rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
 

...А воздухом дышать - на Зеленый остров, пожалуйста

042Экологическая составляющая Генерального плана Ростова вызвала, пожалуй, самые бурные споры при проведении общественных слушаний в публичной библиотеке. Ведь ни для кого не секрет, что последние полтора десятилетия Ростов стабильно числится среди двадцати самых экологически неблагополучных городов России.

   Самая тяжелая ситуация (даже хуже, чем с питьевой водой) - с атмосфрерным воздухом. На головы ростовчан за год сваливается - в прямом смысле слова - свыше 160 тонн загрязняющих веществ. Предельно допустимая концентрация самых опасных из них превышена до 10 раз. А спасительных зеленых насаждений на одного жителя Ростова приходится в 5-6 раз меньше, чем положено по санитарным нормам. Зато автомобилей, главных загрязнителей городского воздуха, становится с каждым годом все больше.

   Разработчики проекта и сотрудники Ростовской мэрии представили экологический раздел Генерального плана развития Ростова на ближайшие 20 лет на суд специалистов и представителей общественности.

     ОЧЕНЬ ГЛАДКО НА БУМАГЕ...

     Как и ожидалось, приоритетным - по Генплану - будет оздоровление воздушного бассейна, в загрязнении которого львиная доля приходится на автомобильный транспорт - до 94% от числа выбросов в атмосферу. Но - против логики - самые активные мероприятия приходятся в Генплане на другую составляющую - "борьбу" с промышленными предприятиями в городской черте, которые дают менее 6% загрязнения атмосферы. Планируется их вынос в промышленную зону и запрет на размещение особо опасных предприятий в черте города. Будут ликвидированы маломощные котельные, и реконструированы ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Сокращение автотранспортного потока будет достигнуто, по мнению разработчиков проекта, за счет уменьшения интенсивности движения в центре города и вывода транзитного транспорта за городскую черту с помощью объездных магистралей. Введение экологически нейтрального электротранспорта, трамваев и троллейбусов; оптимизация дорожного движения; переход на экологически чистое топливо - еще один рычаг в борьбе за чистоту атмосферного воздуха. Самое главное оружие - зеленые насаждения планируется размещать на левом берегу Дона, на Зеленом острове и на окраинах Ростова. Площадь посадок планируется довести к 2025 году до 6 220 га (с учетом ныне существующих), так чтобы на одного ростовчанина приходилось до 36 (!) квадратных метров зеленых посадок - против сегодняшних 14 кв. м.

      В ТИСКАХ ИНВЕСТОРОВ И ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

   Что касается озеленения центра Ростова, то прогноз разработчиков Генплана оптимистичным не назовешь. Массовая вырубка деревьев (превышающая темпы новых посадок) сопровождает ныне строительство офисных и жилых зданий и обустройство автопарковок в центре города, а компенсаторного озеленения, увы, не дождаться. Объясняется это просто: ростовчане становятся заложниками инвесторов и ...подземных коммуникаций. Первые, выкупая участки под строительство за бешеные деньги, менее всего заботятся о восстановлении зеленых насаждений. Так, например, если инвестор возьмет на себя труд вынести за городскую черту известный "Моррос" (что обозначено в Генплане), то уж вовсе не для того, чтобы разбить вместо него на Ростовской набережной парк - на радость горожанам... Было бы гораздо лучше, если бы сносом ветхого жилья и выносом предприятий из таких мест - с последующим озеленением освободившейся территории - занялся бы муниципалитет. Но, говорят, нет в городской казне денег. ...А там, где посадка новых деревьев зависит от городских служб, мешают подземные коммуникации, которые захватили все пространство под асфальтом, не оставив места для корней... И даже планы по созданию в Ростове давно ожидаемого и необходимого для миллионного города - ливневой канализации (наконец-то!), ликвидации несанкционированных хозяйственно-бытовых сбросов, прокладки новых канализационных сетей, мероприятия по регулированию городских водоемов и селективному сбору отходов и строительству мусоросжигательного завода - не перевешивают, увы, негатив от тяжелой ситуации с атмосферным воздухом.

      НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ УРБАНИЗАЦИЯ

  Именно так определили ситуацию в Ростове представители региональной общественнной экологической организации, подвергнув критике экологический раздел Генерального плана. Кстати, руководители Госкомприроды при администрации РО, участвовавшие в общественных слушаниях, поддержали практически все пункты "обвинения". По их мнению, меры по выносу предприятий, которые будут осуществлять инвесторы, явно доминируют в решении проблемы очищения городского воздуха. Как быть с растущим числом автомобилей, пробками на основных городских магистралях - ответа в Генплане нет. Экологи предлагают сократить автомобильные выбросы в 5-6 раз за счет повышения скорости движения. Но для этого нужны транспортные развязки, эстакады, тоннели - только тогда автомобили не будут останавливаться перед светофором на каждом перекрестке, создавая пробки на несколько кварталов и безжалостно газуя.

   Ожидается, что уже через три года на каждую 1000 ростовчан будет приходиться 300 автомобилей. В такой атмосфере можно не только задохнуться, но и оглохнуть. А разработчики Генплана напрочь забыли о том, что зеленые насаждения - это поглотители не только углекислого газа вместе с загрязнениями, но и городского шума, от которого не спасают даже тройные стеклопакеты. А там, где днем и ночью грохочет под окном автострада, - расстройство сна, нервные заболевания, потом - и соматические. Спасти могут только защитные древесные посадки, густые и многоярусные, которые отделяли бы дома от проезжей части улиц. Кстати, по сведениям общественных экологов, на одного ростовчанина приходится не 14 квадратных метров зелени, как указано в Генплане, а всего 5, что намного ниже нормы. Можно считать, что по этому показателю мы пока в "минусе", а предстоит не только достигнуть нормы, но и превысить ее, что реально очень не просто, если не озеленять каждое свободное пятно в центре города, как это делают в Москве. А отсылать ростовчан дышать чистым воздухом на Зеленый остров - по меньшей мере некорректно.

      А ЕСЛИ - ПАВОДОК?

     Удивляет, что разработчики проекта связывают большие планы с территориями Зеленого острова, левого берега Дона, Кумжинской рощи. Исторически (до строительства Цимлянской плотины) это были затопляемые низины. Специалистам известно, что рукотворные водохранилища, Цимлянское - в их числе, имеют ограниченный "срок жизни" - от 80 до 150 лет при условии соответствующего обихода (расчистки, укрепления берегов и прочее). Как знать, что станет с Цимлой через 20-30-40 лет, даже если поддерживать плотину в рабочем состоянии... Нерегулируемый весенний разлив способен затопить низкий левый берег Дона - до самого Батайска, как бывало прежде. Почему разработчики сбросили со счетов это обстоятельство?

    Отбиваясь от нападок ростовчан, возбужденных обсуждением Генплана, главный инженер проекта пыталась объяснить, что архитектурный проект не решает частности, о которых горячо спорили горожане, - нужны гидро-геологические изыскания и разработка специальных технологий, что не входит в задачу разработчиков. Генплан обозначает лишь стратегию развития, а тактика определяется при решении конкретных задач. Не получится ли, что после соответствующих изысканий и поисков дефицитных территорий (под тот же мусоросжигательный завод) станет ясно, что архитекторы из Питера создали прекрасный Генплан, который, увы, мало привязан к особенностям и специфике именно Ростова-на- Дону?

19.01.2007г., «Наше Время».
.