rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РУССКИЙ ЧИКАГО, ИЛИ КАК РОСТОВ ПЕРЕСТРАИВАЛСЯ

За три столетия из деревянных, покрытых камышом домиков вырос современный мегаполис - город Ростов. Как происходили эти изменения, расскажет «Наш Район».

Ростов начала XVIII века. Городские кварталы, раскинувшиеся на 60 квадратных километров, опоясаны кольцом защитных зеленых насаждений…

Ростов конца XVIII века. В это время в городе было уже 11 продольных и 19 поперечных улиц и насчитывалось свыше 1400 строений, включая крепость Дмитрия Ростовского. Большинство из них составляли деревянные, покрытые камышом домики, которые занимали солдаты и офицеры из крепостных батальонов.

Однако город разрастался. К середине XIX века городские кварталы постепенно распространились в сторону Нахичевани, появились постройки за Генеральной балкой, на месте нынешних улиц Пушкинской и М.Горького. Главной улицей города стала Московская, сохранившая свое название и по сей день. На ней разместились магазины и торговые склады.

Экономика Ростова росла стремительными темпами, число горожан увеличивалось, расширялась городская территория, возникали новые улицы и площади, увеличивалось количество каменных построек. Дома были большей частью одноэтажными, но все чаще появлялись двух- и реже трехэтажные дома. Большая Садовая постепенно становилась главной улицей города.

Застройка города и его центральных улиц велась без соблюдения единого плана строительства, по прихоти частных домовладельцев. Поэтому рядом с домами в четыре-пять этажей соседствовали одноэтажные домики, сохранившиеся кое-где и до наших дней, а также табачные фабрики, различные заводы, стесненные ограниченной территорией при почти полном отсутствии заводских дворов…

На рубеже XIX и XX веков Ростов развивался настолько стремительными темпами, что в газетах того времени его называли «русским Чикаго».

После генерального плана реконструкции города, разработанного архитектором В.Н. Семеновым, многие здания, которые должны были придавать архитектурному облику города торжественный и парадный вид, лишились своих запланированных башенок, шпилей, лепных украшений.

Ростов 40-х годов XX века. Еще шла война с фашистскими захватчиками, а в городе уже были построены десятки тысяч квадратных метров жилой площади и начаты работы по капитальному восстановлению многоэтажных жилых корпусов по проспекту Буденновскому, улице М.Горького.

Важнейшая задача генплана - повернуть Ростов лицом к Дону - начала воплощаться в жизнь. Главным объектом здесь стала впервые появившаяся в Ростове прогулочная набережная. Ни до революции, ни в довоенные годы в городе не было настоящей набережной. Архитектура зданий на Береговой тоже не радовала взгляд: там располагались склады и оптовые магазины. А часть привезенных товаров лежала на набережной под открытым небом. Так дальше оставаться не могло, и уже в 1946 году начались подготовительные работы. На освобожденной от причальных сооружений территории прокладывали аллеи, устанавливали бордюры, монтировали изящную чугунную ограду. Стройка шла три года. В 1949 году началось озеленение, разбивка клумб. Заработали уютные летние кафе, с новых причалов отправлялись один за другим на прогулку катера, открылся кинотеатр «Прибой».

Был архитектурно оформлен спуск к Дону по Буденновскому проспекту, а в 1952 году, перед открытием канала, на донском берегу построили красивый павильон, в котором позднее разместили билетные кассы речного вокзала.

В 1962 году благоустроенная набережная была продлена к западу до территории хладокомбината. Там разместили причалы морских судов. С завершением строительства Ворошиловского моста облик набережной заметно изменился.

Ростов сегодня. С общей площадью в 354 квадратных километров и населением свыше миллиона человек наш город является привлекательным местом для туристов, что во многом связано с разнообразием его архитектуры. В Ростове сохранились здания, выполненные как в российских, так и в западноевропейских архитектурных традициях.

Самые старейшие и красивые улицы города - Шаумяна и Ульяновская, считает Александр Кожин, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Туда не вторглись новостройки, и старинные дома пока занимают свое законное место. Но в Ростове еще немало вот таких «кусочков» истории.

- Необходимо принять документ, запрещающий человеку, который купил дом, имеющий историческую ценность, сносить его и строить на его месте новый. Иначе мы можем потерять красивейшие образцы архитектуры, - уверен Александр Кожин. - Чем лучше мы сохраним старый Ростов, тем более привлекательным будет наш город для русских и зарубежных гостей.

31 августа 2006г., 7С.
.