rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СНЫ РОСТОВА

 034Генеральный план развития Ростова-на-Дону работает уже 30 лет. За это время произошли политические и социально-экономические изменения, возросло геополитическое значение горо­да, ставшего центром Южного Федерального округа, поэтому возникла необходи­мость разработать новый генеральный плана развития, учитывающий новые реалии. В настоящее время власти Ростова-на-Дону проводят открытый конкурс для оп­ределения проектной организации, которой будет доверена эта работа. Понадобится примерно три года для составления научно-обоснованного документа. В нем будут рассмотрены вопросы развития экономики, жилищно-коммунальной и социальной сферы, архитектурно-градостроительного формирования, охраны окружающей среды и так далее. Об основных идеях будущего генплана мы попросили рассказать начальника отдела перспективной застройки  Комитета по архитектуре и градостроительству Норальда Нерсесьянца.

– Норальд Николаевич, все ли идеи предыдущего генерального плана развития Ростова удалось выполнить?

– Что касается объемов и масштабов жилого строительства, то, к сожалению, здесь имеются значительные отставания от того, что проектировали. Но это объективный процесс, связанный с развитием экономики и народного хозяйства.

Претворено в жизнь многое – выросли жилые районы (западный и северный), ведется реконструкция центра города, строятся магистрали и транспортные развязки. Грубых отступлений не произошло, но кое-где планы так и остались на бумаге. Наглядный тому пример улица Пушкинская. Первоначальная идея сводилась к тому, чтобы её освободить от транзитного транспорта, и насытить общественными функциями, то есть благоустроить, создать экологически благоприятную среду. К сожалению, только половина идеи была реализована (от Театральной до Ворошиловского). Другой участок - от Ворошиловского до Доломановского реализован не был.  К сожалению, перестройка сломала все темпы, а сегодня транспорт настолько всех задавил, что возвращаться к первоначальной мысли не реально. В каких-то решениях, наоборот, генплан превзойдён, например, по автодорожному хозяйству.

– В каком направлении будет расти Ростов?

– От интенсивного освоения территорий мы переходим к экстенсивному пути, что связано с бурным строительством малоэтажных домов. Предусматривалось, что к концу истекшего столетия большая часть строительства будет вестись не на новых землях, как это было в первой половине прошлого века, а за счёт реконструкции (сноса) старой одноэтажной застройки (Новое поселение, район ипподрома, Дачный посёлок, северный поселок, поселок Орджоникидзе, Чкаловский). Сегодня приоритетным становится строительство индивидуального жилья силами самих гражданам и частными фирмами на уже имеющихся участках. А это значит, что планировавшийся снос старой застройки и строительства на её месте новых многоэтажек стало нереальным. Естественно, потребуются дополнительные земли. В Западном жилом массиве новые земли будут осваиваться в районе ТЭЦ-2 и на землях  Левинцовского района (западнее улицы Малиновского). Продолжится уплотнение в северном жилом районе. За Ростовским морем (за улицей Орбитальной) продолжается строительство поселка индивидуальной застройки.Предусматривается развитие Ростова также на восток, в сторону города Аксай, в восточной части поселка Александровка.

– Будут ли на левом берегу реки Дон строиться жилые дома?

– Я лично думаю, что будут, но в далекой перспективе – так показывает исторический опыт. Перешли на другой берег Киев, Днепропетровск, Саратов, Самара. Территория левбердона расположена настолько близко к центру города, что оставаться пустой она не может. Но здесь есть проблемы инженерной защиты от затопления, экологического характера. Пока жилищное строительство не предусматривается. Активно будет осваиваться левый берег реки Дон под строительство рекреационных, торговых, спортивных, выставочных, развлекательных и других объектов. Рассматриваются предложения по созданию аквапарка и базы парусного спорта.

– Каковы перспективы развития центральной части города?

– Не так много свободных мест для строительства осталось в центре города. Будут нарастать работы по ликвидации аварийного фонда. При этом не только не должен быть потерян, но и будет восстанавливаться своеобразный архитектурный облик этой исторической среды.

