|
Начальник отдела целевых перспективных программ и природопользования Департамента строительства и перспективного развития Ростова Марк Кантер
|
Сегодня в деловых кругах Ростова идет обсуждение нового генерального плана города, который разрабатывают специалисты Института урбанистики Санкт-Петербурга, выигравшие право на эту работу. Какова будет модель этого проекта будет известно через год-два, специалисты ещё не пришли к общему мнению. Уже сегодня мы можем узнать, обладает ли Ростов хозяйственным потенциалом для воплощения в жизнь нового генплана. На первом обсуждении генплана свою точку зрения высказал начальник отдела целевых перспективных программ и природопользования Департамента строительства и перспективного развития Ростова Марк Кантер.
– Марк Михайлович, если сравнить Ростов с другими городами-миллионниками, какова его динамика развития, потенциал?
Наш город молодой, в нынешнем году ему исполнится всего 254 года. Например, Казани и Нижнему Новгороду для звания «миллионера» потребовалось времени более пяти веков. В иерархии российских городов Ростов по численности населения занимает 12 место. Есть еще одно отличие —наш город весьма компактен, занимает всего 34,9 тысяч гектаров, в то время как Волгоград (43 тысячи), Екатеринбург (49 тысячи). В связи с этим плотность заселения городских земель в Ростове значительно выше, чем в других городах-миллионерах, что говорит о высокой ценности городских территорий.
– Что лежит в основе экономики города, насколько она независима от внешних факторов, например, стоимости на нефть?
– Ростов давно приобрел славу купеческого города: товарооборот на 1000 гектаров городской территории в Ростове в 2,5 раза выше, чем в Волгограде. Основным элементом градообразующей базы в структуре экономики Ростова является промышленность, затем следует транспорт и связь, и только потом уже строительство, торговля и общественное питание. Имидж развивающегося города подтверждает статистика появления новых субъектов предпринимательства. За последние семь лет число хозяйствующих субъектов возросло на 17 тысяч (на 69%). Среди городов Ростовской области Ростов лидирует по развитию предпринимательских структур, которых здесь свыше 40% размещено и зарегистрировано. Важной частью городской экономики является строительство. Введение в эксплуатацию новых жилых домов в Ростове в прошлом году превысил уровень многих городов — Воронежа, Волгограда, Нижнего Новгорода.
– Как может измениться экономика города за 20-30 лет, ведь именно на такое количество времени рассчитан новый генплан Ростова?
– Структура экономики города за этот период вряд ли кардинально изменится. Некоторые изменения можно прогнозировать, например, дальнейшее повышение эффективности и рентабельности строительства, развитие транспорта, связи и торговли. Большую роль в городском сообществе будет играть бизнес, чутко реагирующий на ценность земель. Мы наблюдаем готовность вкладывать капиталы в земли, стратегически экономически выгодные, которых ещё достаточно на территории Ростова. Всё это проявляется и при распределении финансовых потоков. Обратите внимание, что в Ростове больше всего игорных заведений расположено в трёх центральных районах. Несомненно, у инвесторов появился интерес к освоению левобережья. На левобережной зоне создана индустрия развлечений и отдыха: свыше 30 стационарных кафе (ориентированы на 5000 посадочных мест), работающих круглый год. На новой основе возрождаются промышленные территории (табачное производство), ведется строительство гипермаркета. В перспективе рассматривается возможность размещения Южно-российского конного центра, яхтенного порта, строительство бизнес-центра.
– Марк Михайлович, а что даёт простому ростовчанину коммерциализация центра города и левобережья?
– Очень многое: и новые рабочие места, и обслуживание, и социальные программы. Частные капиталовложения при организационной поддержке администрации города и области идут на благоустройство центральных районов. За короткий срок удалось значительно преобразить застройку центра города, где за последние годы введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью свыше полумиллиона квадратных метров. Концентрация жилищного строительства повлекла за собой обустраивание и прилегающих территорий, вызвало вторичную «волну» реконструкции и модернизации первых этажей.
В центре города формируется зона деловой активности, по мере её насыщения началось активное обновление улиц и проспектов, прилегающих к центру.
– И все же может муниципалитет влиять на распределение инвестиционных потоков на территории города?
– Бизнес всегда будет требовать своей доли. Найти компромисс на взыимовыгодных условиях – это не просто, но возможно. В Ростове работает механизм вывода промышленных предприятий в промзону. Результаты в этом направлении уже имеются. К слову, на месте бывшего пивзавода и заброшенного трамвайного депо разместились два «гипер-маркета». Активная градостроительная политика заставила муниципалитет выступить в качестве так называемого Агентства развития, которое формирует условия инвестирования. Обновление, реконструкция, капитальный ремонт — это инвестиции в будущее, и, по нашим подсчетам, суммарный объем инвестиций на территории центра города за счет всех источников финансирования сопоставим с затратами, которые проводились за счет государства в докризисный период. Консолидация финансовых инвестиционных потоков на городской территории позволила решить ряд социальных и экономических проблем: ликвидируется аварийное и ветхое жилье, ведется строительство инженерных систем, началась масштабная работа по оздоровлению реки Темерник. Таким образом, современный Ростов обладает не только значительным хозяйственным потенциалом, но и успешно его реализует.
– С Вашей точки зрения, какие могут возникнуть сложности при осуществлении генплана?
– Бизнес структуры, работающие в Ростове, в 2002 году уплатили 13,8 миллиардов рублей всех видов налогов, что составляет почти 60% всех налоговых платежей от средств, собранных на территории Ростовской области. На первый взгляд, это позволяет предположить, что местное самоуправление может формировать городской бюджет и бюджет развития, обеспечивающий решение многих социальных проблем. Однако, весь бюджет города составляет всего 3,8 миллиардов рублей. Можно задаться вопросом о справедливости распределения средств в бюджетной системе, отводящей львиную долю заработанного на другие бюджетные уровни и другие территории. Безусловно, это мешает муниципальной власти повышать уровень социально-экономического благополучия города. Символично - консультации по новому генеральному плану начались в марте, ведь ровно 32 года назад, 17 марта, правительство России утвердило генеральный план. Ростова. Надеемся, новый генплан действительно станет настольной книгой для власти, бизнеса и горожан.
2 апреля 2003г., «Ростов Официальный».
|