rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Сдадим Ростов Юденичу!

93Вот уже около двух лет «РО» предоставляет свою трибуну для дискуссии по проблемам сохранения историко-архитектурного наследия города. В частности, были опубликованы отчёты о работе первых двух общественных слушаний, организованных советом НП «Граждане Ростова». А третьи, на тему «Уклад жизни горожан и реконструкция центра города», прошли непосредственно в стенах нашей редакции.

Богатые тоже плачут

Помнится, с каким скепсисом воспринимались ещё недавно попытки общественности повлиять на всемогущее строительное лобби. Мол, никто её и слушать не будет. Но всё-таки услышали! В канун этой встречи в ВООПИиК, рассказал председатель его регионального отделения Александр Кожин, поступило письмо главного архитектора области Александра Бояринова. Выполняя поручение вице-губернатора Ивана Станиславова, он сообщил, что предложения общественности изучены и рекомендованы для использования при проведении конкурса проектов реконструкции центральной части города. В этом же ряду и объявленный руководством области и города мораторий на предоставление новых участков под высотное строительство в центре.

Именно общественность поставила вопрос о влиянии архитектурных проектов на уклад жизни (быт, досуг, деловую активность) ростовчан. И попыталась дать на него ответ. Председатель фонда «Танаис» Николай Судоргин привёл в качестве примера Новое поселение, которое после сноса в 60-х годах стоявших там храма и рынка и строительства «на костях» типового Дворца спорта стало превращаться в депрессивный район. То же самое с закрытием причалов происходит с набережной, где когда-то круглосуточно кипела жизнь.

Бездумная реконструкция центра, считает руководитель фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов, тоже чревата стрессом. И не только для небогатых жителей сносимых домов, которые с переселением на Темерник и другие дальние окраины теряют межличностные связи, привычную среду обитания. Покупающие квартиры в новых высотках с видом на Дон или парк Горького богатые тоже плачут. Например, увидев однажды из своего окна вместо чудесной панорамы выросшую почти впритык стену другой высотки. Сталкиваясь с тем, что из-за перенапряжения инженерных сетей в их «элитном» жилье регулярно пропадают вода и свет, а к самому дому не подъехать из-за потока машин, запрудивших не только проезжую часть, но и тротуары.

Страсти по генплану

А брался ли кто-нибудь подсчитать, сколько машин ещё прибавится в центре после окончания строительства на ул. Серафимовича помпезного «Купеческого двора»? Современные многоэтажные бизнес-центры, конечно, нужны нашему деловому городу. Но если руководствоваться при их размещении не концепцией развития центра, которой, кстати, до сих пор нет, а прихотью заказчиков, то придётся сносить ещё оставшиеся исторические здания, отдавая освободившуюся территорию под автопарковки, либо… Либо всё-таки остановить это безумие. Именно второе предусматривает, по мнению участников слушаний, новый генплан города, разработанный «ещё не испорченными» питерскими архитекторами во главе с Юденичем.

С генпланом происходят странные вещи. Все про него слышали, многие видели, а некоторые, как хорошо известный в Ростове Юрий Солнышкин, участвовали вместе с питерскими в его разработке в части создания в центре исторических охранных зон.

Вот только сроки вынесения этого важнейшего градостроительного документа на заседание нашей Думы, после чего он должен принять силу закона, почему-то всё время переносятся. И это делается неспроста, считают тот же Солнышкин и его единомышленники.

Высказывалась мысль, что в городе существует оппозиция генплану, в которую входят и представители архитектурного сообщества, давно пребывающего в состоянии раскола. Иначе, с чего бы к работам в центре сознательно привлекались не самые опытные, зато «удобные» архитекторы, доселе работавшие на периферии?

