rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РУКОПИСИ ВПРАВДУ НЕ ГОРЯТ!

ЭТО, В ЧАСТНОСТИ, ПОДТВЕРДИЛА ИСТОРИЯ С АВТОРСТВОМ "ТИХОГО ДОНА"

"Мотя, у тебя никаких Мишиных бумаг не осталось?" - спросила на похоронах мужа Мария Петровна Шолохова Матильду Емельяновну, вдову московского писателя Василия Кудашова. Шолохов и Кудашов были близкими друзьями в 30-е годы. "Нет", - ответила та. Даже у гроба писателя она не сказала правды. Как не говорила ее более 60 лет...

По свидетельствам очевидцев, Михаил Александрович обладал феноменальной памятью. Не вел дневников, почти никогда не делал пометок, но мог с фотографической точностью спустя годы восстановить по памяти лица, даты, факты, описания увиденного. Конечно же, он не забыл, что в 1929 году папки с рукописью "Тихого Дона" оставил у Кудашовых в Москве, куда приезжал по злой воле клеветников, обвинивших его в плагиате. Рукопись в то время была тщательно исследована, подвергнута экспертизе. Все домыслы насчет лжеавторства были напрочь отвергнуты. Вероятно, решив, что доказывать правоту ему уже никогда не придется, а, возможно, и по какой-либо другой причине, Шолохов оставил папки в доме друга, где в каждый свой приезд вслух читал только что написанные главы романа.

Война разметала друзей по разным фронтам. Василий Кудашов, опасаясь за судьбу рукописи Шолохова, писал жене 9 августа 1941 года: "Пишу тебе наскоро, но главное. Если Михаил в Москве - проси его немедленно вызвать меня через Политуправление на несколько дней. Мне необходимо сдать ему оригинал рукописи "Тихого Дона". Если Михаила нет в Москве - пиши ему срочно в Вешенскую...". Матильда Емельяновна надеялась, что Шолохов, используя свой огромный авторитет, поможет вызвать с фронта Василия Кудашова. Тот ушел добровольцем, но имел настолько слабое зрение, что "если потеряет очки, то винтовку не найдет" - шутил по этому поводу Шолохов. В одном из писем Матильда Емельяновна напишет, что Шолохов не захотел участвовать в судьбе друга.

Встретившись в Вешенской с семьей Михаила Александровича, я получила другую информацию. Шолохов наводил справки о Василии. Ему ответили - его часть попала в окружение. Вскоре пришло сообщение, что Кудашов погиб. Об этом мне рассказал Александр Михайлович Шолохов, заместитель директора Государственного музея-заповедника Шолохова, внук писателя.

До конца 90-х годов не было известно, в чьих руках находится рукопись. Предполагалось, что она может находиться в семье Левицких. Евгения Левицкая - первый редактор и духовный наставник молодого писателя. Но наследники Левицкой напрочь отвергли эту версию.

Шолоховеды, сотрудники Института мировой литературы не раз обращались по более вероятному адресу поиска - в квартиру Матильды Емельяновны Чебановой (по мужу - Кудашовой). Но та отвечала - рукописи у нее нет. Аргументы таковы: она либо сгорела во время войны, либо пропала в связи с переездом с квартиры на квартиру. Бумаги мог также унести офицер, квартировавший у них.

И только журналисту Льву Колодному удалось найти ключ к тайне. Чтобы расположить к себе хозяйку бесценной рукописи, он взял на себя хлопоты по улучшению ее жилищных условий, добился установки телефона. И только тогда ему было разрешено поработать с рукописью, не вынося из дома. Ему удалось тайно от хозяйки отксерокопировать сто с лишним страниц, чтобы предъявить их на экспертизу в Институт мировой литературы.

