На заборе я вам напишу
У замечательной группы «Лед Зеппелин» есть альбом «Физикл граффити» — «физические надписи на стенах». Вначале на стенах рисовали боги и природа. Затем стали им подражать первобытные люди. С тех пор это явление неискоренимо, как пьянство. Люди придумали метафизику, потом написали первый учебник с жалкими физическими законами, которые сами же потом постоянно опровергают. Вот так и с рисунком. Достали меня безвкусные наши рекламы и вывески, а тут идёшь проходным двором, воняющим котами, а стены глаз радуют. Иной раз там прекрасные идеи попадаются. Когда попадаешь в Лондон, то не удивляешься расписанным улицам и даже памятникам. Помню, мы два часа снимали на видеокамеру стену подворотни на Оксфорд-стрит, потому что это было произведение искусства. И у нас подобное имеется. Во всём мире люди рисуют на стенах, и, конечно же, это запрещено законом. Существуют бомбисты, которые нападают на электрички, автобусы и прочий транспорт, быстренько его измалёвывают каким-нибудь рисунком. В Москве можно часто увидеть написанное яркими красками слово «Зачем». Это организация «настенных графоманов» резвится. Мы все часто делаем глупости. Идёшь ты домой по серой улице и натыкаешься на такое слово. И в душе твоей что-то взрывается акриловыми красками. Лидер «Зачем» поведал однажды историю происхождения названия организации. «Мы рисовали ночью на стене, а нас милиционеры задержали и спрашивают: «Зачем вы это делаете, шли бы лучше водки выпили». А мы им в ответ: «Зачем?!»
Однажды сильно пожалел, что не было при себе фотоаппарата. Прохожу мимо нашего памятника Пушкину, а его два чернокожих студента моют. Смывали они надпись: «Тяжела телега жизни, Саша!»
В советские времена на стенах писали разные гадости углём, видимо, из шахт, которые нынче разворовали. А также мелом или половой краской. С появлением баллончиков и прочих средств для уличных художеств жизнь стала веселее. Однажды в переулке Газетном видел заляпанное краской ателье меховой одежды «Пушинка». Наверное, гринписовцы постарались. Протестовали против убийства животных. На табачной фабрике надпись.: «Яд на халяву». Кстати, на западе уличным художникам делают заказы, платят деньги. У нас вряд ли. На детском саду «Фестивальный» написали: «Хороший рЕпер — мёртвый рЕпер». Видать, детки рэп не понимают. Обычные надписи типа: «Света всегда». Что они имели в виду? Ну а это уже заклинание: «Сашенька, береги себя». Или вот такое заклинание: «Destroy alcohol». Надо ли с этим бороться, и как это делать? По мне, так не надо, лишь бы не было пошлости и порчи хороших стен. А то ведь люди вкладывают деньги в дорогие офисы и бутики, а им наутро вот такой подарочек. Позвонил главному архитектору города Юрию Чужикову, он посоветовал поговорить с главным художником городской архитектуры Сергеем Хасабовым. Сергей Владимирович сказал: «К этому явлению я отношусь как к должному. Искусство граффити зародилось в Гарлеме в начале прошлого века. С тех пор охватило весь мир. С этим не надо бороться. Просто нужно, чтобы это были санкционированные акции, а не простое хулиганство, портящее улицы города. Насколько я знаю, у нас подобные перформансы происходили не раз. Так, например, при поддержке радио «Эхо Ростова». Однажды ко мне обратился известный предприниматель с просьбой расписать некие металлические конструкции, и ребята сделали это очень красиво. Нет ничего дурного в том, если забор стройки превращается в сказку. А бороться, запрещать — бессмысленно. Нужно просто направить это искусство в полезное русло».
А может быть, развесить по всему городу красивые плакаты типа: «Ребятушки, дорогие, не переводите краску почём зря! Не портите дома, а на развалюхах рисуйте, пожалуйста. И на заборах новостроек тоже. А лучше займитесь живописью!»
Честно говоря, мне тоже хочется взять баллончик и написать, не скажу где. Написать стихи замечательного поэта Николая Глазкова. «Всем смелым начинаньям человека они дают отпор. Так бюрократы каменного века отвергли первый бронзовый топор». Но напишу это непременно в специально отведённом месте, чтобы не пойти по хулиганке.
25 октября 2006г., РО.
|