...А воздухом дышать - на Зеленый остров, пожалуйста
Экологическая составляющая Генерального плана Ростова вызвала, пожалуй, самые бурные споры при проведении общественных слушаний в публичной библиотеке. Ведь ни для кого не секрет, что последние полтора десятилетия Ростов стабильно числится среди двадцати самых экологически неблагополучных городов России.
Самая тяжелая ситуация (даже хуже, чем с питьевой водой) - с атмосфрерным воздухом. На головы ростовчан за год сваливается - в прямом смысле слова - свыше 160 тонн загрязняющих веществ. Предельно допустимая концентрация самых опасных из них превышена до 10 раз. А спасительных зеленых насаждений на одного жителя Ростова приходится в 5-6 раз меньше, чем положено по санитарным нормам. Зато автомобилей, главных загрязнителей городского воздуха, становится с каждым годом все больше.
Разработчики проекта и сотрудники Ростовской мэрии представили экологический раздел Генерального плана развития Ростова на ближайшие 20 лет на суд специалистов и представителей общественности.
ОЧЕНЬ ГЛАДКО НА БУМАГЕ...
Как и ожидалось, приоритетным - по Генплану - будет оздоровление воздушного бассейна, в загрязнении которого львиная доля приходится на автомобильный транспорт - до 94% от числа выбросов в атмосферу. Но - против логики - самые активные мероприятия приходятся в Генплане на другую составляющую - "борьбу" с промышленными предприятиями в городской черте, которые дают менее 6% загрязнения атмосферы. Планируется их вынос в промышленную зону и запрет на размещение особо опасных предприятий в черте города. Будут ликвидированы маломощные котельные, и реконструированы ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Сокращение автотранспортного потока будет достигнуто, по мнению разработчиков проекта, за счет уменьшения интенсивности движения в центре города и вывода транзитного транспорта за городскую черту с помощью объездных магистралей. Введение экологически нейтрального электротранспорта, трамваев и троллейбусов; оптимизация дорожного движения; переход на экологически чистое топливо - еще один рычаг в борьбе за чистоту атмосферного воздуха. Самое главное оружие - зеленые насаждения планируется размещать на левом берегу Дона, на Зеленом острове и на окраинах Ростова. Площадь посадок планируется довести к 2025 году до 6 220 га (с учетом ныне существующих), так чтобы на одного ростовчанина приходилось до 36 (!) квадратных метров зеленых посадок - против сегодняшних 14 кв. м.
В ТИСКАХ ИНВЕСТОРОВ И ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Что касается озеленения центра Ростова, то прогноз разработчиков Генплана оптимистичным не назовешь. Массовая вырубка деревьев (превышающая темпы новых посадок) сопровождает ныне строительство офисных и жилых зданий и обустройство автопарковок в центре города, а компенсаторного озеленения, увы, не дождаться. Объясняется это просто: ростовчане становятся заложниками инвесторов и ...подземных коммуникаций. Первые, выкупая участки под строительство за бешеные деньги, менее всего заботятся о восстановлении зеленых насаждений. Так, например, если инвестор возьмет на себя труд вынести за городскую черту известный "Моррос" (что обозначено в Генплане), то уж вовсе не для того, чтобы разбить вместо него на Ростовской набережной парк - на радость горожанам... Было бы гораздо лучше, если бы сносом ветхого жилья и выносом предприятий из таких мест - с последующим озеленением освободившейся территории - занялся бы муниципалитет. Но, говорят, нет в городской казне денег. ...А там, где посадка новых деревьев зависит от городских служб, мешают подземные коммуникации, которые захватили все пространство под асфальтом, не оставив места для корней... И даже планы по созданию в Ростове давно ожидаемого и необходимого для миллионного города - ливневой канализации (наконец-то!), ликвидации несанкционированных хозяйственно-бытовых сбросов, прокладки новых канализационных сетей, мероприятия по регулированию городских водоемов и селективному сбору отходов и строительству мусоросжигательного завода - не перевешивают, увы, негатив от тяжелой ситуации с атмосферным воздухом.
НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ УРБАНИЗАЦИЯ
Именно так определили ситуацию в Ростове представители региональной общественнной экологической организации, подвергнув критике экологический раздел Генерального плана. Кстати, руководители Госкомприроды при администрации РО, участвовавшие в общественных слушаниях, поддержали практически все пункты "обвинения". По их мнению, меры по выносу предприятий, которые будут осуществлять инвесторы, явно доминируют в решении проблемы очищения городского воздуха. Как быть с растущим числом автомобилей, пробками на основных городских магистралях - ответа в Генплане нет. Экологи предлагают сократить автомобильные выбросы в 5-6 раз за счет повышения скорости движения. Но для этого нужны транспортные развязки, эстакады, тоннели - только тогда автомобили не будут останавливаться перед светофором на каждом перекрестке, создавая пробки на несколько кварталов и безжалостно газуя.
Ожидается, что уже через три года на каждую 1000 ростовчан будет приходиться 300 автомобилей. В такой атмосфере можно не только задохнуться, но и оглохнуть. А разработчики Генплана напрочь забыли о том, что зеленые насаждения - это поглотители не только углекислого газа вместе с загрязнениями, но и городского шума, от которого не спасают даже тройные стеклопакеты. А там, где днем и ночью грохочет под окном автострада, - расстройство сна, нервные заболевания, потом - и соматические. Спасти могут только защитные древесные посадки, густые и многоярусные, которые отделяли бы дома от проезжей части улиц. Кстати, по сведениям общественных экологов, на одного ростовчанина приходится не 14 квадратных метров зелени, как указано в Генплане, а всего 5, что намного ниже нормы. Можно считать, что по этому показателю мы пока в "минусе", а предстоит не только достигнуть нормы, но и превысить ее, что реально очень не просто, если не озеленять каждое свободное пятно в центре города, как это делают в Москве. А отсылать ростовчан дышать чистым воздухом на Зеленый остров - по меньшей мере некорректно.
А ЕСЛИ - ПАВОДОК?
Удивляет, что разработчики проекта связывают большие планы с территориями Зеленого острова, левого берега Дона, Кумжинской рощи. Исторически (до строительства Цимлянской плотины) это были затопляемые низины. Специалистам известно, что рукотворные водохранилища, Цимлянское - в их числе, имеют ограниченный "срок жизни" - от 80 до 150 лет при условии соответствующего обихода (расчистки, укрепления берегов и прочее). Как знать, что станет с Цимлой через 20-30-40 лет, даже если поддерживать плотину в рабочем состоянии... Нерегулируемый весенний разлив способен затопить низкий левый берег Дона - до самого Батайска, как бывало прежде. Почему разработчики сбросили со счетов это обстоятельство?
Отбиваясь от нападок ростовчан, возбужденных обсуждением Генплана, главный инженер проекта пыталась объяснить, что архитектурный проект не решает частности, о которых горячо спорили горожане, - нужны гидро-геологические изыскания и разработка специальных технологий, что не входит в задачу разработчиков. Генплан обозначает лишь стратегию развития, а тактика определяется при решении конкретных задач. Не получится ли, что после соответствующих изысканий и поисков дефицитных территорий (под тот же мусоросжигательный завод) станет ясно, что архитекторы из Питера создали прекрасный Генплан, который, увы, мало привязан к особенностям и специфике именно Ростова-на- Дону?
19.01.2007г., «Наше Время».
|