РОСТОВ – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
В зале Донской публичной библиотеки состоялась презентация книги архитектора и историка Любови Волошиновой «Перекрёсток столетий» — третьей из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих». В ней – не только контуры непростой биографии перекрёстка Большой Садовой и Ворошиловского, но и судьбы улиц, домов, людей, связанных с местом, где, кажется, время замедлило свой бег. Всё переплетено, а совпадения вряд ли возможны...
Кажется, мы много знаем о Ростове – его история предстаёт перед нами в глянцевых открытках, на страницах потрёпанных книг, старых энциклопедий… И всё-таки Ростов для ростовчан – знакомый незнакомец. Редко кто вглядывается в лики архитектурных творений минувших веков и задумывается об их подлинных победах и поражениях, достижениях и утратах. Ростовский архитектор, историк Любовь Волошинова приоткрыла завесу тайны «перекрёстка столетий» — Садовой и Ворошиловского – и шагнула «из хаоса и слепоты безвременья в настоящее пространство и время своего города».
7С:— Понятно ваше обращение к сердцу Ростова – улице Пушкинской, интересна история Бульварной площади. Но почему вдруг этот перекрёсток? Чем он так значим для вас?
— В Ростове много перекрёстков, связанных со всеми драматическими переменами в его судьбе. Это такие места, где осиротевшее пространство на месте разрушенного храма звучит громче базарного гула, а псевдомонументы вызывают горькую усмешку.
Трудно рассказывать биографию этих мест, потому что в ней слились воедино официальные события и людские предания, воспоминания. Таким местом для меня стал перекрёсток Садовой и Ворошиловского. Вспомните, улица Садовая вернула своё название всего десять лет назад, а об исконном названии Ворошиловского – Большой проспект – вряд ли кто-то помнит, так же, как и о подлинных названиях выходящих к Ворошиловскому улиц – Шаумяна, Социалистической, Серафимовича.
Разве молодое поколение знает о том, что старые названия этих улиц происходят от разрушенных храмов, некогда стоявших в старом Ростове? Димитриевская, Никольская, Казанская – именно в них таится настоящий смысл. Помните пушкинское: «Что в имени тебе моём?». Ростовчане, отвергнув названия улиц в честь храмов, словно отвергли ангелов-хранителей своих улиц и домов…
Я хорошо помню этот перекрёсток в середине 60-х. Где-то недалеко ещё стояли руины, а вокруг всё радовалось, цвело, торопилось жить, даже воздух этих мест был пропитан оптимизмом. И всё же было какое-то ощущение грусти, непонятной пустоты. Спустя некоторое время я узнала, что на месте нелепого памятника неизвестному коню стоял храм, разрушенный до моего рождения. А на северной стороне Большой Садовой когда-то красовались самобытные и оригинальные строения XIX века.
7С:— Вы с такой грустью вспоминаете о старом Ростове, и в ваших словах слышится укор в адрес тех, кто «перекраивал» город…
— Конечно, трудно укладывается в сознании то, что за последние полтора века всё так быстро строилось и перестраивалось, разрушалось и отвергалось, восстанавливалось и реконструировалось. С большой грустью вспоминаю о том, что когда-то на нынешней площади Советов возвышался великолепный храм Св. Александра Невского. Завершение строительства храма в 1908 году стало ярким событием в жизни Ростова: о нём писали газеты, восторженные отзывы давали гости города, его художественные достоинства отмечали историки…
В 1930-м храм взорвали. Площадь духовно опустела. А ещё через несколько десятилетий на месте духовной святыни возник странный монумент с очень запутанной историей. Рассказывали, что эта скульптурная группа конно-пеше-ползущего состава была выполнена для Волгограда, но волгоградское руководство сумело от него отбиться. А ростовское начальство, желавшее соорудить нечто монументальное на площади Советов, это скульптурное «недоразумение» взяло под свою опеку.
7С:— Но это «недоразумение», как ни странно, органично вписалось в ансамбль площади. Ведь рядом – не очень выдающееся по своей архитектуре здание администрации области. По-моему, всё на своих местах…
— Уже после доставки памятника в Ростов ему пытались придать желанные черты. Голову восседавшего на вздыбленном коне рабочего одели в будёновку, на лице появились усы известного маршала. Кое-что изменили в одеянии и вооружении бегущего бронзового солдата, на ползущем персонаже появилась бескозырка. Постамент украсили тематическими рельефами. Но как бы ни пытались его изменить, ростовчане всё же заметили курьёзность положения бронзовых героев: с клинком наголо всадник скакал на здание горисполкома (ныне – аппарат полпреда), ползущий матрос бросал гранату в том же направлении. Здравствовавшие в те годы участники Гражданской войны спорили: кого же, коня или кобылу, пытался скульптор сделать композиционным центром своего «монумента»? Вот такой конфуз.
Хорошо, что за последние десятилетия деревья закрыли этот лжемонумент от официальных зданий…
7С:— Интересно, а ведь многие не замечают или даже не знают этих подробностей...
— Реконструкция послевоенных 50-х была ориентирована на административные здания, которые всё же не смогли изменить торговую жизнь этого места, раньше ведь здесь был базар. Не были воздвигнуты ни монумент «вождю всех народов», ни башня с фигурой Ники на угловом шестиэтажном здании перекрёстка, где сейчас находится кинотеатр «Буревестник», ни помпезный ярус Дома Советов с высоким угловым куполом и шпилем.
А при этом вокруг площади – масса строений, чья судьба вызывает серьёзную тревогу. Например, здание библиотеки им. Горького сейчас в аварийном состоянии. Мне так хотелось рассказать о нём, о месте, в котором книги нашли себе приют на полвека! Просто хочется, чтобы это читалось, смотрелось и узнавалось. Многие из нас позволяют себе роскошь полузнания, и моя главная задача – открывать роскошь знания.
7С:— В «Перекрёстке столетий» переплетено столько судеб улиц, людей, домов. Кто ваш читатель?
— Мне кажется, что историю города должны знать не только те люди, которые всё перестраивают, что-то меняют в его облике, но и все жители донской столицы. Хотелось бы, чтобы они вглядывались в черты Ростова, задумывались, ведь у него тоже есть душа, он тоже – живой. Главное же — осознание себя в судьбе города.
Всё в этой жизни неслучайно, всё связано, переплетено, сведено в интересные драматические коллизии. И не мы находим их — они находят нас. Мы просто обязаны рассказать о них друг другу. Рассказать ростовчанам о ростовчанах.
6 февраля 2005г., 7С.
|