rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Сказки старого Арбата»

95Есть люди, готовые сделать их былью

В Ростове, как и во всяком крупном городе, предостаточно «вечных» тем для дискуссий горожан. Например, о претензиях наших хромающих на обе ноги футболистов на чемпионское золото или о создании в центре города стилизованной под старину пешеходной туристско-торговой зоны. Причём второе при близком рассмотрении выглядит таким же несбыточным, как и первое.

Разговоры о том, что донской столице нужен свой, ростовский «Арбат», начались ещё в советские времена, но дальше них дело так и не двинулось. В 70-80-е гг. взгляды городских строителей, в соответствие с тогдашней градостроительной политикой, были устремлены в сторону Западного и Северного жилых массивов, куда и направлялись в строго целевом порядке основные капвложения.

Ситуация стала меняться с приходом в строительство частных инвесторов, однако опять же не в лучшую сторону. Оказалось, строиться в центре, даже с учётом затрат на переселение жильцов сносимых коммуналок, выгодно. Например, отпадает нужда тянуть за километры новые инженерные сети. И, конечно, престижность и стоимость жилья или офиса, расположенного в трёх шагах от Б. Садовой, на порядок выше, чем где-нибудь на Орбитальной. И застучали, заухали по тихим улицам и переулкам мощные копры, окончательно разбивая мечту о возрождении ростовской старины.

Но вскоре этот бум показал самим застройщикам и новосёлам свою обратную сторону. Кому хочется за выложенную кругленькую сумму любоваться из окна своей «престижной» квартиры растущей впритык стеной очередной высотки и дышать смесью выхлопных газов и отработанных автомобильных масел?

Транспорт — вообще настоящий бич центра. Поэтому половинчатой, если не хуже, представляется идея упрятать за фасадами исторических зданий современные автопарковки. Воздух чище не станет, и жить, работать в гаражном окружении вряд ли найдётся много желающих. Комфортность и уют плохо совмещаются с «автомобильными стадами».

Неслучайно первой в Ростове зоной с ограниченным движением транспорта стала ул. Пушкинская, где с незапамятных времён предпочитали селиться руководители области. Но это практически стопроцентно новая застройка, к историческому центру отношения не имеющая. Другое дело — ул. Шаумяна («в девичестве» — Дмитровская), когда-то связывавшая крепость Дм. Ростовского с Темерницкой таможней и Солдатской слободой, и сегодня являющаяся «дублёром» шумящей всего в двух десятках метров Б. Садовой.

Правда, сейчас говорить о ней, как о дублёре, можно только с большой оговоркой. Улица в её нынешнем состоянии — скорее, задворки центральной городской магистрали. Зато Шаумяна пока почти не затронуло типовое строительство, здесь в полной мере сохранилась присущая старому Ростову историко-архитектурная среда. По обеим её сторонам выстроились ряды поделённых на коммунальные квартиры бывших доходных домов, сооружённых в типичном для конца ХIХ — начала ХХ вв. смешении стилей. Вместе с председателем регионального отделения ВООоПИиК Александром Кожиным мы насчитали на Шаумяна 26(!) памятников архитектуры регионального значения. То есть, в отличие от московского Арбата, являющегося во многом новоделом, здесь ничего и стилизовать не надо, достаточно привести в порядок то, что уже есть. И для начала убрать с улицы бесчисленные машины, что в принципе не так уж сложно.

96Отметим, что Шаумяна расположена в окружении центральных магистралей, связанных маршрутами общественного транспорта со всеми концами города. Так что создание на ней пешеходной зоны не привело бы к новым транспортным проблемам.

Против этого, кстати, не возражает и «главный дорожник» Ростова Владислав Максименко. Роль Шаумяна в обеспечении дорожного движения и без того невелика: со стороны Будённовского улицу перекрывает здание ЦУМа, а со стороны Ворошиловского — пл. Советов. Так что проезжая часть, а также тротуары используются, в основном, не для движения, а для стихийных парковок. Хотя старинной, да ещё и на редкость удачно расположенной улице нетрудно найти более достойное применение.

Фрагменты будущего «ростовского Арбата» можно не только представить, но и увидеть воочию. Побывав, например, на Шаумяна, 96, где размещены чайный клуб, магазин и ресторан «Apsara», переступив порог которых, ощущаешь себя на сказочном Востоке. Правда, прежде чем приступить к созданию этой экзотики, предпринимателю Игорю Балашову пришлось расселить занимавшие первый этаж здания восемь коммунальных квартир и произвести капитальный ремонт с полной заменой ветхих коммуникаций, из-за которых в подвале выше колена стояла вода.

Кстати, на Б. Садовой, как ни странно, уютных кафе и ресторанов раз-два и обчёлся. А на Шаумяна мы насчитали около десятка открытых в последнее время «точек общепита» на самый взыскательный вкус — кофейню, таверну, пивной бар, заведение со «звучным русским» названием «Изаура», не менее экзотичный ресторан «Азия», бильярдный клуб и т. д.

Практически на всём протяжении улицы первые этажи уже выкуплены предприимчивыми людьми, готовыми устроить для ростовчан и гостей города настоящий кулинарный или бутиковый «променад». Естественно, если для него найдётся место, и пешеходов перестанут теснить бесчисленные автомобили. Что же касается технического состояния и внешнего вида старых, кое-кем приговорённых к слому зданий, то многие из них уже приводятся в божеский вид, причём за счёт частных средств. Как, например, дома №№ 104-108 с полностью реконструированными, но сохранившими исторический облик фасадами.

