rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Храм на Базарной площади

   214Исторический центр Ростова – каким ему быть?

   Ведь ни один ростовчанин не может оставаться равнодушным к тому, как будет выглядеть центр его города. И вот уже многие стали свидетелями того, что около Центрального рынка начались строительные работы.

   А что же будет построено на церковном подворье? Там воссоздается существовавший прежде архитектурный комплекс: колокольня и пять флигелей. Кроме того, будет перепланировано подворье и возведена ограда вокруг него.

   Колокольня была построена позже, чем сам собор, в 1887 году, на средства ростовского купца П. Р. Максимова, по проекту архитектора А. Кампиони и Д. В. Лебедева. Ее высота составляла 72 метра вместе с крестом. У нее были четыре яруса, на которых располагались звонница и часы. Колокольня в то время являлась самым высоким сооружением Ростова, и с нее очень хорошо просматривался весь город и левобережье Дона, вплоть до Батайска. К сожалению, этот факт сослужил недобрую службу колокольне: она была взорвана в 1942 году.

Колокольню взорвали не всю, а только два верхних яруса. Второй, сохранившийся ярус разобрали после войны, а в первом ярусе колокольни сейчас находится часовня, в которой совершается обряд крещения и проходят молебны.

Колокольня и храм составляют единый архитектурный ансамбль. Завершают же его пять флигелей во дворе. Там, после их восстановления, будут размещаться администрация собора, крестильня, библиотека, просфорная и воскресная церковная школы. Эти флигели были разрушены также во время войны, при бомбежке Ростова фашистской авиацией. Обгорелый кирпич, который обнаруживают в ходе работ строители – еще одно напоминание того грозного времени. Хорошо, если бы краеведческий музей не упустил бы из виду эту бесценную реликвию прошлого!

В ходе строительных работ был вскрыт большой подвал со сводчатым потолком. Судя по кладке сводов он построен в середине XVIII века.

Проект восстановления церковного подворья разработан архитектурно-реставрационной мастерской Северо-Кавказского филиала института «Спецпроектреставрация». Начальник мастерской и автор проекта Ю. Н. Солнышкин рассказывает:

   - Необходимость ремонта церкви назревала уже давно, но собор не имел возможности его провести. Бесконечных согласований с архитектурно-планировочным управлением города требовало даже разрешение покрасить его стены. А то, что к 100-летию крещения Руси были, наконец, впервые за историю его существования, позолочены купола собора, вызвало у некоторых людей шоковую реакцию: кто разрешил? Просто не все понимают: эта красота для вас же, люди! Однако, я полагаю, большинство горожан поддерживают идею воссоздания исторического архитектурного ансамбля Ростовского собора.

Проект включает в себя, кроме воссоздания колокольни и флигелей, перепланировку подворья. Оно будет обнесено красивой оградой, вместо ветхого сарайчика, в котором сейчас располагается администрация, будет газон, на котором мы предполагаем высадить деревья – березы, голубые ели, или разбить цветники. Мы планируем открыть новые входы – со стороны переулка Соборного – к северу и югу от церкви.

Вот здесь наши планы встречают противодействие, Собор расположен на базарной площади. Вдумайтесь, какое сочетание! Духовное и меркантильное – это же два полюса. Интересы администрации церкви и администрации рынка прямо противоположны. Собор окружен различными торговыми лотками, которые его совершенно загораживают. Чтобы осуществить наш проект, надо убрать эти лотки, чему противиться администрация рынка.

О том, какими неудобными соседями по отношению друг к другу оказались базар и храм, рассказал также заместитель председателя Ростовского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А. А. Озеров:

   - Прямым нарушением законодательства об охране памятников истории и архитектуры явилось строительство Облкоопрынокторгом торгового модуля на углу улицы Тургеневской и Буденновского проспекта. Он построен на месте одного из двух рыночных павильонов архитектора Дорошенко, воздвигнутых в конце прошлого века и являющихся частью архитектурного ансамбля собора с его подворьем. Этот железобетонный модуль теперь резко дисгармонирует со старинной постройкой второго павильона и со зданием собора. Дисгармония настолько очевидна, что горисполком принял решение не производить ремонт модуля, а снести его по мере амортизации. Тем не менее Облкоопрынокторг планирует снести и второй павильон Дорошенко, чтобы построить на его месте другой модуль под пару первому! И(самое главное!) по замыслу руководства Облкоопрынокторга, заказчиком этих работ должен стать кафедральный собор! И  все это – несмотря на законодательство об охране памятников, несмотря на решение авторитетной комиссии из Москвы. Только совсем недавно горисполком принял решение реконструировать, а не сносить уцелевший павильон Дорошенко. Но в архитектурный ансамбль уже внесен дисбаланс.

  Воссоздание церковного подворья – это только первый шаг к строительству исторического центра Ростова. Ю.Н. Солнышкин говорил о том, как ему видятся перспективы нового облика площади перед собором. Самая острая проблема: куда девать городской транспорт? Площадь превратилась в отстойник автобусов, который вовсе не содействует улучшению экологического состояния центра города. В самом деле: зачем делать конечную остановку в центре города? Есть реальное предложение – пустить поток автобусов, следующих по Ворошиловскому проспекту, по улице Тургеневской, сделав одну остановку «Центральный рынок» и запретив автобусам останавливаться в центре города. Освободив таким образом, площадь от транспорта, наиболее целесообразным решением планировки центра города, с архитектурной точки зрения, будет сквер с памятником Дмитрию Ростовскому, в честь которого назван город. Целесообразной будет и перекладка трамвайных путей с улицы Станиславского по улице Московской, где она проходила раньше.

.