Как себя чувствуешь гость
В последнее время у нас стало модным говорить о развитии туризма. Все кивают на страны и города, в которых на этом бизнесе держится большая часть бюджета. Проводят совещания с принятием программ и призывов к бизнесменам развивать туристическую инфраструктуру.
«РО» задался целью посмотреть, что из этого получается на практике. И начали мы даже не с туристов. Приезжает человек, гость Ростова — как он себя чувствует в нашем городе, с чем сталкивается?
Мой знакомый, житель Самары, приехал в Ростов по делам на своей машине. Много путешествующий, он был удивлён, когда не смог устроиться ни в одну из крупных гостиниц города, и был вынужден поселиться в маленькой гостинице при крупном частном ресторане в районе Малиновского. Потом он мне взахлёб рассказывал: «Понимаешь, чувствую, что-то не то. Девицы какие-то бродят, начались звонки. Я долго не мог врубиться, что к чему». Он здорово удивился, когда понял, что гостиница эта несёт в себе несколько иные функции. Говоря языком Кисы Воробьянинова, он попал в «нумера». На следующее утро, с помощью ростовских контрагентов, он сумел переехать в более приличную частную гостиницу в районе аэропорта — так и не смог устроиться даже в такую относительно доступную по цене и удобную по расположению гостиницу «Турист». Милая и предупредительная девушка в «Туристе», вежливо улыбаясь, сообщила: «Молодой человек, разве вы не знаете, что бронировать номер надо хотя бы за неделю? Вот ездят здесь, ничего не знают! И не пытайтесь звонить по другим гостиницам, всё везде одинаково».
Для нас важно одно: помимо довольно высокой цены номера — от двух-трёх тысяч рублей за ночь, — сейчас существует проблема нехватки гостиничных мест, а потому бронировать их надо минимум за несколько дней. Положение как-то спасают различные небольшие частные гостиницы, а также те самые пресловутые «нумера», хотя это уже самый крайний случай, когда человеку совсем негде переночевать. Правда, есть ещё один вариант, и люди, по долгу работы, сталкивающиеся с необходимостью размещать приезжих, им активно пользуются — сдача квартир посуточно. Этот сегмент рынка более мобилен как в цене, так и в качестве услуг — от тысячи до полутора тысяч рублей в сутки и вам будет предложена одно- или двухкомнатная квартира со всей необходимой мебелью, посудой, аппаратурой, бельём и даже домашним кинотеатром. В итоге наш герой остановился именно на этом варианте, благо его славянская внешность не привлекала внимания сотрудников милиции, требующих регистрацию, которая в гостинице была бы автоматической.
После мониторинга гостиниц мы решили узнать, как быть человеку, если он приехал в город на своей машине, а она у него сломалась, как это случилось у моего знакомого. Нетрудно представить настроение человека, привыкшего в ней практически жить. В сервисе ему сказали, что ждать придётся минимум неделю. Что делает человек в такой ситуации? Правильно, ищет пункт проката. Ни в одной из ростовских газет мы не смогли найти адресов пунктов проката машин. Обратились в Интернет, где отыскали только пару фирм с довольно ощутимыми ценами — порядка 80 долларов в сутки за иномарку бизнес-класса, но при этом требовался залог в полтысячи американских же рублей. Тогда, по совету коллег, обратились в фирму, где всего за 950 рублей в сутки и под залог в 5 тысяч предоставили на выбор вполне бюджетные ВАЗовские 8 и 9 модели, а за 1050 рублей в сутки можно было взять более «понтовую» «десятку». При этом ещё и получили скидку, поскольку брали машину больше чем на три дня. Милая девушка на другом конце телефона очень удивилась, узнав, что их фирмы нет в Интернете: «Как нет?! Должна быть! Спасибо, что сказали, обязательно проверю. А вообще у нас много фирм, предоставляющих машины, я точно знаю штук 10-12».
Следом у нас значился вопрос сотовой связи. Посчитав, что чем быть в роуминге у своего федерального оператора, дешевле купить местный номер, мы заглянули в офис продаж одной из компаний. И тут узнали, что, не имея ростовской прописки, сделать этого просто нельзя. Помочь себе в этой ситуации можно только так: местные коллеги или знакомые просто регистрируют SIM-карту на себя, и этот вопрос решён.
Ну, хорошо, а куда может пойти гость Ростова в выходные? Упомянутый мной выше знакомый из Самары, в своё время с удивлением, обнаружил, что пойти-то особо и некуда. Разного рода увеселительные заведения его не интересовали, а назвать что-либо истинно ростовское, чего не было бы в той же Самаре или любом другом российском городе, даже его коллеги ростовчане затруднились. К тому же, и для ростовчан небезопасно ходить в некоторые из заведений, что уж тут говорить о приезжих? Тем не менее, вспомнив студенческие времена, ростовчане показали Парамоновские склады, набережную, Пушкинскую. Но самое вдохновившее его место — Центральный рынок. Из ближайших окрестностей, больше всего понравились Новочеркасск и Старочеркасская, Азов, а вот в Таганрог он просто не успел доехать.
Одним словом, только на таком просто примере можно увидеть, что перспективы развития Ростова как туристического центра пока весьма туманны и размыты. Впрочем, нет ничего невозможного, и со временем, вероятно, всё и получится, вот только вопрос, сколько времени и средств это займёт.
Справка «РО»
Делами туризма в Ростове вскоре займётся минэкономики области. На сегодняшний день на сайте областной администрации указано 9 гостиниц города, на информационных порталах в Интернете можно найти до 33 «постоялых дворов», включая ведомственные, частные и отели при различных досугово-развлекательных комплексах. Достраивается гостиница в ТВЦ «Роствертол», проявили интерес к строительству в Ростове гостиничного комплекса турки. Из известных туристических фирм только одна занимается и специализируется на организации экскурсий по городу и области. По оценке участников рынка, в городе порядка 15 организаций, предоставляющих в аренду автомобили без водителя.
28 марта 2007г., РО.
|