rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ЗА СВОЕЙ ЗАВЕТНОЙ ЗВЕЗДОЙ

953 мая 2002 года исполняется 125 лет со дня рождения Георгия Седова. Его именем названы посёлок на берегу Азовского моря, два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, ледокольный пароход, барк. Его имя присвоено улице и мореходному училищу в г. Ростове-на-Дону.

Кто же тот человек, чьим именем названы географические точки на планете, чьё имя носят улицы, населённые пункты и корабли?..

На берегу Таганрогского залива в Азовском море, в прижавшемся к морю хуторе Кривая Коса, 3 мая 1877 года родился Георгий. Семья рыбака Евтея Седова состояла из девяти душ, а потому достатка не имела, кормилась только морским промыслом Евтея. Потому Георгий с ранних годков трудился на рыбацком каюке, посещая трёхклассную церковноприходскую школу. Закончил он школу за два года с отличием.

От матросов с купеческих шаланд, навещавших хутор, Георгий узнал о мореходных классах в Ростове, куда принимали всех желающих, умеющих читать и писать.

Хуторского паренька, умеющего бегло читать и знавшего даже арифметическую таблицу, довольно приветливо принял заведующий Ростовскими мореходными классами, но поставил перед Георгием обязательное условие: осенью прийти в мореходку, имея трёхмесячный стаж работы на морском судне и с хорошим отзывом капитана.

С трудом уговорил Седов грека-капитана с купеческого судна взять его на любую должность. Наступили тяжёлые дни непосильной для юноши матросской жизни. Но смышлёный парнишка уже через два месяца был допущен даже к штурвалу, а поздней осенью вернулся в мореходные классы, имея заветный похвальный отзыв требовательного капитана.

Заработанные деньги ушли на приобретение форменной одежды да на помощь бедствующим родным, а на пропитание и наём жилища ученик был вынужден зарабатывать по ночам грузчиком в порту.

В марте 1888 года Седов сдал выпускной экзамен на штурмана малого плавания, а через год защитил в Поти и диплом штурмана дальнего плавания. Молодой энергичный судоводитель быстро вырос от помощника до капитана торгового судна, а в 1900 году, пройдя успешно курс программы морского корпуса, Георгий Седов в чине поручика прикомандировывается к Главному гидрографическому управлению. С этого момента начинается интересная, полная приключений и драматизма жизнь моряка, гидрографа, путешественника.

Уже первая экспедиция   по   описи северного   побережья    Каспийского моря   дала   положительные отзывы руководства о Седове как гидрографе. Вторая же экспедиция до  описи  устья  Колымы, многомесячное плавание в Карском море дозволили начальнику экспедиции отозваться о Седове как о «смелом до безумия   поручике». Эти   же   экспедиции   заронили   в душу   ростовчанина мечту о походе   К  Северному полюсу.

- Американцы, итальянцы, норвежцы, швейцарцы - многие стремятся достичь маковки планеты! - горячо доказывал в столичных инстанциях молодой, но уже с достаточным опытом моряк-исследователь. - Мы просто обязаны дерзнуть, водрузив флаг России на Северном полюсе!

22 мартам 1912 года Седов подал рапорт в Гидрографическое управление с проектом первой русской экспедиции к Северному полюсу. Сжато и конкретно формулирует исследователь цели и задачи своей экспедиции: «Промысловые и научные интересы Северного Ледовитого океана начали привлекать к себе всеобщее внимание чуть ли не с X столетия... В этом состязании участвовали все страны света, включая Японию, только не было русских. А мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг».

Но для достижения цели мало было разрешения правительства. Нужны были деньги, а их-то никто не давал. Прогрессивно настроенная часть людей России подняла вопрос о сборе средств для экспедиции. В газете «Новое время» появилось сообщение о готовящемся походе к северному полюсу. В марте 1912 года был создан «Седовский комитет», который встретил горячую поддержку различных слоев населения России. Со всех уголков страны потекли ручейками деньги пожертвователей. Скудные сбережения от одного до ста рублей слали врачи, учителя, конторские служащие, и даже отдельные крестьяне из российской глубинки. Крестьянин из местечка Макарова, что на Киевщине, Поликарп Вершков, пишет в губернский «Седовский комитет»: «Две было у моей семьи коровы. Одну продали, и вырученный за бурёнку-кормилицу рубль передаём на полюсную экспедицию. Да поможет тебе Бог, Седов, в святом деле!»

