rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростов вот-вот уйдет ПОД ЗЕМЛЮ?

Непредсказуемые последствия может иметь строительный бум в Ростове - жильцы ближайших к новостройкам домов с ужасом наблюдают, как их собственные дома трещат по швам.

По словам главы МЧС Сергея Шойгу, в России за год происходит в среднем около 1200 крупных чрезвычайных ситуаций. (А сколько мелких?) Некоторые возникают в силу естественных, природных причин, но большая часть из них, около 900 - это техногенные, то есть возникшие по причине технической неисправности или спровоцированные человеком. В МЧС считают, что число аварий техногенного характера будет с каждым годом увеличиваться.

По оценкам специалистов, в Ростове несколько сотен треснувших зданий. В чем причина? Одни считают, что виноваты строители, коммунальщики, чиновники. Другие говорят, что под Ростовом имеются огромные пустоты - потому, мол, и метро у нас не стали строить. И припоминают, как на Социалистической ушел под землю

КамАЗ с песком, а при строительстве кинотеатра «Ростов» странным образом провалился экскаватор. Так чего нам стоит опасаться: техногенных аварий или природных катаклизмов? И не уходит ли Ростов под землю?

Не под землю, так под воду

- Под землю Ростов не уходит, - успокоил начальник отдела изучения геологической среды и инженерных изысканий НИИ РГУ, доктор геолого-минералогических наук Владимир Иванович Коробкин. - Больших пустот под Ростовом нет. Есть только локальные, техногенные: где-то прорвало водовод, вокруг все размыло, и асфальт висит над пустотой. Помните, в Питере в таком месте провалился троллейбус?

Наш город, рассказывает Владимир Иванович, стоит на лёссовых породах. Это молодые породы: они начали формироваться всего каких-то 500-700 тысяч лет назад. Название происходит от немецкого слова lose - незакрепленный, несвязанный. В сухом состоянии эти так называемые пылеватые породы надежны. Но стоит им намокнуть, как непрочные связи между частицами разрушаются, почва становится мягкой, и построенное на них здание дает перекос.

- Это главная причина появления трещин в стенах и разрушений зданий, - говорит профессор Коробкин. - Когда строили Ростсельмаш, грунтовые воды были на глубине 20-30 метров и опасности не представляли. Сейчас вода всего в 2-3 метрах от поверхности.

- Таких подземных водных куполов, как на Сельмаше, в Ростове много. Театр им. М. Горького, Дом физкультурников, филармония давно тонут в грунтовых водах. На Новом поселении, на Буденновском, на Западном в районе 20-й больницы начинает подниматься вода.

Трещало совсем не старое здание ростовского вокзала, которое теперь реконструируют: его подтачивали грунтовые воды. Трещит дом по Садовой, 73, где разместилось полпредство. Недавно замазаны трещины на здании обладминистрации.

- Скорость просадки бывает разной, - рассказывает Владимир Иванович. - Средний темп - от нескольких недель до трех месяцев. За это время можно успеть спохватиться и что-то предпринять, чтобы уберечь дом от трещин.

Но бывает провальная просадка. Если здание стоит на легких суглинках, так называемых типичных лёссах, и под ним будет хлестать вода, провал может произойти за несколько часов. В нашем городе, говорит ученый, таких мест немного - это больше характерно для Волгодонска.

- У нас такое было в районе площади Плевена в 1971 году, когда строили длинный дом на пр. Стачки, 215. Его едва успели достроить, как он дал колоссальную деформацию. Мы с жильцами здоровались за руку сквозь трещины, - вспоминает Владимир Иванович. - Сейчас на таких местах стоят дома по пр. Стачки, 217, 219, на противоположной стороне проспекта.

Еще одна беда, тоже вызванная подъемом грунтовых вод - оползни. Они активизировались лет 15 назад и развиваются по всему правому берегу Дона вплоть до Цимлы (из-за оползней был разрушен шахтинский водовод). Масса подземной воды давит на склоны и постепенно разрушает все, что на них стоит.

