rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
 

«ТВОРЧЕСКИЕ ПРОВОКАТОРЫ» ПОЛУЧИЛИ ОПЛЕУХУ ОТ РОСТОВСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

035
Начальник мастерской Санкт-Петербургского института урбанистики Евгений Юденич

Состоялось первое обсуждение будущего генерального плана Ростова, конкурс на разработку которого выиграл Санкт-Петербургский институт урбанистики. Взгляды на будущее Ростова у питерских гостей и архитектурного сообщества Ростова разошлись.  

Со стороны института Санкт-Петербурга присутствовали главный эксперт Анатолий Дычинский, главный инженер Юрий Перелыгин и начальник мастерской Евгений Юденич.  

Первым яблоком раздора оказались два ростовских аэродрома (военный и гражданский). Питерцы категорично настаивают, чтобы они остались на прежне месте, а архитектурное сообщество Ростова также категорично предлагают их передислоцировать, как того требовал ещё предыдущий генплан Ростова.

Разработчики предложили две модели генплана города с развитием на 50 лет. Как потом они скажут, это была творческая провокация, чтобы взбудоражить общественное мнение. Первый назван «Большой Ростов» и подразумевает развитие связей Ростова со своими городами-соседями Батайском, Аксаем, Новочеркасском с активным освоением новых земель, для чего необходимо придать юридический статус «пригородным районам». Главный аргумент питерцев: немало людей, проживающих в этих городах, работают в Ростове и совершают каждый будний день миграцию в столицу Дона. Они предложили на  этих магистралях развивать сложившиеся населённые пункты, найти лучшие территории и обеспечить их комфортом, то есть «вырубить виноградники и сады, а на их месте построить коттеджи». Видно, что разработчики настроились делать генплан именно с созданием так называемых «спутников» (близлежащих маленьких городов).

Второй вариант – «Большой город» – подразумевает компактное проживание на существующей территории, но при таком уплотнённом развитии, по мнению гостей, добраться из окраины города в центр будет проблематично.

С налёту архитектурное сообщество Ростова оторопело от таких безапелляционных вариантов и лишь спустя два часа фундаментальное слово взял Норальд Нерсесьянц, один из разработчиков предыдущего генплана. Норальд Николаевич подверг тотальной критике предложенные модели развития Ростова, и выразил, по словам собравшихся, общее мнение:

– Я не ожидал, что вы сегодня выставите варианты. На мой взгляд, это преждевременно. Помимо вариантов хотелось бы услышать целый ряд абсолютно необходимых основ, на которых строится генеральный план. В основном вы говорили о стратегическом потенциале Ростова, геополитическом, и это верно. Но здесь не прозвучало никаких доводов и анализа того, что мы увидели на схемах. Нам была бы интересна ваша первая оценка города, а вы предлагаете какие-то варианты. Что хотелось услышать? Во-первых, не прозвучала расчётная численность населения, на которое нацелена программа, – миллион или миллион с половиной? Заложенная модель будет существовать не 20–30 лет, а столетие. Какая оценка масштаба развития территории города? Вы сказали: в два раза Ростов увеличится по территории. У меня на этот счёт есть серьёзные сомнения. Хотелось бы услышать от вас оценку, что в этом городе хорошо, а что плохо (кроме того, что он компактный и это хорошо, – мы это и сами знаем). В компактном городе, несмотря на ряд недостатков, хорошо решаются социально-экономические, инженерные вопросы. Мы понимаем, что такое компактный город. Ну а что в этом плохого? Про загрязнение автомобильным транспортом мы и сами знаем. Третье – отсутствует анализ ресурсного территориального потенциала города. То есть сколько есть свободных территорий, которые можно освоить. Какие есть территории, которые будут осваиваться с большими капитальными затратами, но без ущерба для экологии. Что таит в себе уже застроенная территория? Печальный опыт заселения людей «спутниками» мы уже имеем – это город Зеленоград в Подмосковье. Он был задуман как район Москвы, там была московская прописка. Начали строить и выдохлись, потому-то спальный город и не получился, в итоге Зеленоград зажил как самостоятельный город. Никакого отношения к решению проблемы расселения Москвы он не имел. Поэтому теория «спутников» 1970-х годов затухла, и все крупные города отказались от такой модели. Система такая появляется, если город состоит из 3-4 миллионов жителей. Но дело не в этом. Надо разработать несколько вариантов и альтернатив. Мы в Гаване, например, разработали  8 альтернативных планов.

