Ростов примет форму зуба
Черновой вариант генерального плана развития Ростова-на-Дону, разрабатываемый С.-Петербургским институтом урбанистики, составлен. На прошлой неделе в городском комитете по архитектуре и градостроительству прошли слушания по этому поводу. Как сообщил главный архитектор донской столицы Владимир Гейер, нынешним летом проект будет дополняться и согласовываться, а окончательно его утвердить планируется к концу года. Каким же быть нашему городу в 2025-2030 годах, когда подойдёт к концу срок реализации этого проекта?
По словам главного архитектора разрабатываемого генерального плана Ирины Гришечкиной, строительство нового жилья на свободных территориях нам придётся вести преимущественно в северном направлении. Продвижение на запад сдерживают расположенные на окраине Советского района пруды, строиться в восточном направлении, «проглатывая» Аксай, не позволяет нынешнее законодательство.
В свою очередь, автор прежнего генплана, составленного в 70-х годах прошлого века, Норальд Нерсесьянц раскритиковал такую идею, заявив, что в результате Ростов будет походить на зуб, город необходимо застраивать по обе стороны реки Дон. Однако, похоже, с подобной стоматологической формой нам придётся смириться. Левый берег Дона столичные архитекторы решили сохранить как экологические лёгкие, свободные от жилья, благо сегодня мы и без того входим в десятку экологически грязных городов страны.
Ростовский центр будет частично перенесён с Б. Садовой на ряд других улиц, в частности на Ленина и Нансена. В результате у нас начнёт развиваться принципиально новый вид транспорта — внутригородская электричка, которая будет перевозить горожан по улице Нансена. Идею строительства монорельса авторы нового генплана забраковали, а копать метро слишком дорого, поэтому у нас было решено пустить «волгоградский» скоростной трамвай по Горького и Станиславского. Бегающие по этим улицам вагоны местами будут спускаться в подземные тоннели. Одновременно питерские архитекторы заявили о необходимости восстановить трамвайные пути на Северный и Западный, демонтированные в прежние годы.
Наиболее жаркие дебаты возникли вокруг реконструкции нынешнего центра города, расположенного на территории старого Ростова и состоящего из многочисленных памятников архитектуры, возведённых в ХIХ веке. Если в рамках прежнего генплана их предполагалось просто снести, то теперь Ирина Гришечкина предложила, наоборот, не только запретить их снос, но и резко ограничить строительство современного многоэтажного жилья в нынешнем центре донской столицы, сохранив в нём кусочки прошлого.
Такой ростовский патриотизм архитектора из С.-Петербурга был подвергнут критике некоторыми нашими местными архитекторами. Их позицию несложно понять: нынешний городской центр является самым доходным местом для инвесторов, от которых они получают весьма выгодные заказы. Но как сохранить старый Ростов в нынешних рыночных условиях, тоже не ясно. Многие из памятников архитектуры, построенных 100-200 лет назад, находятся в ветхом состоянии, состоят из коммунальных квартир, которые зачастую технически невозможно оснастить коммунальными благами. В некоторых из них по-прежнему дымят угольные печи, нет канализации и воды.
Осталась неясной дальнейшая судьба Ростовского аэропорта. Вынести его за городскую черту слишком сложно, а держать этот объект на прежнем месте слишком опасно. Кроме того, не ясно, где расположится новый железнодорожный вокзал. Стратегически целесообразно его построить в Александровке, но эта территория находится в оползнеопасной зоне. Кстати, по словам Ирины Гришечкиной, оползень в нашем городе — целиком рукотворный, возникший из-за больших потерь на водопроводно-канализационных коммуникациях и отсутствия сетей городской ливнёвки. Обилие грунтовых вод почему-то больше всего поразило архитекторов С.-Петербурга, хотя их город вообще строился на болотах.
8 июня 2005г., «Ростов Официальный».
|