Тяжелые годины ростовского храма
21 сентября 2001 года православные христиане отметили один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников - Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник для ростовских верующих имеет особое значение, ведь в нашем городе имеется Собор Рождества Пресвятой Богородицы, которому весной следующего года исполнится 180 лет.
Надо сказать, что место под собор было выбрано задолго до строительства. Оно было определено ещё на первом плане города, утвержденном в 1811 году. Однако непосредственно строительство храма началось в 1854 году на месте разобранной кирпичной церкви, возведенной в ранг собора в 1822 году. Официальное освящение состоялось 20 апреля 1822 года. К этому времени вместимость собора уже была явно недостаточной для Ростова, и жители города решили построить новый храм. Синод предложил использовать образцовый проект - один из вариантов храма Христа Спасителя в Москве, выполненный академиком архитектуры Константином Тоном. Обобщив опыт древнерусского зодчества, он разработал типовые проекты храмов на 1000, 500 и 200 прихожан. Правительство настойчиво рекомендовало использовать его образцовые проекты, потому что они не только отличались отменным вкусом (как-никак Тон был автором Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, храма Христа Спасителя и т. д.), но и значительно удешевляли строительство. Правда, Ростовское духовное правление и горожане были вынуждены обратиться к академику с просьбой еще больше удешевить строительство собора. Что и было сделано архитектором за счет отказа от лепных украшений и замены мраморной облицовки высококачественной штукатуркой. По проекту собор должен был выглядеть белокаменным и златоглавым. Однако в 1860 году, когда строительные работы подходили к завершению, оказалось, что денег на позолоту нет. Луковичные главы были временно покрыты ярь-медянкой - зеленой краской.
Колокольня возводилась с 1875 по 1887 год по проекту донского архитектора-инженера Антона Кампиони в соавторстве с архитектором-художником Дмитрием Лебедевым. Средства на ее сооружение дал ростовский коммерсант П. Р. Максимов.
28 апреля 1875 года соборная администрация пригласила архитектора Лебедева для разбивки фундамента, а 29 июня состоялась торжественная закладка фундаментов колокольни. Нулевой цикл был закончен к 30 октября, но затем строительство решили приостановить на три года для полной осадки выстроенного фундамента.
22 октября 1887 года, в день Казанской Божьей Матери, при многочисленном стечении народа в 8 часов утра, перед литургией, состоялось освящение новой каменной колокольни, и в тот же день - поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16,5 тонны). Прочие колокола подняли на колокольню ранее -15-17 октября. Большая часть из них была подарена храму ростовским купцом Панченко. В день освящения состоялась и установка часов, пожертвованных собору городом. Стоимость строительства колокольни составила 127615 рублей 20 копеек.
Трудные дни пережил собор в советское время. В начале 1920-х годов были разобраны западная и южная паперти. В 1923-1928 годах в доме на соборном подворье проживали священники. Они были выселены по своему социальному положению и как не состоявшие в профсоюзе. С 1930 по 1942 год на подворье размещался зверинец, а собор использовался под склад. В 1942 году верхние ярусы колокольни были взорваны как способствующие «демаскировке» города. Только с конца 1940-х годов собор вновь стал действующим. В нём был установлен иконостас, выполненный в Москве по образцу разобранного в 1930-е годы иконостаса храма Христа Спасителя. В 1989 году соборное подворье как имеющее большое историко-культурное и градоформирующее значение было принято под охрану государства. И по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира были начаты реставрационные работы по всему комплексу...
По библейскому преданию, для спасения людей Сын Божий восхотел принять образ человека и для своего воплощения избрал Источник чистоты и святости - Деву Марию, которая должна была явиться Матерью Иисуса. Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от праведных родителей Иоакима и Анны. Дожив до преклонных лет, они не имели детей, что считалось у евреев наказанием за грехи. Но праведники не отчаивались и молились. Они обещали, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, то есть отдадут в храм для служения до совершеннолетия. Господь услышал молитву праведников и даровал им дочь - Пресвятую Деву Марию, удостоившуюся быть Матерью Спасителя Иисуса Христа.