Все флаги в гости будут к нам?!
Однажды мне пришлось побывать в роли экскурсовода по Ростову для иностранцев. Так вот, из личного опыта могу утверждать, что мой любимый город для них крайне неинтересен. Одна американка на вопрос о впечатлениях честно ответила: если бы она понимала всё, о чём мы говорим, то у неё не возникло бы ощущение, что она находится за пределами родного Техаса. Другие американцы были менее корректны и откровенно скучали. Единственное, что их чуть развлекло, — Центральный рынок. Они решили, что это нечто вроде восточного базара, только маленького. Да и моё руководство тоже просило показывать поменьше города, а побольше окрестностей. Одним словом, как это ни прискорбно, но Ростов как туристический центр пока идёт вровень с какими-нибудь московскими Черёмушками.
И в этом смысле интересно, на что мы можем рассчитывать хотя бы в перспективе? Конечно, было бы неплохо получать в городскую казну дополнительные доходы от туризма, ведь смогли же так поставить турбизнес у других. У Ростова есть некоторый туристический потенциал для развития этого направления. Парадокс, но именно этот сегмент рынка наиболее неразвит. Практически все туроператоры города работают на выездной туризм, и считанные единицы специализируются на приёме гостей.
Конечно, в силу объективных причин Ростов не может сравниться с Москвой, Питером или тем же Сочи. У нас просто мало интересных объектов. Впрочем, это не значит, что в городе нечего показать. Например, в одной из фирм разработана интересная экскурсионная программа по Большой Садовой, местам боевой славы, экскурсии религиозной тематики. Все они пользуются спросом. Тем не менее говорить всерьёз о том, что подобные программы станут той основой, на которой в Ростов потекут экскурсионные реки, не приходится. По словам директора туристической фирмы «Планета Сервис-А» Виталия Австриевских, потенциал Ростова как туристического центра кроется, скорее, в том, чтобы стать базой для развития туризма по области. Например, есть программа «Донское золотое кольцо», разработанная по просьбе иностранцев, и в неё включены шесть городов области — Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Аксай, Старочеркасск, Азов, Таганрог и ещё Танаис. И в этой программе явно виден смысл развития Ростова как базы для «десантирования» туристов в действительно интересные исторические места области.
Кроме того, отмечают участники рынка, есть ещё и потенциал развития Ростова как центра делового туризма. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Например, городу явно не хватает гостиниц как высокого, так и среднего уровня, и при этом стоимость имеющихся в среднем составляет 3500-4000 рублей за номер. В общем, с жильём туго, зато с питанием проблем нет — обеспеченность посадочными местами составляет 182%. Те же американцы, о которых уже говорилось, пребывали в состоянии экстаза от армянской кухни в Нахичеване и Чалтыре. Тем не менее в основном весь деловой туризм, как правило, ведётся отдельными игроками того же выставочного бизнеса и не имеет системного подхода. Чтобы не быть голословным, приведу пример с нашим «заклятым» другом-соседом — Краснодарским краем, где уже который год краевые власти организуют международный инвестиционный форум. И результат, как говорится, налицо, а точнее, на карман — по объёму привлечённых инвестиций наши соседи стабильно лидируют в ЮФО, хотя и Ростов, и область имеют не меньший потенциал, чем Краснодар.
Ещё одним минусом туристической привлекательности Ростова является отсутствие, скажем так, пиара города. Если в том же Сочи едешь и на каждом столбе видишь надпись типа «Сочи будет столицей Олимпиады», «лучший курорт страны» и т. д., то в Ростове такой наглядной агитации крайне мало. Кроме того, тот же Сочи довольно мощно использует административный ресурс, особенно летом, когда там отдыхает президент. А Ростов, между прочим, столица ЮФО, и полпредство здесь находится круглогодично, а оно само по себе мощный федеральный ньюсмейкер.
Словом, у Ростова есть достаточно большой потенциал развития по двум направлениям въездного туризма — как транзитного центра и как центра делового туризма. Собственно в этом направлении и идёт разработка программы развития туризма в городе. Другой вопрос, что эффективно решать все эти проблемы только муниципалитет не в состоянии, здесь необходима координация усилий структур и регионального, и федерального масштаба. Нельзя же всерьёз говорить о том, что город будет ремонтировать подъезды к Азову или Танаису, в крайнем случае муниципалитет может только дать проезд по Садовой для тургрупп.
27 сентября 2006г., РО.
|