— Я 27 лет был главным архитектором института «Горжилпроект», а затем его директором, — сказал руководитель творческой мастерской Николай Сергеев. — И горжусь тем, что за свою жизнь в архитектуре не запроектировал для центра ни одного здания выше 9 этажей. Потому что «свечкам» среди исторической малоэтажной застройки — не место. Но такая позиция не устраивает тех, кто сегодня задаёт моду в градостроительстве. Неслучайно многие имеющие своё мнение зодчие, как, например, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительства Игорь Миронов, практически не востребованы на реконструкции центра.

Впрочем, основную «лепту» вносят всё-таки строители, профессиональный уровень и менталитет которых мало изменился с советских времён: сдать побольше квадратных метров и с учётом рыночных реалий предельно минимизировать свои расходы. Поэтому попытки обратить их внимание на то, как решаются проблемы центра в Париже, Варшаве или хотя бы в Киеве, не находят понимания, и появляются идеи типа уставить донской склон между Ворошиловским и Театральным, то бишь главный фасад города, многоэтажными «чемоданами». Поэтому под разговоры об элитном жилье проектируются и строятся по сути те же экономичные типовые «хрущёвки», достигающие, благодаря современным технологиям, уже не 5, а 15 и 20 этажей, зачастую калеча находящиеся рядом со стройплощадками ещё крепкие дома. Тем более, мало кому есть дело до лепнины и прочих «архитектурных излишеств», которые делают Ростов Ростовом.

Строители умудряются «экономить» и при реализации толковых, профессионально сделанных проектов. Что произошло при сооружении нового здания торгово-промышленной палаты на Кировском, где по их вине, говорилось на слушаниях, соседние дома пошли трещинами.

— Если так будет продолжаться дальше, — заметил Юрий Солнышкин, — наши внуки увидят совсем другой город, мало чем похожий на тот Ростов, в котором мы выросли и каким гордимся.

— Если им вообще будет на что смотреть, — продолжил Евгений Сосницкий (агентство недвижимости «Титул»). Впервые придя на слушания, он предложил рассмотреть проблему под углом зрения того, как мы сами, рядовые горожане, относимся к нашему городу.

Дом по Будённовскому, 35, построен 130 лет назад. По инициативе жильцов там не только был сделан капитальный ремонт, но и восстановлены детали исторического интерьера. Однако после того как подвальные помещения, не посоветовавшись с жильцами, продали людям со стороны, и те развернули там кипучую деятельность, от ремонта не осталось и следов, и сам дом начал трескаться. И вот что интересно: куда бы ни жаловались жильцы, из всех инстанций их отфутболивали, мол, разбирайтесь сами.

И Владимир Чуб, и Михаил Чернышёв неоднократно подчёркивали, что Ростов должен строиться и развиваться в интересах горожан, сохраняя при этом свою самобытность, и демонстрировали готовность к диалогу с архитекторами и общественностью. Но в том и дело, говорили участники слушаний, что регулирование этой деятельности сегодня во многом отдано на откуп средним и мелким чиновникам, кои и решают, кого поддержать, а кому дать отлуп или ненавязчиво предложить свои недешёвые услуги, например, по корректировке не устраивающего их по каким-то причинам проекта.

Но говорить о вопиющем отсутствии здесь нормативно-правовой базы, считает Игорь Скрягин, нельзя. Он напомнил о соответствующем законе, принятом ещё в 1974 году, и других федеральных документах, датированных 90-ми гг. и содержащих, в частности, положение об исторических городах России, каким является и Ростов. И никто эти подзабытые кое-кем законы не отменял, равно как и ответственность за пренебрежение ими…

Красота спасёт мир и… кошельки бизнесменов

Если бы разговор закончился на этой ноте: никого не пущать в центр, пока не подоспеет из Санкт-Петербурга спаситель Юденич с планом охранных зон, слушания вряд ли оправдали бы своё назначение. Проблемы, о которых на них говорилось, уже достаточно известны. И лишний раз обращать внимание на их остроту и уговаривать не превращать центр города в типовой район вроде Темерника было бы мало, важно найти конструктивную альтернативу нынешней стратегии реконструкции. И такая альтернатива есть.

