятственно устраивать свою жизнь, строить храмы и, главное, проповедовать свою веру. По вычислениям историков, в момент обращения Константина в христианство христиане составляли не больше 10 процентов всего населения империи, причем принадлежали они почти целиком к городскому населению. Слой земледельческий был почти не затронут христианством. И стало необходимым проповедовать о Христе как о Спасителе, донести до этих 90 процентов, обратить их в новую веру. А для этого нужно было победить язычество, и не внешними, принудительными мерами, а изнутри, т.е. явив человеку не только превосходство христианства над язычеством, но и заключенную в нем универсальную и спасительную истину.

Главным методом обращения и стало использование христианами самих языческих верований, их как бы "сублимации", очищение и наполнение христианским смыслом. В декабре язычники праздновали рождество солнца, и вот в этот день стали христиане праздновать рождество Иисуса Христа, праздновать его как рождение подлинного, духовного солнца, вхождение в мир подлинного, духовного света... Ведь вот даже и сейчас в день рождества Христова в главном песнопении этого праздника мы слышим: "Рождество Твое Христе, Боже наш, воссиял миру свет разума... научил нас кланяться Тебе, Солнцу правды..." Как видим, христианство приняло привычную для язычников, для всей дохристианской культуры тему солнца как света и жизни. "Вы верите в солнце, - как бы скзала Церковь миру, но ведь само это природное, физическое солнце - символ, отблеск, орудие другого, высшего, духовного, Божественного солнца - и в нем жизнь, свет, победа... Вы прославляете рождение солнца физического, мы зовем вас от физического, видимого возвести ваш ум к духовному и невидимому.

Так праздник рождества Христова стал как бы исполнением того, что праздновало язычество: праздником события, завершающего, исполняющего чаяния, ожидания, верования всех людей. Всему, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу: вере человека в смысл мира, в его светоносность, в его разумность и божественность. Всему этому христианство как бы дало имя  - Христос. Так возник праздник Рождества Христова как одновременно и увенчание всех человеческих предчувствий и чаяний, всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра, и в то же всемя - как начало новой религиозной эпохи. Эпохи уже не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, кто над природой, хотя и отражен в ней. Кто - сам источник всей жизни, содержание ее и цель. Так изнутри было преодолено язычество, то есть поклонение твари, а не Творцу, так освобожден был человек от порабощения миру и природе принятием от  Христа "света разума".

Протоиерей Александр Шмеман.
 "Молот". 4 января 2002 г., NN1-2 (22815-22816).
.