Чтобы городу не было тесно
На Б. Садовой, 47, обсудили основные положения нового генерального плана.
Выступившая с докладом Ирина Гришечкина (ФГШУП «РосНИПИурбанистики», г. Санкт-Петербург) назвала в числе главных задач нового генплана улучшение экологической безопасности и сохранение исторического наследия, неповторимого облика города, во многом утраченного в последние годы. Своё мнение по этому поводу уже высказали ростовские архитекторы. Но поскольку в этот раз аудиторию составили в основном хозяйственники, их больше интересовали практические вопросы повышения эффективности использования городской территории.
Центр переедет
О том, что исторический центр города перенаселён жильём, офисами и транспортом, сказано и написано было уже немало, в том числе на страницах «РО». Но миллионник-мегаполис, к тому же являющийся административной и экономической столицей юга России, не может развиваться только за счёт окраин, тем паче, что свободных территорий для новой застройки в Ростове очень мало. Предложенный проектировщиками выход — построить новый центр между ул. Ленина и Нансена. На этом доселе «сером пятне» предполагается возвести мощный комплекс общественных, офисных и торговых зданий. А старый центр, где проектировщиками предусмотрены охранные зоны исторической застройки, будет тоже планомерно развиваться, но не «ляжет» целиком под нож строительных бульдозеров.
Ввысь и вширь
Что же касается массового жилищно-гражданского строительства, то оно будет вестись прежде всего в западной и северо-восточной частях города.
Большое распространение получит и индивидуальная застройка. Причём за городской чертой, на территории пригородных посёлков Аксайского и Мясниковского районов.
На то, что Ростову и ростовчанам давно уже тесно в нынешних городских границах, указал в своём выступлении и мэр Михаил Чернышёв. Высказав пожелание, чтобы эта проблема была максимально чётко обозначена проектировщиками в ходе дальнейшей работы над генпланом.
Скрестить метро с трамваем
Как мы уже отмечали, дальнейшее развитие Ростова невозможно без принципиального решения проблемы «город и автомобили». Неслучайно содокладчиком Гришечкиной на коллегии выступил Михаил Петрович — ответственный исполнитель раздела транспортной инфраструктуры генплана.
К 2025 г. протяжённость магистралей скоростного и непрерывного движения составит 94 км, из которых 65 км будет построено вновь. В том числе два «диаметра» — Темер-ницкий (от моста в створе ул. Сиверса к Военведу) и Кизитеринский (от Зелёного острова к Северному жилому массиву).
Впрочем, проблемы «пробок» в центре города это не решит, так как количество автомашин, находящихся в личном пользовании ростовчан, приближается к критической массе. Альтернативой должно стать количественное и качественное развитие общественного пассажирского транспорта, в частности, электрического. Содокладчик даже предсказал, что через 15 лет собирающиеся на заседание члены коллегии будут оставлять свои машины на оборудованных на въездах в центр перехватывающих парковках и продолжать свой путь на трамвае, чем вызвал оживление в зале.
Трамвай трамваю, впрочем, рознь. Автору довелось именно на этом виде транспорта добираться из международного аэропорта Стамбула до центра города. Неблизкий путь в 25 км стамбульский трамвай, больше похожий на метро, преодолел всего за 25 минут. В России подобная скоростная трасса с отдельными подземными участками неглубокого залегания действует в Волгограде. Значит, дедушку-трамвай и впрямь рановато ещё списывать на пенсию...
Москва-Кизитеринка
Отдельный раздел генплана посвящен градостроительным преобразованиям на транспортных «воротах» города. Предполагается, что в недалёком будущем скоростные поезда будут доставлять пассажиров из Москвы в Ростов за какие-нибудь 10 часов. Для их обслуживания, а также пропуска транзитных составов намечено строительство в районе Кизитеринки, на существующей пока только в проекте Нахичеван-ской набережной, нового Восточного железнодорожного вокзала, санация и озеленение прибрежной территории, перенос отсюда сооружений речного порта.
В перспективе переезд ждёт и ростовский аэровокзал. Дело не только в том, что сегодня самолёты взлетают и заходят на посадку практически над городскими крышами. Столице ЮФО не обойтись без современного крупного международного аэропорта, место для которого в черте города найти невозможно. Впрочем, пока это вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня.
За Доном для нас земли нет?
Не все предложения авторов генплана были приняты собравшимися «на ура». В частности, вето на застройку левобережья, названного основным элементом экологического каркаса и потому неприкосновенного для всех видов использования, кроме рекреационных целей. Выступавшие мотивировали своё несогласие тем, что земля за Доном, между областным центром и Батайском, вызывает куда больший интерес инвесторов, чем участки где-нибудь за Ростовским морем. Проектировщики ссылались на то, что предпринимавшиеся в других крупных российских городах попытки застраивать пойменные территории оказались неэффективными.
Прозвучали разные мнения и касательно проектных предложений по водотеплоэнергоснабжению. В решение коллегии записан специальный пункт о подготовке предложений по разработке общегородских схем инженерного обеспечения.
В целом генплан есть, но большая работа по проведению согласований, экспертизы, публичных слушаний ещё впереди, и выполнять её совместно с питерскими, ростовским градостроителям. Удачи им в этом труде, результаты которого скажутся на развитии города в ближайшие десятилетия!
XXX
Коллегия рассмотрела также итоги реализации в 2005 г. «Основных направлений стратегического плана социально-экономического развития Ростова на период до 2010 г.» и другие вопросы.
3 мая 2006г., «Ростов Официальный».
|