Большие работы предстоит провести по реконструкции, санации городской среды - то есть оздоровлению жилья. Первые этажи постепенно будут наделяться другими общественными функциями - переоборудоваться под магазины и другие объекты. Процесс будет нарастать, потому что есть заинтересованность частного капитала в освоении первых этажей. Это прогрессивное явление. Во-первых, мы приближаем обслуживание к местам проживания, во-вторых, ликвидируем жильё в первых этажах, где жить некомфортно. 

Надо переходить от штучного строительства новых зданий в порядке выборочной реконструкции к комплексной реконструкции целых кварталов, градоформирующих узлов и ансамблей, которые будут определять архитектурный облик центра города, его лицо.

– Где будут сконцентрированы основные инвестиции по модернизации центра города?

– В ближайшие годы надо сосредоточить усилия на завершении застройки Театрального спуска, реконструкции района выхода улицы Пушкинской к улице Сиверса и комплексу вокзалов, преобразовании южного фасада города со стороны набережной Дона и улиц Донской и Седова, довести до конца реконструкцию улицы Пушкинской и формирование современного ансамбля вокруг Кировского сквера.

В центральных старых кварталах мы хотим увеличить свободную площадь, повысит этажность, но, не нарушая исторической среды. Первые годы, когда началось строительство жилья на Пушкинской, была потребность в элитных квартирах. Проектировались большие по площади квартиры, многоуровневые (200-300 квадратных метров). Но в нынешнем году наметились другие тенденции, видимо, основные покупатели, которые могли себе это позволить уже купили жилье или строят. Сейчас возрос спрос на малые квартиры – одно и двухкомнатные. Такой баланс регулирует рынок.

– Какая, на Ваш взгляд, основная проблема, с которой власти города столкнутся при решении генерального плана?

– Я считаю,  что должны быть значительно повышены требования к архитектуре новых зданий. И застрой­щики, и архитекторы должны четко понимать, что все, что проектируется и строится сейчас, на долгие десятилетия будет влиять на архитектурный об­лик города. Если хочешь строить в центре красивого города, то придется по­тратиться и на достойную архитектуру! Это должно стать непреложным тре­бованием, ведь «не хлебом единым жив человек», мы должны оставить по­томкам еще более красивый город. Архитекторы получили большую самостоятельность, возможность делать то, что они хотят. Но, к сожалению, не все архитекторы, не все заказчики, готовы к тому, чтобы делать на должном профессиональном уровне. Поэтому сегодня с одной стороны засилье всякой самодеятельности, с другой, пренебрежение к архитектурным требованиям.

Болезненная тема – это самозастрой. Часто застраиваются те территории, на которых должны решаться общественные задачи (проложены коммуникации, расширены улицы, построены транспортные развязки).

Вечная проблема – баланс интересов индивидуума и сообщества. Сегодня приоритет отдается частной собственности, в ущерб общественному интересу. Законодательство не способствует резервированию территории для реализации важных градостроительных решений. Сегодня практически все суды выигрывает тот, кто отстаивает частные интересы. В практике мне не встречалось, чтобы объект был бы ликвидирован, если он противоречит генеральному плану городу. Недостаёт политической воли и желания, чтобы с этим бороться. Нужно найти законодательные и экономические рычаги для решения возникших противоречий, чтобы обе стороны не были ущемлены.

– Можете привести примеры, когда частная инициатива мешает развитию городских проектов?

– В северном жилом массиве нужно проложить новую улицу, которая должна соединять Вавилова с улицей Волкова, Добровольского, с выходом к району со стороны Каменки и  Таганрогского въезда. Мы же не можем этого сделать, потому что в садах, которые расположены на этой трассе, люди самовольно построили двух и трёхэтажные особняки. Мы пробили хорошую улицу Портовую под железную дорогу, вышли на западный обход, а в самой горловине на выходе к железной дороге построены особняки, наполовину перегородившие артерию. Разве это нормальное явление?   

На левом берегу Дона есть улица Шоссейная, там стояли старые ветхие хибары. Жить здесь нельзя, так как это рекреационная зона, к тому же ещё и подтапливается. По генеральному плану это старьё должны были снести, но сегодня эти участки продаются, а новые владельцы строят особняки. Можно разработать великолепный проект, но без механизма реализации  всё может остаться на бумаге.

7 декабря 2002, «Ростов Официальный»
  

 

.