В представленных моделях направления территориального развития Ростова отсутствует активное отношение к самому главному – наш город называется Ростов-на-Дону, а в двух схемах сохраняется система «Ростов у Дона». Развитие направляется на север.

А между тем все города миллионники, которые стоят на реках, перешагнули на противоположный берег (за исключением Волгограда) – Киев, Саратов, Днепропетровск. Это не случайно. Город, сидящий на реке – это очень важно. Видится ещё одна планировочная система, она существует либо явно, либо подспудно в развитии всех крупнейших городов – это система линейного развития вдоль основных магистралей. В представленных идеях этой системы тоже нет. Я бы обязательно такую альтернативу сделал и посмотрел, что из этого получится. Кстати, в предыдущем генплане два аэродрома (военный и гражданский) и вертолётное поле выведены за черту городу. Вы говорите, это нереально. Должен вам сказать, что в пору разработки проекта реконструкции Ростовского аэропорта приезжали московские специалисты и занимались выбором нового места. И эту территорию они выбрали на так называемой Назаровской площадке, которая великолепно стратегически расположена, потому что захватывался весь «куст» городов – Таганрог, Шахты, Азов, Новочеркасск, а не только Ростов. Сегодня шахтинцу или новочеркассцу проблематично напрямую добраться до аэропорта. Не стоит забывать, что взлёт-посадка идут буквально близ Театральной площади, и это небезопасно. А люди, которые живут там, каково им это соседство? Поэтому нельзя сбрасывать со счетов вариант передислокации аэропортов и на их территории развития мегаполиса.

После совещания главный инженер института Евгений Юденич ответил на вопросы журналистов:

– Расскажите немного о самом конкурсе, как вам удалось его выиграть?

– Конкурс был объявлен осенью 2002 года. До этого мы принимали участие в тендере по Ростовской области (концепция градостроительного развития) и выиграли его. Мы не были уверены на 100 процентов, что выиграем конкурс по Ростову, потому что в самом городе крепкая градостроительная культура, есть архитектурная академия, сохранился авторский коллектив Гражданпроекта, который разрабатывал предыдущий генплан. Это далеко не первый генплан миллионного города, который разрабатывался нашим институтом, а всего мы разработали около 600 генпланов. Сейчас продолжаем заниматься проектированием новой столицы Ингушетии. Градостроительных фирм после десятилетнего периода выживания осталось немного, и вся Россия была поделена на две градостроительные фирмы – московский Гипрогор и санкт-петербургский Гипрогор. Кроме этих фирм градостроительными проектами занимались на местах. Поэтому конкурентов на проектирование Ростова оказалось семь. И мы победили в достойной борьбе, особенно с местными организациями.

– Как по вашему мнению, прошлый генплан оказался удачным или нет? 

– Самое удивительнее, что мало характерно для города-миллионника, этот генплан работал и приносил свои плоды, поэтому Ростов сегодня достаточно упорядоченно выглядит. Многое воплощено в жизнь, начиная с набережной реки Дон, транспортных коммуникаций, сетей инженерного обеспечения. В Ростове очень сложные грунтовые условия, геологическая ситуация, поэтому это дорогостоящие мероприятия. Но и многое необходимо сделать. В той же транспортной инфраструктуре Ростов отстал и надо догонять. Автомобилизация надвинулась неожиданно и ударила по всем городам-миллионникам и создала экологические проблемы.

– По каким направлениям сейчас работаете в Ростове?

– Наша фирма имеет целый комплекс специалистов, которые занимаются планировочными градостроительными проблемами, начиная с экологии и заканчивая планировкой архитектуры. Профессия планировщика – это не свободное рисование, необходимо учитывать историю, традиции города, имеющиеся мощности коммуникаций, всю генетику города. Полгода надо заниматься изучением городов Ростовской области.

Около 18 специалистов различного направления сейчас занимаются изучением организма города и прилегающих территорий. Мы только приступаем к моменту изучения Ростова,  сбору исходных материалов. Сегодня прошла структурная консультация. Не мы консультируем, а городское сообщество даёт нам импульс и заряд для проектирования, чтобы понять индивидуальное лицо города. Сегодня мы получили этот импульс.

20 марта 2003г., «Ростов Официальный».
.