Лев Колодный обнаружил рукопись в 1983 году, но до определенного времени молчал. Начиная с 1990 года в московских газетах и журналах начинают появляться его статьи с указаниями на то, что рукописи "Тихого Дона" живы, они находятся в нашей стране. В 1995 году выходит его книга "Кто написал "Тихий Дон", в которой содержится аргументированная защита Шолохова как единственного автора знаменитого романа.

Затем начинаются торги. Владелица, имя которой по-прежнему тщательно скрывается, запрашивает немыслимую сумму - 500 тысяч долларов!

Я интересуюсь у Александра Михайловича, как отнеслась семья ко всей этой истории?

- Когда мы узнали, у кого все эти годы находилась рукопись, пришлось только развести руками, - говорит молодой Шолохов, который, кстати, очень похож лицом на своего знаменитого предка. - Ведь даже у могилы деда Матильда Емельяновна говорила, что рукопись утрачена. - После некоторого раздумья добавляет: "Зла не держим". Остается лишь сожалеть, что Кудашовы обрекли себя, по сути, на ужасную жизнь. Они ни с кем не общались, жили замкнуто. В 1995 году от рака умирает мать, а за ней, через два года, - дочь Наталья. Прямых наследников у Кудашовых не было.

Во время нашей беседы Александр Михайлович сообщает интересную подробность. Единственная подруга Натальи, получившая в наследство и квартиру, и дачу Кудашовых, рукопись в ИМЛИ принесла сама. Это произошло в то время, когда с ней еще не был подписан договор. Видимо, новая владелица боялась как за себя, так и за судьбу шедевра, который достался ей как счастливый лотерейный билет.

Деньги для приобретения оригинала "Тихого Дона" Институту мировой литературы были выделены при содействии Владимира Путина, в ту пору председателя правительства РФ. Правда, сумма была значительно меньше той, что запрашивалась вначале: наследница оказалась уступчивой. ИМЛИ, кстати, сделал все, чтобы рукопись оставалась у нас в стране. Хотя существовала вполне реальная опасность того, что она "уплывет" за границу.

При приобретении рукописи были проведены три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная. Вывод экспертов: "Основываясь на особенностях рукописи ... а также учитывая мнение, изложенное в отзыве Федерального центра судебной экспертизы, куда рукопись направлялась на почерковедческую экспертизу, комиссия единодушно пришла к следующим выводам: не вызывает никаких сомнений факт написания 605 страниц данной рукописи рукой Михаила Александровича Шолохова..."

Я спросила у Александра Михайловича, прекратятся ли нападки на Шолохова с появлением этого документа?

Ответ был неожиданным:

- Такой уверенности у нас нет. Ранее не было полной рукописи. Но более чем сто страниц, прошедших все необходимые экспертизы, уже много лет лежали в Пушкинском доме. Тот, кто искал "криминал", в упор не хотел замечать этого факта. Фабриковались домыслы о том, что Шолохов с готовой книги переписывает текст от руки. Клеветники поутихнут, а затем наверняка придумают что-нибудь новенькое.

- Помимо прочего, есть юридическая сторона вопроса. Кто-либо из мнимых авторов или их наследников, кому злобствующая молва приписывает "Тихий Дон", пытался оспорить авторство у Шолохова через суд?

- Разумеется, нет. Всегда раздувалась беспочвенная клевета, основанная на эмоциях или политических интересах.

- В таком случае, почему родственники Шолохова не инициируют этот процесс сами?

- Хулители только и ждут этого, чтобы привлечь внимание к своим персонам. Мы считаем, если не отвечать на гнусные выпады, их будет меньше.

- О чем вы сожалеете?

- Я хорошо помню деда. Он не из тех, кто мог писать "в стол". Всегда хотел видеть результаты своего труда. Его роман "Они сражались за Родину" пытались подвергнуть серьезным правкам, в корне меняющим дух произведения. С этим он не мог согласиться и сжег почти готовую вещь. Наверное, мы должны были уберечь его от этого шага...

Trud.ru № 94 за 25.05.2000
.