rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

РОСТОВ – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

78В зале Донской публичной библиотеки состоялась презентация книги архитектора и историка Любови Волошиновой «Перекрёсток столетий» — третьей из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих». В ней – не только контуры непростой биографии перекрёстка Большой Садовой и Ворошиловского, но и судьбы улиц, домов, людей, связанных с местом, где, кажется, время замедлило свой бег. Всё переплетено, а совпадения вряд ли возможны...

Кажется, мы много знаем о Ростове – его история предстаёт перед нами в глянцевых открытках, на страницах потрёпанных книг, старых энциклопедий… И всё-таки Ростов для ростовчан – знакомый незнакомец. Редко кто вглядывается в лики архитектурных творений минувших веков и задумывается об их подлинных победах и поражениях, достижениях и утратах. Ростовский архитектор, историк Любовь Волошинова приоткрыла завесу тайны «перекрёстка столетий» — Садовой и Ворошиловского – и шагнула «из хаоса и слепоты безвременья в настоящее пространство и время своего города».

7С:— Понятно ваше обращение к сердцу Ростова – улице Пушкинской, интересна история Бульварной площади. Но почему вдруг этот перекрёсток? Чем он так значим для вас?

— В Ростове много перекрёстков, связанных со всеми драматическими переменами в его судьбе. Это такие места, где осиротевшее пространство на месте разрушенного храма звучит громче базарного гула, а псевдомонументы вызывают горькую усмешку.

Трудно рассказывать биографию этих мест, потому что в ней слились воедино официальные события и людские предания, воспоминания. Таким местом для меня стал перекрёсток Садовой и Ворошиловского. Вспомните, улица Садовая вернула своё название всего десять лет назад, а об исконном названии Ворошиловского – Большой проспект – вряд ли кто-то помнит, так же, как и о подлинных названиях выходящих к Ворошиловскому улиц – Шаумяна, Социалистической, Серафимовича.

Разве молодое поколение знает о том, что старые названия этих улиц происходят от разрушенных храмов, некогда стоявших в старом Ростове? Димитриевская, Никольская, Казанская – именно в них таится настоящий смысл. Помните пушкинское: «Что в имени тебе моём?». Ростовчане, отвергнув названия улиц в честь храмов, словно отвергли ангелов-хранителей своих улиц и домов…

Я хорошо помню этот перекрёсток в середине 60-х. Где-то недалеко ещё стояли руины, а вокруг всё радовалось, цвело, торопилось жить, даже воздух этих мест был пропитан оптимизмом. И всё же было какое-то ощущение грусти, непонятной пустоты. Спустя некоторое время я узнала, что на месте нелепого памятника неизвестному коню стоял храм, разрушенный до моего рождения. А на северной стороне Большой Садовой когда-то красовались самобытные и оригинальные строения XIX века.

7С:— Вы с такой грустью вспоминаете о старом Ростове, и в ваших словах слышится укор в адрес тех, кто «перекраивал» город…

— Конечно, трудно укладывается в сознании то, что за последние полтора века всё так быстро строилось и перестраивалось, разрушалось и отвергалось, восстанавливалось и реконструировалось. С большой грустью вспоминаю о том, что когда-то на нынешней площади Советов возвышался великолепный храм Св. Александра Невского. Завершение строительства храма в 1908 году стало ярким событием в жизни Ростова: о нём писали газеты, восторженные отзывы давали гости города, его художественные достоинства отмечали историки…

В 1930-м храм взорвали. Площадь духовно опустела. А ещё через несколько десятилетий на месте духовной святыни возник странный монумент с очень запутанной историей. Рассказывали, что эта скульптурная группа конно-пеше-ползущего состава была выполнена для Волгограда, но волгоградское руководство сумело от него отбиться. А ростовское начальство, желавшее соорудить нечто монументальное на площади Советов, это скульптурное «недоразумение» взяло под свою опеку.

7С:— Но это «недоразумение», как ни странно, органично вписалось в ансамбль площади. Ведь рядом – не очень выдающееся по своей архитектуре здание администрации области. По-моему, всё на своих местах…

— Уже после доставки памятника в Ростов ему пытались придать желанные черты. Голову восседавшего на вздыбленном коне рабочего одели в будёновку, на лице появились усы известного маршала. Кое-что изменили в одеянии и вооружении бегущего бронзового солдата, на ползущем персонаже появилась бескозырка. Постамент украсили тематическими рельефами. Но как бы ни пытались его изменить, ростовчане всё же заметили курьёзность положения бронзовых героев: с клинком наголо всадник скакал на здание горисполкома (ныне – аппарат полпреда), ползущий матрос бросал гранату в том же направлении. Здравствовавшие в те годы участники Гражданской войны спорили: кого же, коня или кобылу, пытался скульптор сделать композиционным центром своего «монумента»? Вот такой конфуз.

Хорошо, что за последние десятилетия деревья закрыли этот лжемонумент от официальных зданий…

7С:— Интересно, а ведь многие не замечают или даже не знают этих подробностей...

— Реконструкция послевоенных 50-х была ориентирована на административные здания, которые всё же не смогли изменить торговую жизнь этого места, раньше ведь здесь был базар. Не были воздвигнуты ни монумент «вождю всех народов», ни башня с фигурой Ники на угловом шестиэтажном здании перекрёстка, где сейчас находится кинотеатр «Буревестник», ни помпезный ярус Дома Советов с высоким угловым куполом и шпилем.

А при этом вокруг площади – масса строений, чья судьба вызывает серьёзную тревогу. Например, здание библиотеки им. Горького сейчас в аварийном состоянии. Мне так хотелось рассказать о нём, о месте, в котором книги нашли себе приют на полвека! Просто хочется, чтобы это читалось, смотрелось и узнавалось. Многие из нас позволяют себе роскошь полузнания, и моя главная задача – открывать роскошь знания.

7С:— В «Перекрёстке столетий» переплетено столько судеб улиц, людей, домов. Кто ваш читатель?

— Мне кажется, что историю города должны знать не только те люди, которые всё перестраивают, что-то меняют в его облике, но и все жители донской столицы. Хотелось бы, чтобы они вглядывались в черты Ростова, задумывались, ведь у него тоже есть душа, он тоже – живой. Главное же — осознание себя в судьбе города.

Всё в этой жизни неслучайно, всё связано, переплетено, сведено в интересные драматические коллизии. И не мы находим их — они находят нас. Мы просто обязаны рассказать о них друг другу. Рассказать ростовчанам о ростовчанах.

6 февраля 2005г., 7С.
.