Но откуда же вдруг взялись эти воды? Оказывается, подъем уровня грунтовых вод носит в первую очередь тот самый злополучный техногенный характер. И наибольшую опасность представляют всевозможные порывы водовода и теплосетей. Сколько воды вытекает из разорванных труб ежедневно, ежемесячно и ежеквартально, никто в точности не знает. Много. И испаряться им некуда: город покрыт коркой асфальта. Каким тут может быть прогноз на ближайшее будущее?

- Прогноз возможен при хорошо поставленном мониторинге геологической среды, который сейчас полностью угроблен, - говорит Коробкин. - Есть геологическая партия, которая занимается мониторингом, но они в упадочном состоянии - нет денег. В конце 70-х в Волгодонске была лучшая в России сеть наблюдений, построенная по последнему слову техники. Но с начала 90-х и там ничего не ведется, скважины заброшены. Необходимо разработать комплекс мероприятий по понижению уровня грунтовых вод. Но где взять на это средства?

Город трещит по швам

Но ведь существуют способы борьбы с просадкой. Если дом уже просел, дал трещину, его можно ремонтировать, укреплять фундамент, проводить цементацию основания - строителям хорошо известны эти методы. Другое дело, кто все это станет делать, на чьи деньги? Похоже, это дело самих утопающих в грунтовых водах.

Дома трещат на узких улицах с активным движением транспорта. Вдоль Станиславского дома растрясло трамваями. На Социалистической, на Кировском спуске - тяжелыми грузовиками. А сколько ростовских домов потрескалось, когда рядом с ними стали возводить новые здания? Для нового дома забивали сваи, а соседний на глазах расползался трещинами. Примеров множество, стоит пройтись хотя бы по Пушкинской.

- В условиях тесной городской застройки необходимо уделять особое внимание геотехнической безопасности, - говорит заведующий кафедрой инженерной геологии, оснований и фундаментов Ростовского строительного университета, доктор технических наук Олег Евгеньевич Приходченко. - Застройщики сосредотачивают все внимание на своей строительной площадке, не думая, как поведут себя соседние здания.

А ведь есть способы, как не нанести урон соседним домам. Например, выстроить подземную стену, отгораживающую строительство от домов-соседей. И застройщики обязаны это делать. Но это удорожает строительство, а кому хочется вкладывать «лишние» деньги?

Трещат не только старые дома, но и новые, когда строители возводят дом на недостаточно укрепленном основании, на непрочном фундаменте, нередко вопреки проекту.

За качеством проектной документации следит Промстройниипроект, вневедомственная строительная экспертиза. Но в проекте можно изобразить все, что угодно...

- Сейчас как раз иду на совещание по поводу строительства многоэтажного дома, - говорит Приходченко. - Строители не хотят укреплять основание, отказываются выполнять проект. Это типичная ситуация, ведь все упирается в деньги. Стоимость подготовки основания для многоэтажного дома - 1,5 - 3 миллиона. Фактически деньги идут в котлован, и вкладывать их застройщики не хотят. А ведь последствия могут обойтись гораздо дороже.

- А кто-то должен контролировать выполнение проекта или его выполнять необязательно?

- Конечно, надо выполнять. За этим следят авторы проекта, Архстройконтроль, технадзор.

- Но как удается строителям при наличии стольких контролеров все же уклониться от выполнения проекта? Ведь иначе новые дома с учетом новых условий не проседали бы и не трескались?

Ничего не ответил Олег Евгеньевич. Только посмотрел долгим выразительным взглядом. Понятно...

В Ростове существует городская программа борьбы с подтоплениями, программа по осушению подвалов, по ремонту кровель. Программы есть, а денег на них - нет.

Нет денег, нет мониторинга, нет контроля. Зато есть ветхие коммуникации, есть прибывающая вода, подтапливающая дома, трещины и оползни. Так где ж гарантии, что кто-то из нас не попадет в то число жертв техногенных аварий, в массовом порядке предсказанных эмчеэсниками?

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 47(258) от 19-11-2003
.