Чужеродным вкраплением смотрится на этом фоне офисная новостройка на углу Ворошиловского. Будто какой-то небоскрёб-недомерок, стеклобетонный «гриб», невесть каким образом «проросший» среди тонкой, изящной застройки старого города. И где гарантия, что после окончания срока действия моратория на многоэтажное строительство в исторической зоне рядом не вырастут новые безликие высотки, от соседства с которыми затрещат стены и фундаменты бережно восстанавливаемых сейчас старых зданий?! Не потому ли так нерешительно, неуверенно ведут себя многие потенциальные инвесторы?

— Уверенности и не будет, пока городские власти не закрепят за Шаумяна на нормативно-правовом уровне статус исторической пешеходной зоны, где в принципе будет исключено высотное строительство, — считает мой собеседник. — Если бы такое решение было принято три-четыре года назад, улицу уже сейчас было бы не узнать…

Дело не только в создании современной деловой, торговой инфраструктуры и индустрии отдыха, без которых ростовский центр местами очень напоминает бестолковую уличную толкучку. Старые дома с их толстыми, на совесть сложенными стенами, за которыми почти не ощущается перепада температур, после соответствующего ремонта можно превратить не просто в элитное, а в суперэлитное жильё.

Однако, чтобы приступать к такой реконструкции, в здании необходимо расселять уже не один, а все этажи, и не 8, а по меньшей мере 18 семей, обитающих в «коммунальном раю». Такое мало кому из предпринимателей по силам. Остаётся ждать, пока дом придёт в аварийное состояние и его жильцы попадут в муниципальную очередь на переселение. Но в этом случае браться за реконструкцию здания будет уже поздно.

Выходом из ситуации могли бы стать налоговые послабления для участвующих в реконструкции жилья предпринимателей или создание механизма, позволяющего объединять здесь ресурсы муниципалитета и частного бизнеса. Остро необходимо такое взаимодействие и при решении другой наболевшей проблемы — замены вконец изношенных инженерных сетей, в результате порывов которых по всему центру текут вонючие ручьи, «плавают» фундаменты и подвалы.

Кто-то может заметить, дескать, предприниматели думают прежде всего о собственной выгоде, поскольку доходность бизнеса прямо зависит от комфортности среды, где он расположен. Но в этом случае, думается, их интересы прямо совпадают с интересами муниципальных властей и всего городского сообщества. Где сегодня могут гулять ростовчане, что можно показывать гостям города? Кроме периодически подкрашиваемой Б. Садовой, ничего больше на ум не приходит. Не безликие же проспекты новых жилых массивов, в один из которых, не дай бог, может превратиться и покрытый пятнами новостроек и лужами исторический центр.

Сегодня с этим мало кто решается спорить. Так не пора ли властям, руководителям городского комитета по градостроительству и архитектуре перестать смотреть на ревнителей ростовской старины как на чудаков и надоедливых, себе на уме, просителей, а, наоборот, первыми подать им сигнал-приглашение к совместной работе? Поле для неё может быть самое обширное. Вот ещё один пример. На задворках уже знакомого нам дома по Шаумяна, 96, за высоким забором находится выходящий на соседнюю ул. Социалистическую двор с невесть кем и когда вырытым котлованом.

— Я здесь уже 11 лет, — говорит Игорь Балашов, — и всё это время котлован стоит никому не нужный. Не слишком ли легкомысленно такое отношение к земле в центре города?

Многие деловые люди «положили глаз» на огороженный высоким забором двор, превратившийся в стихийную мусорную свалку. Но мне больше всего понравился самый некоммерческий вариант, предложенный Балашовым. Не городить там очередную типовую высотку, а засыпать котлован и разбить на его месте уютный зелёный сквер. Тем паче, на всей Шаумяна сегодня сохранилось, наверное, не больше двух десятков деревьев. «Однако, — признался мой собеседник, — как представишь предстоящее хождение по кабинетам, где чиновники будут тебя перепасовывать друг другу, так руки опускаются». И это не преувеличение. Даже решение куда более простых вопросов, связанных с реставрацией фасадов или укладкой тротуарной плитки, выливается в бесконечную цепь получения разрешений и согласований.

Да, на словах сегодня все за возрождение и облагораживание старого, бесстыдно утопающего в грязи и мусоре центра, но на практике… А, может быть, чем говорить новые красивые речи, бесконечные и поднадоевшие, как телевизионный юбилей Петросяна, пора создать при администрации координационный орган по этой работе, обращаясь куда, общественность и предприниматели получали бы в режиме «одного окна» конкретные исчерпывающие ответы на свои вопросы и предложения?

…Сказанное относится не только к Шаумяна-Дмитровской, но и в целом к ситуации с центром города. И во многом перекликается с идеями бизнес-проекта «Слобода», уже представленного на страницах «РО» Игорем Скрягиным.

Напомним, что масштабный проект охватывает большую часть исторического центра Ростова. И воспринят он в принципе всеми благосклонно. Но, конечно, хотелось бы не только словесной, но и более конкретной, деловой реакции.

Так, может быть, стоит в порядке эксперимента сперва задаться более простой и реальной целью — превратить сказку в быль на одной, отдельно взятой улице, благо, для этого имеются и объективные условия, и люди, которые не только говорят, но уже делают. Чтобы потом, с учётом полученного на «ростовском Арбате» опыта, идти дальше.

18 января 2006г., РО.
.