РУССКИЙ ЧИКАГО, ИЛИ КАК РОСТОВ ПЕРЕСТРАИВАЛСЯ
За три столетия из деревянных, покрытых камышом домиков вырос современный мегаполис - город Ростов. Как происходили эти изменения, расскажет «Наш Район».
Ростов начала XVIII века. Городские кварталы, раскинувшиеся на 60 квадратных километров, опоясаны кольцом защитных зеленых насаждений…
Ростов конца XVIII века. В это время в городе было уже 11 продольных и 19 поперечных улиц и насчитывалось свыше 1400 строений, включая крепость Дмитрия Ростовского. Большинство из них составляли деревянные, покрытые камышом домики, которые занимали солдаты и офицеры из крепостных батальонов.
Однако город разрастался. К середине XIX века городские кварталы постепенно распространились в сторону Нахичевани, появились постройки за Генеральной балкой, на месте нынешних улиц Пушкинской и М.Горького. Главной улицей города стала Московская, сохранившая свое название и по сей день. На ней разместились магазины и торговые склады.
Экономика Ростова росла стремительными темпами, число горожан увеличивалось, расширялась городская территория, возникали новые улицы и площади, увеличивалось количество каменных построек. Дома были большей частью одноэтажными, но все чаще появлялись двух- и реже трехэтажные дома. Большая Садовая постепенно становилась главной улицей города.
Застройка города и его центральных улиц велась без соблюдения единого плана строительства, по прихоти частных домовладельцев. Поэтому рядом с домами в четыре-пять этажей соседствовали одноэтажные домики, сохранившиеся кое-где и до наших дней, а также табачные фабрики, различные заводы, стесненные ограниченной территорией при почти полном отсутствии заводских дворов…
На рубеже XIX и XX веков Ростов развивался настолько стремительными темпами, что в газетах того времени его называли «русским Чикаго».
После генерального плана реконструкции города, разработанного архитектором В.Н. Семеновым, многие здания, которые должны были придавать архитектурному облику города торжественный и парадный вид, лишились своих запланированных башенок, шпилей, лепных украшений.
Ростов 40-х годов XX века. Еще шла война с фашистскими захватчиками, а в городе уже были построены десятки тысяч квадратных метров жилой площади и начаты работы по капитальному восстановлению многоэтажных жилых корпусов по проспекту Буденновскому, улице М.Горького.
Важнейшая задача генплана - повернуть Ростов лицом к Дону - начала воплощаться в жизнь. Главным объектом здесь стала впервые появившаяся в Ростове прогулочная набережная. Ни до революции, ни в довоенные годы в городе не было настоящей набережной. Архитектура зданий на Береговой тоже не радовала взгляд: там располагались склады и оптовые магазины. А часть привезенных товаров лежала на набережной под открытым небом. Так дальше оставаться не могло, и уже в 1946 году начались подготовительные работы. На освобожденной от причальных сооружений территории прокладывали аллеи, устанавливали бордюры, монтировали изящную чугунную ограду. Стройка шла три года. В 1949 году началось озеленение, разбивка клумб. Заработали уютные летние кафе, с новых причалов отправлялись один за другим на прогулку катера, открылся кинотеатр «Прибой».
Был архитектурно оформлен спуск к Дону по Буденновскому проспекту, а в 1952 году, перед открытием канала, на донском берегу построили красивый павильон, в котором позднее разместили билетные кассы речного вокзала.
В 1962 году благоустроенная набережная была продлена к западу до территории хладокомбината. Там разместили причалы морских судов. С завершением строительства Ворошиловского моста облик набережной заметно изменился.
Ростов сегодня. С общей площадью в 354 квадратных километров и населением свыше миллиона человек наш город является привлекательным местом для туристов, что во многом связано с разнообразием его архитектуры. В Ростове сохранились здания, выполненные как в российских, так и в западноевропейских архитектурных традициях.
Самые старейшие и красивые улицы города - Шаумяна и Ульяновская, считает Александр Кожин, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Туда не вторглись новостройки, и старинные дома пока занимают свое законное место. Но в Ростове еще немало вот таких «кусочков» истории.
- Необходимо принять документ, запрещающий человеку, который купил дом, имеющий историческую ценность, сносить его и строить на его месте новый. Иначе мы можем потерять красивейшие образцы архитектуры, - уверен Александр Кожин. - Чем лучше мы сохраним старый Ростов, тем более привлекательным будет наш город для русских и зарубежных гостей.
31 августа 2006г., 7С.
|