И всё-таки пожертвования оказались незначительными. Простые люди да ближайшие друзья Седова лишь частично смогли решить финансовую проблему. Скудное финансирование дополнялось кознями недругов экспедиции, косностью морского ведомства.

- Этот выскочка из черни, авантюрист – куда он  суётся?  Уж  если   просвещённой   Европе  это оказалось не по зубам!.. - вслух выражали своё возмущение завистники.

Слушая ехидные колкости светских ловеласов, Георгий Яковлевич парировал нападки:

- Авантюризм, говорите? Правильно. Каждый поход в неизведанное - это авантюризм. А Колумб,  Кук,  Магеллан, Дежнёв,  братья Лаптевы? Да и они не могли предсказать, что же там, за горизонтом,  их ожидает, и они дерзали, хорошо понимая,  что  предприятие  весьма  серьёзное  и они тоже могут не вернуться к родному берегу...

Тем не менее 27 августа 1912 года 273-тонный «Святой Мученик Фока» - 40,7 метра длиной, с паровой машиной мощностью 290 лошадиных сил - ушёл в первую русскую экспедицию к Северному полюсу. Седов ушёл в поход, с трудом набрав припасов лишь на одну полярную зимовку. На борту старенькой промысловой зверобойной шхуны постройки 1870 года находилось 27 человек экипажа и 14 комплектов тёплой одежды вместо 22 заказанных.

Курс судна был проложен вдоль побережья Новой Земли, а затем к архипелагу Земли Франца-Иосифа. Скорость кораблика не превышала 4 миль в час. В пути экспедицией проводились научные исследования: делались промеры глубины моря, определялась температура, солёность воды, велись метеорологические наблюдения. Жестокие штормы сопровождали полюсную экспедицию почти весь путь. Несмотря на умелое маневрирование во льдах и настойчивое продвижение к северу, 26 сентября «Фока» был вынужден зазимовать.

Зимовка  не  прошла в праздности.  Седовым была  составлена  новая, достоверная  карта  Новой Земли. Тогда же им была сделана запись в личном дневнике:  «Таким образом, наша экспедиция уже сделала   кое-что  для   науки». Россияне изучали строение горных пород, систематизировали проведённые в пути наблюдения, занимались фотографированием береговой черты. Забот экипажу хватило с лихвой на всю полярную ночь, на 96 суток. Трудная зимовка закончилась, и 3 сентября 1914 года, выйдя из ледового плена, «Фока» продолжил свой путь к вершине планеты. На 81-м градусе, упершись в ледяной барьер, судно было вынуждено стать на вторую зимовку.

Здесь особенно стало сказываться слабое обеспечение экспедиции. Из-за нехватки топлива и тёплых вещей зимовка переносилась людьми трудно, в помещениях было холодно и сыро. Появились признаки цинги. Заболел и Седов, но старался не показывать этого, надеясь на свой тренированный могучий организм.

Чтобы не терять время, выбрав наиболее удачный период, готовились к санному походу к главной цели полюсной экспедиции. И вот 15 февраля 1914 года обоз из трёх нарт вышел в путь. 24 собаки с 50-пудовой поклажей должны были преодолеть путь в 600 километров за пять месяцев туда и обратно.

Вначале всё складывалось удачно. Но в дороге резко обострилась болезнь Седова. Он пишет в личном путевом дневнике: «Болен я адски и никуда не гожусь. Сегодня мне опять будут растирать спиртом ноги...»

В пути Седов стал часто терять сознание, падал с нарт. Матросы Линник и Пустошный - товарищи по экспедиции - пытались отговорить своего начальника следовать дальше, но получили неумолимый приказ: «Двигаться только вперёд!..»

20 февраля 1914 года, не дойдя до острова Рудольфа, начальник первой российской полюсной экспедиции Георгий Седов умер и был похоронен матросами Григорием Линником и Александром Пустошным на крутой обледенелой оконечности острова Рудольфа, на мысе Аук.

7 мая 2002г., РО.
.