В чём привлекательность ограничения высотного строительства и сохранения исторического колорита для потенциальных покупателей жилья и офисов? Хотя бы в том, что это избавит их от проблем, названных в начале наших заметок. Многие, правда, и не собираются становиться новосёлами. Под шумок разговоров об инфляции в моду вошло так называемое резервное инвестирование в недвижимость. Состоятельные ростовчане предпочитают покупать квартиры в новых высотных домах «впрок», а не для постоянного проживания.

Между тем, что мешает возводить в центральной части города жильё, в котором действительно захочется жить? Центр не однороден, и наряду с заповедными историческими кварталами, к сожалению, хватает улиц-трущоб (Красных Зорь, к примеру), заслуживающих сноса. Но новое строительство будет оправданно в том лишь случае, если в результате его центр украсят не типовые высотки, а малоэтажные, созданные по индивидуальным проектам, действительно элитные дома.

В этом должны быть заинтересованы и сами строители. Ведь рыночная стоимость кв. метра в малоэтажных зданиях, неважно — жилых или офисных, гораздо выше, чем в «муравейниках». И кто сказал, что узкой полоске городской земли между Б. Садовой и Доном по привлекательности нет альтернативы?

В нескольких минутах езды от центра «дремлет» целый ряд перспективнейших и пока ещё недорогих земельных участков. В частности, называлась промзона на Нансена, сегодня скорее мёртвая, чем живая. Но достаточно проложить до неё 800 метров приличной дороги, чтобы эта территория забурлила новой жизнью. Как это произошло с бывшей захолустной улицей Варфоломеева, где цены на землю и недвижимость за какой-то год выросли на порядок.

Можно бесконечно долго упрашивать предпринимателей приводить в порядок не только выкупленную ими часть здания, а весь его фасад. А вот в Самаре или, к примеру, в Новосибирске это приобрело силу местных законов. И самое любопытное, что те, кто поначалу принял это требование в штыки, быстро сами сообразили, как нелепо выглядит обложенный мраморной плиткой вход в их офис или магазин на фоне осыпающейся вокруг гнилой штукатурки.

Не хотелось бы слишком часто ставить в пример другие города, ведь мы привыкли считать, что Ростов самый-самый… Но как не вспомнить недавний визит Владимира Путина в Нижний Новгород, где он долго бродил по исторической Ильинской слободе и потом благодарил местные власти за сбережённую красоту. У нас тоже есть своя, Солдатская слобода, правда, пока только в бизнес-проекте, разработанном Игорем Скрягиным со товарищи. И если бы президент России захотел прогуляться по ростовскому центру, туда пришлось бы срочно стянуть все имеющиеся в городе эвакуаторы для расчистки улиц от стихийных парковок. И закрыть высокими заборами те памятники архитектуры, которые постепенно превращаются в руины.

От властей, конечно, зависит многое, но не всё. На средства того же агентства «Титул» выпущена серия открыток, посвящённых старому Ростову. С интересной инициативой выступил участник слушаний Сергей Самарский — по образованию историк, а по жизни бизнесмен, директор рынка «Стимул-М» на Семашко. С некоторых пор эта старинная улица в самом центре Ростова зажила новой жизнью. По вечерам, когда заканчивается торговля, её место занимают художники, которых чиновники зачем-то выгнали с Б. Садовой. Организованный Самарским вернисаж на Семашко — не просто выставка под открытым небом. Благодаря ему у многих жителей соседних кварталов открылись глаза на архитектуру и своеобразие своих домов. И они теперь сами приходят к художникам поговорить об этом и спросить совета, как сохранить уходящую красоту.

Выходит, «всё не так уж сумрачно вблизи»? Нужна лишь воля, чтобы разбудить и объединить всех, кто не хочет, чтобы Ростов стал Большим Темерником! А если так и не сможем позаботиться о себе сами, может быть, и впрямь лучше сдать город Юденичу?! Пока ещё есть что сдавать.

5 апреля 2006г., РО.
.