СЕГОДНЯ УТРОМ НА ГЛАВНУЮ КОЛОКОЛЬНЮ ГОРОДА ОПУСТИЛСЯ С НЕБЕС НОВЫЙ КУПОЛ
СЕГОДНЯ В 6 ЧАСОВ 27 МИНУТ НА КОЛОКОЛЬНЮ РОСТОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА С ПОМОЩЬЮ ВЕРТОЛЕТА МИ-10К БЫЛ УСТАНОВЛЕН НОВЫЙ КУПОЛ
...На востоке еще только алела ранняя заря, когда бригада корреспондентов «Вечернего Ростова» приехала на Соборную площадь. В предутренние часы на фоне посветлевшего неба четко просматривался темный силуэт колокольни. Одетая в строительные леса, она казалась ажурной и невесомой. Именно сегодня утром колокольня должна была принять законченный вид - стать такой, какой была в далеком 1942 году. Она была взорвана перед вторым нашествием фашистов в Ростов, потому что оказалась ориентиром для бомбометания. Да и с самой колокольни можно было вести корректировку боевых операций. Поэтому ее решили уничтожить...
Несмотря на ранний час, к Соборной площади стали подходить ростовчане - и стар и млад. Но к самой колокольне сотрудники милиции никого не подпускали - предстояла кропотливая и опасная работа пилотов вертолета Ми-10К (кстати, изготовленного когда-то на Ростовском вертолетном заводе).
Эту махину не зря называют летающим краном - вес в снаряженном состоянии достигает 36 тонн. Да прибавьте еще 9,5 тонны - столько весит 19-метровый купол.
Более 45 тонн должно было зависнуть сегодня утром над колокольней!
Эту поистине ювелирную работу доверили опытному экипажу Московской специализированной фирмы «Взлет». По словам штурмана Е.К. Захарова, пилотам уже приходилось устанавливать многотонные купола в Московской, Белгородской, Курской и других областях России. Так что необходимые навыки имеет каждый член экипажа.
Что представляет собой купол, который нужно было посадить на место с точностью до миллиметр? Генеральный директор Волгодонского акционерного общества «Грант» М.К. Гункевич сообщил корреспонденту «Вечернего Ростова»: это сложная конструкция, где на металлическом каркасе закреплена обшивка из стеклопластика (нужно было повторить конфигурацию маковки с восемью гранями). Сверху на стеклопластик прикреплены листы нержавеющей стали, покрытые нитридом титана («под золото»).
Примечательно, что все внешние особенности нового купола были восстановлены по старым фотографиям колокольни довоенной поры и бережно сохранены...
Особенно тщательно готовилось посадочное место для купола на самой колокольне. Первоначально планировалось установить его 1 июня, но не все работы на верхней точке колокольни были завершены. Поэтому строители и монтажники решили не рисковать - и сделать все как положено.
На этот раз сбоя не ожидалось. Но время шло, а вертолет с куполом все не появлялся в ростовском небе, освещенном первыми лучами солнца. По радиотелефону штурману Захарову удалось выяснить, что вертолет дважды (!) поднимался с площадки на левом берегу Дона, где купол и был изготовлен на одной из производственных баз. И оба раза неудачно - то стропы запутывались, то еще что-то мешало...
Заметно начали нервничать специалисты, которые занимались установкой купола. Ведь так называемый воздушный коридор для полета вертолета-крана был согласован с различными военными и гражданскими ведомствами и открыт лишь до семи часов утра.
Но в 6 часов 20 минут раздался характерный шум двигателя летающего тяжеловеса. По моему, не только меня, но и всех, кто пришел на Соборную площадь, охватило волнение. Вертолет медленно заходил на колокольню с юго-западной стороны, а под его «брюхом» на длинных тросах медленно плыл сверкающий на солнце купол с крестами. А ростовчане, наблюдавшие за ходом уникальной операции с верхних этажей домов в центре города, заметили, что в небе вокруг темного силуэта купола возникло золотое, как нимб, сияние...
Затаив дыхание, все следили за этим, не побоюсь сказать, историческим полетом. Ведь 57 лет ждали ростовчане, когда будет восстановлена главная колокольня города в своей первозданной красоте. И наконец свершилось!
В 6 часов 26 минут вертолет завис над верхней точкой колокольни. Потом начал медленно снижаться, опуская на площадку свой груз. В 6 часов 27 минут купол, скользнув по направляющей металлической конструкции, встал на место. Отцепили крепления строп, и вертолет, сделав вираж, улетел в сторону левого берега Дона.
А над городом засиял самый высокий его купол...
- Такое событие бывает в жизни только раз, - сказала корреспонденту «Вечернего Ростова» ростовчанка И.В. Савенко. - Я специально пришла и детей привела, Вику и Дениса, чтобы посмотрели и запомнили, как на колокольню Ростовского кафедрального собора устанавливали купол. Ведь теперь он и внукам, и правнукам нашим будет сиять...
Когда мы возвращались в редакцию «Вечернего Ростова», то снова увидели колокольню с верхней точки на площади Стачки. «Смотрите, как красиво! Даже город совсем по-другому смотрится...» - сказал водитель редакционной «дежурки» Павел Табунщиков. А город просто стал таким, каким он раньше был. И каким быть должен...
6 июля 1999г., ВР.
|